навигационный комплекс летательного аппарата

Классы МПК:G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Закрытое акционерное общество Объединенное конструкторское бюро "Русская авионика"
Приоритеты:
подача заявки:
2000-11-30
публикация патента:

Изобретение относится к навигации и может быть использовано в навигационных комплексах летательных аппаратов, преимущественно многоцелевых истребителей. Навигационный комплекс содержит инерциальную навигационную систему, спутниковую навигационную систему, навигационный вычислитель, регистратор навигационной информации, вычислитель погрешностей инерциальной навигационной системы, энергонезависимое запоминающее устройство, вычислитель поправок к составляющим скорости и азимутальному углу гироплатформы инерциальной навигационной системы. Выход инерциальной навигационной системы соединен с первым входом навигационного вычислителя и первым входом регистратора. Выход спутниковой навигационной системы соединен со вторым входом вычислителя и вторым входом регистратора. Выход регистратора соединен с входом вычислителя погрешностей инерциальной системы, выход которого соединен с входом запоминающего устройства. Выход запоминающего устройства соединен с третьим входом навигационного вычислителя и входом вычислителя поправок к составляющим скорости и азимутальному углу гироплатформы, выход которого соединен с четвертым входом вычислителя. Обеспечивается повышение точности, отказоустойчивости и информативности. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Навигационный комплекс летательного аппарата, содержащий инерциальную навигационную систему, спутниковую навигационную систему и навигационный вычислитель, отличающийся тем, что он дополнительно содержит регистратор навигационной информации, вычислитель погрешностей инерциальной навигационной системы, энергонезависимое запоминающее устройство, вычислитель поправок к составляющим скорости и азимутальному углу гироплатформы инерциальной навигационной системы, при этом выход инерциальной навигационной системы соединен с первым входом навигационного вычислителя и первым входом регистратора навигационной информации, выход спутниковой навигационной системы соединен со вторым входом навигационного вычислителя и вторым входом регистратора навигационной информации, выход регистратора навигационной информации соединен с входом вычислителя погрешностей инерциальной навигационной системы, выход которого соединен с входом энергонезависимого запоминающего устройства, выход которого соединен с третьим входом навигационного вычислителя и входом вычислителя поправок к составляющим скорости и азимутальному углу гироплатформы инерциальной навигационной системы, выход которого соединен с четвертым входом вычислителя, выход которого является выходом навигационной информации.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области навигации и может быть использовано в навигационных комплексах летательных аппаратов, преимущественно многоцелевых истребителей.

Известен навигационный комплекс летательного аппарата [1], содержащий спутниковую навигационную систему (приемник СРНС), инерциальную навигационную систему (ИНС), навигационный вычислитель (вычислитель).

Недостатком известного навигационного комплекса является недостаточная точность выдаваемых навигационных данных.

Сущность изобретения заключается в том, что навигационный комплекс летательного аппарата, содержащий инерциальную навигационную систему, спутниковую навигационную систему, навигационный вычислитель, дополнительно содержит регистратор навигационной информации, вычислитель погрешностей инерциальной навигационной системы, энергонезависимое запоминающее устройство, вычислитель поправок к составляющим скорости и азимутальному углу гироплатформы инерциальной навигационной системы.

При этом выход инерциальной навигационной системы соединен с первым входом навигационного вычислителя и первым входом регистратора навигационной информации, выход спутниковой навигационной системы соединен со вторым входом навигационного вычислителя и вторым входом регистратора навигационной информации, выход регистратора навигационной информации соединен с входом вычислителя погрешностей инерциальной навигационной системы, выход которого соединен с входом энергонезависимого запоминающего устройства, выход которого соединен с третьим входом навигационного вычислителя и входом вычислителя поправок к составляющим скорости и азимутальному углу гироплатформы инерциальной навигационной системы, выход которого соединен с четвертым входом вычислителя, выход которого является выходом 8 навигационной информации.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором обозначены:

1 - инерциальная навигационная система;

2 - спутниковая навигационная система;

3 - навигационный вычислитель;

4 - регистратор навигационной информации;

5 - вычислитель погрешностей инерциальной навигационной системы;

6 - энергонезависимое запоминающее устройство;

7 - вычислитель поправок к составляющим скорости и азимутальному углу гироплатформы инерциальной навигационной системы;

8 - выход навигационной информации.

Сущность изобретения не зависит от типа применяемой инерциальной навигационной системы. Повышение точности определения навигационных параметров достигается и при использовании систем со встроенным вычислителем координат и курса, и при использовании инерциальных курсовертикалей со свободной или корректируемой (полусвободной) в азимуте гироплатформой, не имеющих вычислителя координат.

Ниже в качестве примера рассмотрим вариант использования в качестве инерциальной навигационной системы 1 инерциальной курсовертикали со свободной в азимуте гироплатформой.

Навигационный вычислитель 3, вычислитель 5 погрешностей инерциальной навигационной системы, вычислитель 7 поправок к составляющим скорости и азимутальному углу гироплатформы инерциальной навигационной системы представляют собой бортовые электронно-вычислительные машины. Функции навигационного вычислителя 3, вычислителя 5 погрешностей инерциальной навигационной системы, вычислителя 7 поправок к составляющим скорости и азимутальному углу гироплатформы инерциальной навигационной системы могут выполняться также одной бортовой электронно-вычислительной машиной.

Навигационный вычислитель 3 предназначен для осуществления во время полета летательного аппарата обработки навигационной информации, поступающей от инерциальной навигационной системы 1 и от спутниковой навигационной системы 2. При этом осуществляется коррекция данных, поступающих от инерциальной навигационной системы 1 по данным спутниковой навигационной системы 2.

Результатом обработки навигационной информации в навигационном вычислителе 3 являются данные о географических координатах (широте навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410 и долготе навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410 ) летательного аппарата, высоте его полета (H), данные о составляющих скоростей летательного аппарата (северной VN, восточной VE, вертикальной VH), данные о курсе летательного аппарата (навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410ист).

Регистратор 4 навигационной информации представляет собой накопитель информации, в который на протяжении всего полета записываются данные, поступающие от инерциальной и спутниковой навигационных систем 1 и 2. По окончании полета эти данные используются вычислителем 5 погрешностей инерциальной навигационной системы.

Вычисленные вычислителем 5 погрешностей инерциальной навигационной системы погрешности заносятся в энергонезависимое запоминающее устройство 6, в котором эти данные хранятся до следующего полета.

Вычислитель 7 поправок: к составляющим скорости и азимутальному углу гироплатформы инерциальной навигационной системы на основании информации о погрешностях инерциальной навигационной системы 1, хранящейся в энергонезависимом запоминающем устройстве 6, вычисляет поправки, которые поступают в навигационный вычислитель 3 и используются им для корректировки данных, поступающих от инерциальной навигационной системы 1.

Навигационный комплекс летательного аппарата работает следующим образом.

Данные о составляющих абсолютных скоростей летательного аппарата в осях гироплатформы Vнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410ст, Vнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410ст, Vнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410ст, о гироскопическом курсе навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410г, об угле крена навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410, об угле тангажа навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410 с выхода инерциальной навигационной системы 1 поступают на первые входы навигационного вычислителя 3 и регистратора 4 навигационной информации. Данные о географической широте навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410, о географической долготе навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410, о составляющих относительных скоростей летательного аппарата (скоростей летательного аппарата относительно Земли) VN (северная составляющая), VE (восточная составляющая), VH (вертикальная составляющая) и данные о текущем времени (с выхода спутниковой навигационной системы 2) поступают на вторые входы навигационного вычислителя 3 и регистратора 4 навигационной информации.

Навигационный вычислитель 3 на основании данных инерциальной навигационной системы 1 производит вычисление координат и высоты полета летательного аппарата (производит интегрирование составляющих скоростей). Затем производится комплексная обработка навигационных данных, полученных от инерциальной навигационной системы 1 и спутниковой навигационной системы 2. При этом учитывается, что данные спутниковой навигационной системы 2 являются более точными и их точность не зависит от продолжительности полета, но при этом в них присутствуют высокочастотные помехи и возможны ситуации неработоспособности спутниковой навигационной системы 2 из-за присутствия радиопомех, затенения антенны и других причин. При неработоспособности спутниковой навигационной системы 2 работа навигационного комплекса осуществляется только на основании данных от инерциальной навигационной системы 1.

На протяжении всего полета регистратор 4 навигационной информации осуществляет запись данных, полученных от инерциальной навигационной системы 1 и от спутниковой навигационной системы 2.

Вычисление координат и высоты полета летательного аппарата (интегрирование составляющих скоростей) по данным инерциальной навигационной системы 1 осуществляется следующим образом.

Перед полетом летательного аппарата навигационным вычислителем 3 производится вычисление начального значения азимутального угла гироплатформы инерциальной навигационной системы (равного стояночному курсу летательного аппарата) навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100 :

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410

где Vнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410ст,Vнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410ст - составляющие (по осям гироплатформы) абсолютной скорости, измеренные инерциальной навигационной системой 1.

Вычисляются составляющие (по осям гироплатформы) угловой скорости вращения Земли Uнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100,Uнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100,Uнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100 :

Uнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100= Ucosнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100cosнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100; (2)

Uнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100= Ucosнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100sinнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100; (3)

U0навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410= Usinнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100, (4)

где U - угловая скорость вращения Земли, навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100 - географическая широта точки стоянки летательного аппарата.

Вычисляются начальные значения отклонения горизонтальных осей гироплатформы навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410Mнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100,навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410Mнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100 :

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410

где e2 = 0,0066934216.

Вычисляются фактические значения скомпенсированных постоянных дрейфов гироскопов:

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410ф0= KVнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410ст0-Uнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100, (9)

где K - масштабный коэффициент, R - радиус Земли, на который настроена инерциальная навигационная система.

Вычисляются добавочные дрейфы навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410доб0,навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410доб0,навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410доб0, обусловленные методическими погрешностями начальной выставки:

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410доб0= -навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100Uнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100+навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100Uнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100, (12)

где Rнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410,Rнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410 - радиусы кривизны земного эллипсоида по сечениям, проходящим через оси гироплатформы, R0 - вспомогательный параметр.

Вычисляются поправки на постоянные дрейфы гироскопов к измеренным линейным скоростям навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410др0,навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410др0 :

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410др0= Rнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410ф0; (13)

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410др0= -Rнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410ф0. (14)

Решается система дифференциальных уравнений движения гироплатформы под воздействием методических погрешностей:

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410

где навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410VMнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410,навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410VMнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410 - погрешности (методические) инерциальной навигационной системы 1 в определении составляющих абсолютных скоростей, навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410Mнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410,навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410Mнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410,навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410Mнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410 - погрешности (методические) инерциальной навигационной системы 1 в определении вертикали и курса.

Вычисляется дрейф азимутального гироскопа навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100 :

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100= навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410ф0+навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410доб0. (16)

При этом начальные значения навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410Mнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100,навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410Mнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100 параметров навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410Mнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410,навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410Mнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410 вычисляются по формулам (5) и (6), а начальные значения навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410VMнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100,навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410VMнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100,навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410Mнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100 параметров навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410VMнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410,навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410VMнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410,навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410Mнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410 принимаются равными нулю.

Вычисляются абсолютные скорости для счисления Vнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410,Vнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410 :

Vнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410= Vнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410ст-навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410доб0-навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410VMнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410; (17)

Vнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410= Vнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410ст-навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410доб0-навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410VMнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410. (18)

Вычисляются абсолютные угловые скорости uнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410,uнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410 :

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410

Вычисляются абсолютные ускорения aнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410,aнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410,aнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410 :

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410

где навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410 = 0,05317, навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410 = H - вертикальная скорость, a - большая полуось земного эллипсоида (a = 6378245 м).

Вычисляются радиусы кривизны меридиана M, первого вертикала N и параметр R0:

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410

Вычисляются азимут гироплатформы навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410 и истинный курс навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410ИКВ :

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410ИКВ= навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410г+навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410. (28)

Вычисляются скорости в осях сопровождающего трехгранника VN, VE:

VN= Vнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410cosнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410+Vнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410sinнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410; (29)

VE= Vнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410sinнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410-Vнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410cosнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410-NUcosнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410ИКВ. (30)

Вычисляются географическая широта навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410ИКВ и географическая долгота навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410ИКВ :

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410

После окончания полета вычислителем 5 погрешностей инерциальной навигационной системы производится комплексная обработка данных, собранных во время полета регистратором 4 навигационной информации. Комплексная обработка информации производится с использованием известных методов идентификации источников погрешностей инерциальных навигационных систем, например с использованием фильтра Калмана [2]. При этом расчеты производятся как в прямом, так и обратном времени. В процессе этой обработки производится расчет следующих погрешностей инерциальной навигационной системы 1:

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410n, навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410n, навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410n - недокомпенсированные постоянные составляющие дрейфов гироскопов;

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410, навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410 - дрейфы гироскопа с измерительной осью навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410 , пропорциональные действующим ускорениям по осям навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410 и навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410 соответственно;

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410, навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410 - дрейфы гироскопа с измерительной осью навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410 , пропорциональные действующим ускорениям по осям навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410 и навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410 соответственно;

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410mнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410, навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410mнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410 - погрешности масштабных коэффициентов акселерометров;

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410Vнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410b, навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410Vнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410b - скомпенсированные перед полетом постоянные дрейфы гироскопов.

Дополнительно с помощью фильтра Калмана четвертого порядка, в качестве вектора измерений которого используется высота и вертикальная скорость, полученные с использованием информации инерциальной навигационной системы 1 и спутниковой навигационной системы 2, формируются оценки постоянной составляющей погрешности и погрешности масштабного коэффициента вертикального акселерометра ( навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410aнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410n, навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410mнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410 ).

Результаты расчета величин навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410n, навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410n, навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410n, навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410, навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410, навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410, навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410, навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410mнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410, навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410mнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410, навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410Vнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410b, навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410Vнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410b, навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410aнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410n, навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410mнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410 из вычислителя 5 погрешностей инерциальной навигационной системы поступают в энергонезависимое запоминающее устройство 6.

Перед вторым и последующими полетами начальный угол навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 21704100 ориентации гироплатформы инерциальной навигационной системы 1 в азимуте формируется в соответствии с соотношением:

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410

Также на основании информации, записанной в энергонезависимом запоминающем устройстве 6, вычислитель 7 поправок к составляющим скорости и азимутальному углу гироплатформы инерциальной навигационной системы производит вычисление поправок навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410VNb, навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410VEb и навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410b исходя из следующих соотношений:

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410

Результаты вычислений поправок навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410VNb, навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410VEb и навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410b из вычислителя 7 поправок к составляющим скорости и азимутальному углу гироплатформы инерциальной навигационной системы поступают на четвертый вход навигационного вычислителя 3. При этом также параметры навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410Vнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410b и навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410Vнавигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410b из энергонезависимого запоминающего устройства 6 на третий вход навигационного вычислителя 3. Навигационный вычислитель формирует скорости в осях сопровождающего трехгранника в виде:

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410

При этом истинный курс формируется в виде:

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410ИКВ= навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410ИКВ-навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410b. (36)

Затем вычисляются географические координаты летательного аппарата путем интегрирования угловых скоростей:

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410

навигационный комплекс летательного аппарата, патент № 2170410

Вычисленные географические координаты, высота и составляющие скоростей летательного аппарата выдаются на выход 8 навигационной информации и передаются потребителям.

В случае неработоспособности спутниковой навигационной системы 2 (например, из-за неработоспособности спутников, наличия радиопомех и т.д.), о чем свидетельствует отсутствие сигнала исправности на выходе спутниковой навигационной системы 2, вычисление географических координат, высоты, составляющих скоростей и курса летательного аппарата производится на основании данных только инерциальной навигационной системы. Но при этом производится их корректировка с учетом данных, полученных от спутниковой навигационной системы 2 (до момента потери работоспособности спутниковой навигационной системой 2) и поправок, поступающих с вычислителя 7 поправок к составляющим скорости и азимутальному углу гироплатформы инерциальной навигационной системы.

Предварительная оценка результатов эффективности использования изобретения в навигационном комплексе самолета-истребителя показала, что реализация изобретения позволяет уменьшить погрешности автономного инерциального счисления координат в полете в 3-4 раза, погрешности гирокомпасирования - на порядок.

Таким образом, предлагаемое изобретение обеспечивает повышение точности, отказоустойчивости и информативности навигационного комплекса летательного аппарата.

Представленные чертежи и описание предлагаемого изобретения позволяют, используя существующую элементную базу, изготовить его промышленным способом и использовать в навигационных системах летательных аппаратов: многофункциональных истребителей, вертолетов и т.п., что характеризует предлагаемое изобретение как промышленно применимое.

Источники информации

1. Глобальная спутниковая радионавигационная система ГЛОНАСС. Под ред. В. Н. Харисова, А. И. Перова, В.А. Болдина. М.: ИПРЖР, 1998, с. 374, рис. 16.7.а.

2. Летные испытания пилотажно-навигационных комплексов самолетов и вертолетов. Е.Г. Харин и др. М.: Машиностроение, 1985, с. 46-49, 55-49.

Класс G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения

способ подготовки инерциальной навигационной системы к полету -  патент 2529757 (27.09.2014)
система управления общесамолетным оборудованием -  патент 2528127 (10.09.2014)
комплексная корреляционно-экстремальная навигационная система -  патент 2525601 (20.08.2014)
способ и бортовая система обеспечения минимумов дистанций продольного эшелонирования по условиям турбулентности вихревого следа -  патент 2525167 (10.08.2014)
многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, используемый на данном вертолете -  патент 2524276 (27.07.2014)
информационно-управляющая система робототехнического комплекса боевого применения -  патент 2523874 (27.07.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
система и способ определения пространственного положения и курса летательного аппарата -  патент 2505786 (27.01.2014)
малогабаритная бесплатформенная инерциальная навигационная система средней точности, корректируемая от системы воздушных сигналов -  патент 2502049 (20.12.2013)
способ функционирования топопривязчика в режиме контрольно-корректирующей станции -  патент 2498223 (10.11.2013)
Наверх