закрывающий механизм

Классы МПК:F41H5/22 крышки люков, например на танках
B60J9/02 входные и выходные устройства, иные, чем окна, двери или люки в крышах, например аварийно-спасательные люки в днищах транспортных средств 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения
Приоритеты:
подача заявки:
1997-03-12
публикация патента:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к закрывающим механизмам люков военных машин. Значительное сокращение времени подъема крышки люка в аварийных ситуациях достигается тем, что гайка винтовой передачи связана с штоком соединением, обеспечивающим их взаимную подвижность в осевом направлении. Пружина сжатия и замковое устройство связаны с механизмом управления. В гайке винтовой передачи выполнены радиальные отверстия. Шток выполнен с торообразными или коническими канавками на его внутренней поверхности. Замковое устройство состоит из втулки с наружной конической или торообразной канавкой, пружины и шариков, установленных в радиальных отверстиях гайки с возможностью размещения в канавках штока или втулки. Механизм управления состоит из толкателя с штифтом и пружины, установленных внутри винта, и рычага с рукояткой, кинематически связанного с толкателем. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Закрывающий механизм люка, содержащий корпус, шток с крышкой, связанный с ним посредством соединения, обеспечивающего его подвижность в осевом направлении, и винтовую передачу, отличающийся тем, что гайка винтовой передачи связана с штоком соединением, обеспечивающим их взаимную подвижность в осевом направлении, пружиной сжатия и замковым устройством с механизмом управления.

2. Механизм по п.1, отличающийся тем, что в гайке винтовой передачи выполнены радиальные отверстия, шток выполнен с торообразными или коническими канавками на его внутренней поверхности, замковое устройство состоит из втулки с наружной конической или торообразной канавкой, пружины и шариков, установленных в радиальных отверстиях гайки с возможностью размещения в канавках штока или втулки, а механизм управления состоит из толкателя с штифтом и пружины, установленных внутри винта, и рычага с рукояткой, кинематически связанного с толкателем.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а конкретно к закрывающим механизмам люков военных машин (ВМ).

Наиболее близким аналогом изобретения является закрывающий механизм люка механика-водителя (см. "Объект 172М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации". Книга вторая, с.6,7, рис. 3. Воениздат. Москва, 1975 г.).

Закрывающий механизм люка содержит корпус, шток с крышкой, винтовую передачу с ручным приводом.

Недостатком этого механизма является то, что в аварийных ситуациях (пожар, угроза взрыва и т.п.) не обеспечивается быстрый подъем крышки люка винтовой передачей с ручным приводом, а время подъема при этом составляет ~ 70% от общего времени открывания люка.

Задачей настоящего изобретения является создание закрывающего механизма люка, обеспечивающего быстрый подъем крышки люка в аварийных ситуациях за счет энергии сжатой пружины, при сохранении режима подъема с помощью винтовой передачи с ручным приводом в штатных ситуациях.

Закрывающий механизм содержит корпус, шток с крышкой, связанный с ним посредством соединения, обеспечивающего его подвижность в осевом направлении, и винтовую передачу. В отличие от прототипа, шток связан с гайкой винтовой передачи не жестко, а с помощью соединения, обеспечивающего их взаимную подвижность в осевом направлении. Между штоком с крышкой и гайкой винтовой передачи установлена пружина сжатия, обеспечивающая подъем штока с крышкой, и замковое устройство, обеспечивающее замыкание осевого усилия пружины внутри этой пары, размыкание и воздействие пружины на шток с крышкой при аварийном открывании, а также передачу осевого усилия винтовой пары на шток. Для аварийного подъема крышки люка предусмотрен механизм управления замковым устройством.

Совокупность указанных устройств обеспечивает уменьшение времени подъема крышки люка при аварийном открывании в 40... 50 раз, а общего времени открывания люка в 3...3,5 раза по сравнению с прототипом.

Предлагаемое техническое решение может быть использовано в закрывающих механизмах люков ВМ, имеющих винтовую передачу.

На чертеже показан предлагаемый закрывающий механизм люка, разрез.

Предлагаемый закрывающий механизм люка содержит корпус 1 со шпонкой 2, шток с крышкой 3 с наружным шпоночным пазом и внутренними шлицами, втулку 4, резьбовую пробку 5, гайку 6 с наружными шлицами и радиальными отверстиями, пружину сжатия 7. Внутри гайки выполнено замковое устройство, состоящее из шести шариков 8, установленных в радиальных отверстиях, втулки 9 с наружной конической или торообразной канавкой "а" и пружины 10. На внутренней поверхности штока 3 выполнена торообразная или коническая канавка "б". По оси корпуса размещен винт 11 с квадратным хвостовиком "в", рукояткой 12 и втулкой 13, опирающийся с одной стороны на шариковую опору гайки 14, с другой - на упорную шайбу 15. Внутри винта 11 и на рукоятке 12 расположен механизм управления замковым устройством, состоящий из толкателя 16 со штифтом 17, пружины 18, рычага с рукояткой 19.

Работа закрывающего механизма люка рассматривается в режимах: подъема и опускания винтовой парой; аварийного подъема; восстановления.

Подъем и опускание крышки люка винтовой парой.

под действием сжатой пружины 7 шток с крышкой 3 стремится подняться и выдавить шарики 8 из канавки "б" , а втулка 9, поджатая пружиной 10, своей наружной цилиндрической поверхностью запирает шарики, соединяя гайку 6 и шток с крышкой как одно целое. При вращении винта 11 за рукоятку 12 (или за хвостовик "в" с помощью втулки 13), гайка и шток с крышкой перемещаются: при подъеме - до упора втулки 4 в шпонку 2, а при опускании - до закрывания люка.

Аварийный подъем крышки люка.

Аварийный подъем осуществляется из состояния - люк закрыт. При нажатии на рукоятку рычага 19, толкатель 16 перемещается, сжимая пружину 18, и штифтом 17 перемещает втулку 9, сжимая пружину 10. Под действием сжатой пружины 7 шток с крышкой 3 стремится подняться и выдавить шарики 8 из канавки "б", шарики, попадая в канавку "а", разъединяют шток и гайку 6. Шток с крышкой перемещается вверх до упора втулки 4 в шпонку 2, а гайка остается неподвижной. Толкатель со штифтом и рычагом возвращаются пружиной 18 в исходное положение.

Восстановление механизма после аварийного подъема крышки люка.

Восстановление механизма не требует специального инструмента или приспособлений. Вращая винт 11 на подъем крышки люка, гайка 6 с шариками 8 и втулкой 9 перемещается, сжимая (взводя) пружину 7. При совмещении шариков с канавкой "б" штока 3, под действием пружины 10, втулка 9 конической или торообразной поверхностью канавки "а" выдавливает шарики в канавку "б" и запирает их своей наружной цилиндрической поверхностью, соединяя гайку и шток с крышкой.

Класс F41H5/22 крышки люков, например на танках

Класс B60J9/02 входные и выходные устройства, иные, чем окна, двери или люки в крышах, например аварийно-спасательные люки в днищах транспортных средств 

Наверх