спасательный подводный аппарат

Классы МПК:B63G8/00 Подводные суда, например подводные лодки
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Центральное конструкторское бюро "Лазурит"
Приоритеты:
подача заявки:
1999-08-09
публикация патента:

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к спасательным подводным аппаратам, предназначенным для спасения экипажей аварийных подводных лодок. Спасательный подводный аппарат имеет отсек управления для размещения экипажа аппарата и спасательный отсек для размещения спасаемых подводников. Он оборудован стыковочной шахтой с переходным люком для стыковки с комингс-площадкой аварийной подводной лодки. Аппарат оборудован системой проточной вентиляции спасательного отсека, состоящей из трубопровода подачи вентиляционного воздуха в спасательный отсек от внешних источников и трубопровода сброса вентиляционного воздуха из спасательного отсека. Последний имеет на выходном конце запорный клапан. На участке трубы перед запорным клапаном в стенке трубы выполнен ряд калиброванных отверстий с запорными устройствами. При реализации изобретения достигается обеспечение проведения декомпрессии спасаемых подводников непосредственно в самом спасательном аппарате. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Спасательный подводный аппарат для спасения экипажей затонувших аварийных подводных лодок, имеющий отсек управления для размещения экипажа аппарата и спасательный отсек для размещения спасаемых подводников, оборудованный стыковочной шахтой с переходным люком для стыковки с комингс-площадкой аварийной подводной лодки, при этом в спасательном отсеке и переходной шахте может создаваться повышенное воздушное давление, равное воздушному давлению в отсеке-убежище аварийной подводной лодки, из которой производится спасение экипажа подводной лодки, отличающийся тем, что спасательный подводный аппарат оборудован системой поточной вентиляции спасательного отсека, состоящей из трубопровода подачи вентиляционного воздуха в спасательный отсек от внешних источников и трубопровода сброса вентиляционного воздуха из спасательного отсека, имеющего на выходном конце запорный клапан, а на участке трубы перед запорным клапаном в стенке трубы выполнен ряд калиброванных отверстий с запорными устройствами, например резьбовыми заглушками.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области подводного судостроения, а именно к спасательным подводным аппаратам (СПА), предназначенным для спасения экипажей аварийных подводных лодок (АПЛ) путем стыковки СПА с АПЛ, лежащей на грунте, приема в спасательный отсек СПА подводников и доставки их на надводное судно-носитель (СН) или ПЛ - носитель СПА.

Известны многие СПА данного назначения как отечественные (например, "Спасательно-рабочий подводный аппарат" по патенту N 2082646), так и зарубежные СПА (США, Италия, Франция, Швеция, Канада, Великобритания, Япония, КНР), базирующиеся на спасательных судах и подводных лодках (журнал "Судостроение за рубежом", N 3, 1987 г., стр. 5-15).

Как показывает мировой опыт аварий, в отсеках аварийных ПЛ, как правило, возникает повышенное давление воздуха (из-за поступления воды внутрь корпуса, протечек из системы сжатого воздуха, создания экипажем повышенного давления в отсеках ПЛ для уменьшения поступления воды внутрь ПЛ через неплотности арматуры и т.д.)

Для возможности спасения экипажей ПЛ, находящихся в аварийной ПЛ под давлением, в конструкции СПА предусматривается возможность создания такого же давления воздуха в стыковочной (переходной) шахте и спасательном отсеке СПА. Обычно это давление составляет от 0,3 МПа до 0,6 МПа.

Недостатком всех известных СПА является то, что для обеспечения выживаемости спасаемых подводников, находящихся под давлением в аварийной ПЛ, суда-носители, на которых базируются СПА, должны иметь декомпрессионные камеры, в которые переводятся спасенные подводники из СПА для прохождения декомпрессии.

Установленный на судне-носителе декомпрессионный комплекс значительно повышает водоизмещение и стоимость судна. Известно также, что в странах НАТО для базирования СПА предусматривается использовать боевые атомные ПЛ, оборудованные соответствующими системами и устройствами (для использования и крепления СПА). Подобные разработки ведутся и в России.

Использование боевых ПЛ в качестве носителей СПА значительно расширяет возможности проведения спасательных работ, делая их не зависящими от гидрометеорологических условий и обеспечивающих проведение спасательных работ подо льдом.

Дооборудование же ПЛ декомпрессионными комплексами очень дорого и без ухудшения технических и боевых качеств ПЛ практически невозможно.

Целью предлагаемого изобретения является создание конструкции спасательного аппарата, обеспечивающего проведение декомпрессии спасенных подводников непосредственно в самом аппарате с помощью системы поточной вентиляции с подачей вентиляционного воздуха с судна или ПЛ-носителя и отводом его в атмосферу или внутрь ПЛ-носителя (при проведении декомпрессии подводников в подводном положении ПЛ-носителя).

Предложенный СПА для спасения экипажей затонувших аварийных подводных лодок имеет отсек управления для размещения экипажа аппарата и спасательный отсек для размещения спасаемых подводников, оборудован стыковочной шахтой с переходным люком для стыковки с комингс-площадкой аварийной подводной лодки.

При этом в спасательном отсеке и стыковочной (переходной) шахте создается давление, равное давлению воздуха в отсеке-убежище аварийной подводной лодки, из которой производится спасение экипажа.

В отличие от известных аналогов предлагаемый СПА оборудован системой поточной вентиляции спасательного отсека, состоящей из трубопровода подачи вентиляционного воздуха в спасательный отсек от внешних источников, и трубопровода сброса вентиляционного воздуха из спасательного отсека, имеющего на выходном конце запорный клапан, а на участке трубы перед запорным клапаном в стенке трубы выполнен ряд калиброванных отверстий с запорными устройствами (например, резьбовыми заглушками).

В спасательном подводном аппарате количество и диаметр калиброванных отверстий в стенке выходного конца трубопровода сброса вентиляционного воздуха системы поточной вентиляции определяется расчетно-экспериментальным путем, исходя из допустимой величины парциального давления диокиси углерода, необходимого для организма человека, и для поддержания постоянного давления в атмосфере спасательного отсека.

Схема предлагаемого СПА представлена на чертеже.

Спасательный подводный аппарат 1 имеет отсек управления 2, спасательный отсек 3, переходную шахту 4. СПА оборудован системой поточной вентиляции, состоящей из трубопровода 5 подачи вентиляционного воздуха в спасательный отсек с глушителем 6, трубопровода 7 сброса вентиляционного воздуха из спасательного отсека с калиброванными отверстиями 8 (открытие) и 9 (закрытие) и запорным клапаном 10.

Технология использования СПА для проведения в нем декомпрессии спасаемых подводников заключается в следующем:

- после установки СПА на судно-носитель по трубопроводу 5 от судна-носителя начинают подавать чистый сжатый воздух под давлением, соответствующим давлению в спасательном отсеке 3;

- одновременно по трубопроводу 7 с открытыми (одним или несколькими) калиброванными отверстиями 8 воздух из спасательного отсека 3 отводится в отсек управления 2 и далее через открытый люк в атмосферу;

- клапан 10 при этом закрыт, а объемные расходы воздуха при истечении по трубам 5 и 7 равны между собой - тем самым обеспечивается поддержание постоянного давления в спасательном отсеке 3 с одновременной очисткой атмосферы от диокиси углерода и других вредных примесей;

- для снижения давления в спасательном отсеке при переходе на очередную ступень декомпрессии открывается клапан 10, тем самым увеличивается расход воздуха через трубу 7 и снижается давление в спасательном отсеке до установленного на следующей ступени декомпрессии.

При открывании или закрывании соответствующих калиброванных отверстий 8 и 9 производится выравнивание объемных расходов воздуха при истечении через трубопроводы 5 и 7 и проводится декомпрессия спасаемых подводников на очередной ступени. Операция повторяется до окончания декомпрессии подводников и вывода их из отсека для спасаемых на судно (ПЛ)-носитель.

При базировании СПА на ПЛ-носителе подача вентиляционного воздуха производится с ПЛ, а сброс его - в атмосферу (при нахождении ПЛ в надводном положении) или непосредственно в ПЛ (при нахождении ПЛ в подводном положении). Снятие избыточного давления воздуха производится штатными компрессорами лодки в штатные баллоны воздуха высокого давления.

Схема спасательного аппарата, предназначенного для базирования на ПЛ-носителе, с системой поточной вентиляции принципиально не отличается от схемы аппарата, приведенной на чертеже.

Таким образом, предлагаемый спасательный аппарат позволяет проводить декомпрессию спасенных подводников непосредственно в самом аппарате с помощью системы поточной вентиляции с подачей вентиляционного воздуха с судна или ПЛ-носителя и отводом его в атмосферу или внутрь ПЛ-носителя (при проведении декомпрессии подводников в подводном положении ПЛ-носителя).

Класс B63G8/00 Подводные суда, например подводные лодки

способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 6) -  патент 2529716 (27.09.2014)
способ реактивного движения грузового судна и повышения его маневренности в ограниченной водной зоне (вариант русской логики - версия 10) -  патент 2529712 (27.09.2014)
камера плавучести подводного аппарата -  патент 2529589 (27.09.2014)
всесезонное подводное судно "река-море" -  патент 2529047 (27.09.2014)
камера спасательная всплывающая -  патент 2528072 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 1) -  патент 2527885 (10.09.2014)
способ повышения маневренности подводной лодки (вариант русской логики - версия 7) -  патент 2527884 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 3) -  патент 2527651 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 9) -  патент 2527650 (10.09.2014)
способ формирования надводного транспорта для перевозки грузов (вариант русской логики - версия 7) -  патент 2527649 (10.09.2014)
Наверх