головка пильной шины цепной пилы

Классы МПК:B27B17/02 цепные пилы с направляющими стержнями
B27B17/04 на роликовых подшипниках 
B27B17/12 устройства для смазки цепных пил 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Акимов Анатолий Валентинович,
Никитин Олег Робензонович
Приоритеты:
подача заявки:
2000-11-27
публикация патента:

Изобретение относится к лесной и деревообрабатывающей промышленности. Боковые пластины головки пильной шины имеют тарельчатые выступы, образующие кольцевые полости, заполняемые смазочным материалом. Пополнение смазочного материала производят через отверстия в пластинах, причем отверстия расположены диаметрально противоположно друг относительно друга. Головка пильной шины имеет повышенную прочность на изгиб и надежную смазку. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Головка пильной шины цепной пилы, состоящая из двух боковых пластин, соединенных с осью подшипниковой опоры, и ведомой звездочки, установленной между боковыми пластинами с возможностью свободного вращения вокруг упомянутой оси, отличающаяся тем, что в зоне подшипниковой опоры ведомой звездочки каждая из боковых пластин выполнена с тарельчатым выступом, внутренний диаметр которого превышает опорный диаметр звездочки, и в каждой боковой пластине в зоне кольцевой полости, образованной соответствующим тарельчатым выступом, выполнено сквозное отверстие, при этом указанные отверстия в пластинах расположены диаметрально противоположно друг относительно друга.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к цепным моторным пилам и может быть использовано в лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Известна головка пильной шины цепной пилы, состоящая из двух плоских боковых пластин, жестко связанных между собой и скрепленных с осью, и ведомой звездочки, установленной между боковыми пластинами с возможностью свободного вращения на подшипниковых роликах вокруг упомянутой оси [1].

Недостатками известного изобретения являются низкая механическая прочность головки на изгиб, обусловленная плоской формой боковых пластин, а также затрудненные условия смазки взаимоподвижных деталей, которая осуществляется за счет смазочного материала, закладываемого между роликами подшипника при сборке головки. В процессе работы пилы смазочный материал, контактирующий с быстро вращающейся звездочкой, под воздействием центробежной силы постепенно выбрасывается наружу. Пополнение смазочного материала в процессе эксплуатации пилы невозможно вследствие отсутствия доступа в зону подшипника.

Наиболее близким к заявляемому решению является головка пильной шины цепной пилы, состоящая из двух боковых пластин, соединенных с осью подшипниковой опоры, и ведомой звездочки, установленной между боковыми пластинами с возможностью свободного вращения на упомянутой оси [2].

С целью повышения прочности головки на изгиб боковые пластины головки выполнены с кольцевыми ребрами жесткости, являющимися одновременно беговыми канавками для шариков, размещенных в кольцевом зазоре между осью и ведомой звездочкой.

Недостатком этой головки является ее невысокая эксплуатационная надежность, обусловленная ограниченной механической прочностью головки на изгиб и быстрым износом головки вследствие небольшого запаса смазочного материала. Выполнение боковых пластин данной головки с кольцевыми ребрами жесткости несколько повышает ее прочность на изгиб по сравнению с головкой [1], однако, проблема прочности головки сохраняется. Запас смазочного материала ограничивается имеющимся свободным пространством между шариками подшипника. Пополнение смазочного материала в процессе эксплуатации пилы невозможно из-за неразборной конструкции головки и отсутствия доступа в зону подшипника.

Целью заявляемого изобретения является повышение эксплуатационной надежности пилы путем увеличения прочности головки пильной шины и увеличения объема смазочного материала, заполняемого при сборке головки, а также обеспечения возможности пополнения запаса смазочного материала в процессе эксплуатации пилы.

Указанная цель достигается тем, что в головке пильной шины цепной пилы, состоящей из двух боковых пластин, соединенных с осью подшипниковой опоры, и ведомой звездочки, установленной между боковыми пластинами с возможностью свободного вращения вокруг упомянутой оси, в зоне подшипниковой опоры ведомой звездочки каждая из боковых пластин выполнена с тарельчатым выступом, внутренний диаметр которого превышает опорный диаметр ведомой звездочки, и в каждой боковой пластине в зоне кольцевой полости, образованной соответствующим тарельчатым выступом, выполнено сквозное отверстие, при этом указанные отверстия в пластинах расположены диаметрально противоположно друг относительно друга.

Выполнение боковых пластин с тарельчатым выступом, имеющим внутренний диаметр, превышающий опорный диаметр ведомой звездочки, повышает прочность головки на изгиб и создает дополнительные кольцевые полости для заполнения смазочным материалом, а наличие сквозных отверстий в боковых пластинах, выходящих в кольцевые полости, позволяет осуществлять пополнение запаса смазочного материала в процессе эксплуатации пилы. Диаметральное расположение упомянутых отверстий друг относительно друга позволяет производить независимое заполнение полостей смазочным материалом без опасности нежелательного выдавливания этого материала на противоположную сторону головки.

На фиг. 1 изображена головка пильной шины цепной пилы, вид сбоку; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.

Головка пильной шины цепной пилы включает в себя боковые пластины 1 и 2, жестко связанные между собой и с осью 3 подшипниковой опоры посредством заклепок 4. На оси 3 подвижно установлена ведомая звездочка 5 пильной шины, свободно вращающаяся на подшипниковых роликах 6. В зоне подшипниковой опоры каждая из боковых пластин 1 и 2 выполнена с тарельчатым выступом а и б соответственно, внутренний диаметр Д1 которого превышает опорный диаметр Д2 ведомой звездочки 5. Тарельчатые выступы а и б боковых пластин 1 и 2 соответственно образуют кольцевые полости 7 и 8, предназначенные для заполнения их смазочным материалом в количестве, достаточном для длительной эффективный смазки сопрягаемых поверхностей трения звездочки 5, роликов 6, оси 3 и боковых пластин 1 и 2. Для обеспечения возможности пополнения смазочного материала в каждой из боковых пластин 1 и 2 предусмотрено соответствующее сквозное отверстие 9 и 10. Указанные отверстия 9 и 10 расположены диаметрально противоположно друг относительно друга.

Головка пильной шины цепной пилы работает следующим образом. При движении пильной цепи ее звенья вращают звездочку 5 вокруг оси 3. При вращении звездочки 5 все трущиеся поверхности головки смазываются за счет смазочного материала, имеющегося в зазорах между роликами 6, а также в кольцевых полостях 7 и 8. В процессе эксплуатации пилы запас смазочного материала уменьшается. Периодическое пополнение смазочного материала осуществляется через отверстия 9 и 10, например, при помощи шприц-масленки. Постоянная эффективная смазка трущихся поверхностей головки пилы уменьшает ее износ.

Заявляемое изобретение по сравнению с прототипом позволяет увеличить прочность головки пильной шины и уменьшить ее износ, благодаря чему повышается эксплуатационная надежность пилы.

Источники информации, принятые во внимание

1. Патент ФРГ N 2339301, кл. В 27 В 17/02, публикация 04.01. 1979 г.

2. Авторское свидетельство N 187282, кл. В 27 B 17/14, приоритет 05.06.1965 г.

Класс B27B17/02 цепные пилы с направляющими стержнями

устройство цепной пилы -  патент 2479421 (20.04.2013)
мотопила -  патент 2479420 (20.04.2013)
способ изготовления пильной шины цепной пилы -  патент 2211758 (10.09.2003)
приспособление для продольной распиловки бревен цепной пилой -  патент 2169070 (20.06.2001)
продольно-распиловочное устройство -  патент 2167051 (20.05.2001)

Класс B27B17/04 на роликовых подшипниках 

Класс B27B17/12 устройства для смазки цепных пил 

Наверх