аэродромная тормозная установка для гражданской авиации

Классы МПК:B64F1/02 аэродромные тормозные посадочные устройства; жидкостные аэродромные тормозные посадочные устройства 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "ГИПРОНИИАВИАПРОМ"
Приоритеты:
подача заявки:
1999-12-14
публикация патента:

Изобретение относится к аэродромному оборудованию. Тормозная установка содержит улавливающий канат, соединенный с канатами тормозных механизмов, а также командный канат, расположенный параллельно улавливающему канату на стойках. Стойки смонтированы на боковых участках концевой полосы торможения ВПП, и каждая включает два рычага и основание. Первый рычаг установлен на размещенной в основании оси, зафиксирован в вертикальном положении срезным пальцем со стопором, размещенными в этом же основании, и снабжен системой блоков, расположенной на верхнем конце рычага и несущей командный канат. Второй рычаг выполнен в виде портала, внутренний размер которого больше наружного размера первого рычага. Один конец его установлен на другой оси, также размещенной в указанном основании, снабжен крюком, фиксирующим командный канат в натянутом положении и рычаг в горизонтальном, храповыми колесами, взаимодействующими с подпружиненными собачками, установленными в том же основании. На другом конце второго рычага расположены сегмент с канавкой и две чеки со срезными штифтами, фиксирующими улавливающий канат. Каждая чека соединена с гибким фалом, закрепленным на боковом участке полосы торможения. Между стойками вдоль осевой линии оси второго рычага равномерно по ширине поверхности концевой полосы торможения размещены гибкие ограничители подъема, одни концы которых закреплены на указанной поверхности, а другие соединены с улавливающим канатом легкоразрушаемыми элементами. Предложенная установка позволит повысить вероятность улавливания самолета при упрощении ее конструкции и повышении надежности эксплуатации. 9 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9

Формула изобретения

Аэродромная тормозная установка для гражданской авиации, содержащая улавливающий канат, соединенный с канатами тормозных механизмов, командный канат, расположенный параллельно улавливающему канату на стойках, отличающаяся тем, что стойки смонтированы на боковых участках концевой полосы торможения взлетно-посадочной полосы и каждая включает два рычага и основание, при этом первый из них установлен на оси, размещенной в основании, зафиксирован в вертикальном положении срезным пальцем со стопором, размещенными в этом же основании, и снабжен системой блоков, расположенной на верхнем конце рычага и несущей командный канат, а второй рычаг выполнен в виде портала, внутренний размер которого большее наружного размера первого рычага, один конец его установлен на другой оси, также размещенной в указанном основании, снабжен крюком, фиксирующим командный канат в натянутом положении и рычаг в горизонтальном, храповыми колесами, взаимодействующими с подпружиненными собачками, установленными в том же основании, и сегментом с канавкой и двумя чеками со срезными штифтами, расположенными на другом конце рычага, фиксирующими улавливающий канат, каждая чека соединена с гибким фалом, закрепленным на боковом участке полосы торможения, а между стойками вдоль осевой линии оси второго рычага равномерно по ширине поверхности концевой полосы торможения размещены гибкие ограничители подъема, одни концы которых закреплены на указанной поверхности, а другие соединены с улавливающим канатом легкоразрушаемыми элементами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиации, а именно к аэродромному оборудованию для торможения самолетов, и может быть использовано для спасения самолетов с экипажем и пассажирами, выталкивающихся за пределы искусственного покрытия взлетно-посадочной полосы (ВПП) при аварийных ситуациях, например прерванном взлете или аварийной посадке.

Известна установка для торможения самолетов, содержащая расположенный на торце ВПП, а именно на поверхности концевой полосы торможения (КПТ), улавливающий канат, соединенный с канатами тормозных механизмов, командный канат, расположенный параллельно улавливающему канату и соединенный с ним равномерно распределенными по длине канатов штангами. Каждая штанга выполнена в виде наклонной стойки и стойки, изогнутой в сторону наклонной.

Стойки установлены с возможностью поворота в вертикальной плоскости, направленной вдоль ВПП, вокруг расположенных на одной линии осей шарниров. Наклонная стойка снабжена узлом фиксации командного каната, выполненным в виде вилки с фасонным приливом. Изогнутая стойка снабжена узлом фиксации улавливающего каната, выполненным в виде двуплечего рычага, шарнирно закрепленного на конце этой стойки и взаимодействующего одним плечом с подпружиненным штырем запорного элемента [1].

Известна также установка для торможения самолетов, содержащая расположенный на поверхности концевой полосы торможения улавливающий канат, соединенный с канатами тормозных механизмов, командный канат, расположенный параллельно улавливающему канату и соединенный с ним равномерно распределенными по длине каната штангами для подъема улавливающего каната. Каждая из штанг выполнена в виде двух стоек, одни концы которых жестко соединены между собой и шарнирно установлены в кронштейне, неподвижно закрепленном на КПТ, а другие обращены в сторону набегающего самолета, снабжены узлами фиксации канатов и соединены упругим дугообразным элементом.

При этом узел фиксации улавливающего каната выполнен в виде скобы, один конец которой шарнирно закреплен на изогнутой стойке и зафиксирован от проворота срезным пальцем, также размещенным в указанной стойке, а другой взаимодействует со свободным концом подпружиненного штыря [2].

Общим недостатком известных устройств является наличие в зоне движения аварийного самолета элементов для улавливания самолета за основные стойки шасси, а именно целого ряда штанг для подъема улавливающего каната. Это, с одной стороны, усложняет конструкцию аэродромной тормозной установки и делает ее громоздкой, с другой стороны, она потенциально обладает повышенной предрасположенностью к нанесению повреждений элементам шасси самолетов, таких как разрушение пневматиков, повреждение узлов стоек шасси и др. Вследствие чего возникает необходимость в значительных ремонтных работах по восстановлению как узлов установки, так и узлов шасси самолетов после каждого торможения. Усложнение конструкции ведет к снижению надежности такого типа аэродромного оборудования, т.к. не исключены поломки либо отказы в работе одного из множества его звеньев.

Задачей изобретения является устранение указанных недостатков и обеспечение надежного, конструктивно простого и безопасного подъема и фиксации улавливающего каната на высоте захвата основными стойками самолета, выкатывающегося за пределы искусственного покрытия ВПП при прерванном взлете или аварийной посадке.

Поставленная задача решается тем, что в аэродромной тормозной установке для гражданской авиации, содержащей улавливающий канат, соединенный с канатами тормозных механизмов, командный канат, расположенный параллельно улавливающему канату на стойках, согласно изобретению стойки смонтированы на боковых участках концевой полосы торможения взлетно-посадочной полосы и каждая включает два рычага и основание, при этом первый установлен на оси, размещенной в основании, зафиксирован в вертикальном положении срезным пальцем со стопором, размещенным в этом же основании, и снабжен системой блоков, расположенной на верхнем конце рычага и несущей командный канат, а второй рычаг выполнен в виде портала, внутренний размер которого больше наружного размера первого рычага, один конец его установлен на другой оси, также размещенной в указанном основании, снабжен крюком, фиксирующим командный канат в натянутом состоянии и рычаг в горизонтальном, храповыми колесами, взаимодействующими с подпружиненными собачками, установленными в том же основании, и сегментом с канавкой и двумя чеками со срезными штифтами, расположенными на другом конце рычага, фиксирующими улавливающий канат, каждая чека соединена с гибким фалом, закрепленным на боковом участке концевой полосы торможения, а между стойками вдоль осевой линии оси второго рычага равномерно по ширине поверхности концевого участка торможения размещены гибкие ограничители подъема, одни концы которых закреплены на указанной поверхности, а другие соединены с улавливающим канатом легкоразрушаемыми элементами.

Заявляемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 дан общий вид установки в изометрии; на фиг. 2 - стойка в исходном положении, вид по стрелке А; на фиг. 3 - вид по стрелке Б; на фиг. 4 - разрез В-В (другие элементы стойки условно не показаны); на фиг. 5 - разрез Г-Г; на фиг. 6 - узел I; на фиг. 7 - вид по стрелке Д; на фиг. 8 - узел II; на фиг. 9 - вид по стрелке Е.

Аэродромная тормозная установка для гражданской авиации состоит из приемного устройства, содержащего стойки 1, размещенные на боковых участках концевой полосы торможения взлетно-посадочной полосы, командный канат 2, улавливающий канат 3, тормозные механизмы 4, отклоняющие блоки 5, а также систему управления установкой (на чертежах не показана). Улавливающий канат 3 и канат 6 тормозных механизмов 4 соединены муфтой 7.

Каждая стойка 1 включает рычаг 8, рычаг 9 и основание 10, неподвижно закрепленное на фундаменте 11, размещенном на боковых участках концевой полосы торможения. Рычаг 8 установлен на оси 12, размещенной в основании 10, и в исходном положении вертикально зафиксирован срезным пальцем 13 и стопором 14, размещенными в том же основании 10. Верхний конец рычага 8 снабжен системой блоков 15 и 16, несущей на себе командный канат 2.

Рычаг 9 в исходном положении размещен горизонтально и выполнен в виде портала, внутренний размер которого больше наружного размера рычага 8. Один конец рычага 9 установлен на оси 17, размещенной в основании 10, и с обеих сторон снабжен закрепленными на нем храповыми колесами 18, взаимодействующими с подпружиненными собачками 19, закрепленными в основании 10. На рычаге 9 расположен крюк 20, удерживающий командный канат 2 в натянутом состоянии с помощью петли 21, имеющейся на конце командного каната 2.

На другом конце рычага 9 имеется сегмент 22 с канавкой 23 и двумя чеками 24 со срезными штифтами 25 для укладки и фиксации улавливающего каната 3 в натянутом состоянии. Каждая чека 24 соединена с гибким фалом 26, например, капроновой лентой, закрепленным на анкере 27, вмонтированном в фундаментную плиту 28, установленную на боковом участке концевой полосы торможения ВПП.

Между стойками 1 вдоль осевой линии осей 17 равномерно по ширине поверхности концевой полосы торможения ВПП неподвижно установлены якори 29, на которых закреплены гибкие ограничители 30 подъема улавливающего каната 3. Гибкие ограничители 30 могут быть выполнены, например, из капроновой ленты. С улавливающим канатом 3 гибкие ограничители 30 связаны с помощью легкоразрушаемых элементов 31, например капроновых ленточек.

Работает установка следующим образом.

При аварийном выкатывании самолета за пределы ВПП передняя опора шасси входит в контакт с вывешенным на стойках 1 над поверхностью КПТ командным канатом 2. Последний, увлекаемый самолетом, перемещается в блоках 15 и 16 рычагов 8, поворачивает за крюки 20 рычаги 9 с улавливающим канатом 3, вывешивая его над поверхностью концевой полосы торможения ВПП на высоте захвата основными стойками шасси. Такая позиция рычагов 9 показана на фиг. 1 штрих-пунктирными линиями.

В этом положении командный канат 2 освобождается от крюков 20 на рычагах 9, отпуская их, выходит из блоков 15 и 16 рычагов 8 и продолжает двигаться вместе с передней стойкой шасси.

Освобожденные рычаги 9 поднимаются до высоты захвата вместе с улавливающим канатом 3, уложенным в канавках 23 сегментов 22, и фиксируются на этой высоте храповыми колесами 18, взаимодействующими с подпружиненными собачками 29 и фалами 26, связанными с чеками 24 со срезными штифтами 25, установленными в сегментах 22 рычагов 9.

Таким образом, улавливающий канат 3 оказывается между передней и основными стойками шасси. При дальнейшем движении самолета он захватывается этими стойками и продолжает перемещаться вместе с ними. В результате этого движения происходит дальнейший поворот рычагов 9, натяжение фала 26, разрушение срезных штифтов 25 и, как следствие, выдергивание чек 24 из сегментов 22 и освобождение улавливающего каната 3 из канавок 23 рычагов 9. Одновременно разрушаются элементы 31 гибких ограничителей 30 подъема улавливающего каната 3, связанного муфтами 7 с канатами 6 тормозных механизмов 4. Освобожденный улавливающий канат 3 увлекает за собой канаты 6 тормозных механизмов 4 и тем самым приводит последние в действие, в результате чего самолет затормаживается на заданной дистанции.

После остановки самолета основные стойки шасси освобождают от улавливающего каната 3 и приводят аэродромную тормозную установку в исходное положение для осуществления очередного аварийного торможения. Для этого канаты 6 тормозных механизмов 4 подтягивают к стойкам 1 установки. Рычаги 9, зафиксированные на высоте захвата в момент аварийного торможения самолета, освобождают от фиксации и возвращают в горизонтальное положение. В канавки 23 сегментов 22 укладывают улавливающий канат 3 и фиксируют теми же чеками 24 и новыми срезными штифтами 25.

Через блоки 15 и 16 рычагов 8 протягивают командный канат 2 и с помощью петель 21 закрепляют на крюках 20 рычагов 9. При этом рычаги 9 немного приподнимают, а затем при их опускании осуществляется натяжение командного каната 2 над поверхностью концевой полосы торможения ВПП.

Улавливающий канат 3 в исходное положение возвращают путем восстановления разрушенных элементов 31 гибких ограничителей 30 его подъема, закрепленных на якорях 29. Подготовка установки к ее исходному положению завершается натяжением улавливающего каната 3 через натяжение канатов 6 тормозных механизмов 4.

В случае схода основных стоек шасси самолета с ВПП и попадания их на рычаг 9 одной из стоек 1 установки рычаг 9, пропуская через свой портал рычаг 8, опрокидывается колесами самолета, чеки 24 выходят из сегмента 22 и освобождают улавливающий канат 3, который и в данной ситуации захватывает стойку шасси. При дальнейшем движении пневматики колес наезжают на рычаг 8 и укладывают его, не разрушая, а только сорвав со срезного пальца 13.

В этом случае особенность подготовки установки к рабочему положению заключается в возврате рычага 8 в исходное положение и фиксации его новым срезным пальцем 13. В остальном осуществляют штатные операции, указанные выше.

Предлагаемая аэродромная тормозная установка для гражданской авиации позволяет повысить вероятность улавливания аварийного самолета при упрощении ее конструкции и повышении надежности эксплуатации. Новое технические решение задачи захвата самолета, терпящего аварию, улавливающим канатом, фиксируемым только двумя стойками, смонтированными на боковых участках концевой полосы торможения, а не на ее поверхности, снижает металлоемкость оборудования, упрощает его производительность, уменьшает время на его восстановление после захвата самолета и затраты на оснащение им аэродромов и эксплуатационные издержки.

Источники информации

1. Российская Федерация, патент N 1807660, кл. B 64 F 1/02. Опубликовано в БИ N 8, 1996 г.

2. Российская Федерация, патент N 2097282, кл. B 64 F 1/02. Опубликовано в БИ N 33, 1997 г.

Класс B64F1/02 аэродромные тормозные посадочные устройства; жидкостные аэродромные тормозные посадочные устройства 

взлетно-посадочный комплекс с универсальным силовым устройством -  патент 2497714 (10.11.2013)
взлетно-посадочный комплекс авианесущего корабля -  патент 2494005 (27.09.2013)
способы взлета и посадки летательных аппаратов и взлетно-посадочная система для осуществления этих способов -  патент 2466913 (20.11.2012)
способ аэродромного обеспечения взлета и посадки летательного аппарата -  патент 2453479 (20.06.2012)
способ посадки беспилотного самолета на аэрофинишер -  патент 2399560 (20.09.2010)
устройство управления генераторами газового потока на взлетно-посадочной полосе -  патент 2374694 (27.11.2009)
способ посадки летательного аппарата -  патент 2352503 (20.04.2009)
устройство для взлета и посадки самолетов -  патент 2316453 (10.02.2008)
устройство для аварийной посадки самолета при отказе шасси -  патент 2272756 (27.03.2006)
летательный аппарат -  патент 2235045 (27.08.2004)
Наверх