способ обучения русскому языку

Классы МПК:G09B11/00 Обучение письму, стенографии, черчению или живописи
G09B1/00 Ручные или механические учебные устройства с элементами, образующими или несущими символы, знаки, картинки и тп, расположенные в определенном порядке
G09B17/00 Обучение чтению
G09B19/00 Средства обучения, не отнесенные к другим группам этого подкласса
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Зотова Татьяна Владимировна
Приоритеты:
подача заявки:
2000-07-12
публикация патента:

Предназначен для использования при обучении русскому языку с применением демонстрационных средств. Репетитор занимается с разновозрастной группой учащихся общеобразовательной школы, используя при этом демонстрационные средства с размещенной на них информацией. Тождественные уменьшенные индивидуальные средства имеются у каждого ученика группы. Репетитор демонстрирует блоки информации и проводит соответствующие разъяснения в следующем порядке: алфавит, строение языка и его разделы, фонетика, строение, способы образования и смысловое значение слов, буквы Ц и И после буквы Ц, буквы И, А, У после шипящих, приставки и буквы после них. 7 з.п. ф-лы, 21 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17, Рисунок 18, Рисунок 19, Рисунок 20, Рисунок 21

Формула изобретения

1. Способ обучения русскому языку, включающий проведение занятий с учащимися по программе общеобразовательной школы с педагогом и дополнительных занятий с репетитором, использующим комплект демонстрационных средств с блоками информации, отличающийся тем, что комплект демонстрационных средств с блоками информации демонстрируют учащимся в следующей последовательности: алфавит, строение языка и его разделы, фонетика, строение, способы образования и смысловое значение слов, буквы Ы и И после буквы Ц, буквы И, У, А после шипящих, приставки и буквы после них.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что репетитор использует комплект крупногабаритных демонстрационных средств, а каждого учащегося снабжают комплектом уменьшенных индивидуальных демонстрационных средств, тождественных комплекту крупногабаритных средств.

3. Способ по любому из пп.1 и 2, отличающийся тем, что в качестве крупногабаритных демонстрационных средств репетитор использует таблицы, плакаты или аудиторную доску с нанесенной на нее информацией.

4. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что демонстрацию крупногабаритных средств репетитор сопровождает разъяснениями.

5. Способ по любому из пп.1-4, отличающийся тем, что индивидуальные демонстрационные средства представляют собой листы-карточки.

6. Способ по любому из пп.1-5, отличающийся тем, что индивидуальные демонстрационные средства учащиеся используют при выполнении самостоятельных работ во время занятий с репетитором, а затем по мере необходимости при дальнейшем обучении в общеобразовательной школе.

7. Способ по любому из пп.1-6, отличающийся тем, что репетитор последовательно демонстрирует все средства и излагает всю информацию в течение одного - двух занятий продолжительностью 2,5-5,5 ч каждое.

8. Способ по любому из пп.1-7, отличающийся тем, что репетитор проводит занятие с разновозрастной группой учащихся.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к легкой промышленности и касается приемов и средств обучения.

Известен способ обучения языкам, предусматривающий использование окрашенных демонстрационных средств (Патент ФРГ N 2546974, кл. G 09 В 1/00, 1977) /1/.

Однако данным известным способом учащиеся обучаются длительное время и усваивают знания медленно.

Обучение в общеобразовательной школе рассчитано на среднего ученика со средними способностями. Однако одни дети воспринимают и усваивают новую информацию очень быстро, другие - в среднем темпе, а третьи - слишком медленно. Детей, отстающих в своих знаниях от основной группы, родители направляют на дополнительные занятия с репетитором.

Известен способ обучения русскому языку, включающий проведение занятий по программе общеобразовательной школы с педагогом и дополнительных занятий с репетитором, использующим комплект демонстрационных средств (Патент РФ N 2110097, кл. G 09 В 19/00, 1998) /2/, выбранный в качестве ближайшего аналога.

Однако данным известным способом предусмотрена такая последовательность демонстрации блоков информации, которая не отвечает быстрому усвоению ее учащимися, что удлиняет процесс обучения. А известно, что при медленном, растянутом во времени изложении информации эффективность ее усвоения учащимися низкая.

Техническим результатом, достигаемым настоящим изобретением, является быстрая постановка фундамента грамотности учащихся: быстрое приобретение ими навыков грамотного письма и логически связной устной речи без использования приема заучивания каких-либо грамматических правил, и/или информации, и/или текстов наизусть.

Данный технический результат достигается тем, что в способе обучения русскому языку, включающем проведение занятий по программе общеобразовательной школы с педагогом и дополнительных занятий с репетитором, использующим демонстрационные средства, отличительной особенностью является то, что используют комплект демонстрационных средств с блоками информации, которые демонстрируют учащимся в следующей последовательности: алфавит, строение языка и его разделы, фонетика, строение, способы образования и смысловое значение слов, буквы "Ы" и "И" после буквы "Ц", буквы "И", "У", "А" после шипящих, приставки и буквы после них.

Репетитор использует комплект крупногабаритных демонстрационных средств, а каждого учащегося снабжает комплектом уменьшенных индивидуальных демонстрационных средств, тождественных комплекту крупногабаритных средств.

Рекомендуется крупногабаритные демонстрационные средства использовать в виде плакатов, таблиц или в виде аудиторной доски с нанесенной на нее информацией. Демонстрацию крупногабаритных информационных средств репетитор сопровождает разъяснениями.

В конкретном исполнении индивидуальные демонстрационные средства представляют собой листы-карточки. Их учащиеся используют при выполнении самостоятельных работ во время занятий с репетитором, а затем по мере необходимости при дальнейшем обучении в общеобразовательной школе.

Целесообразно, чтобы репетитор последовательно демонстрировал все средства и излагал всю информацию в течение одного-двух занятий продолжительностью 2,5-5,5 ч. каждое. Занятия можно проводить с группой. Целесообразно, чтобы она была разновозрастной.

Многолетней практикой установлено, что одно- двухдневные продолжительные занятия репетитора с учащимися при продуманной последовательности изложения блоков информации с использованием определенных демонстрационных средств обеспечивает быструю и качественную постановку фундамента грамотности, а последующее использование учащимися по мере необходимости индивидуальных демонстрационных средств во время обучения в общеобразовательной школе закрепляет знания и уровень грамотности учащихся существенно возрастает. Высокое качество знаний достигается и при проведении ежедневных занятий продолжительностью в один академический час при изложении информации в рекомендуемой изобретением последовательности, но растянутость подачи информации во времени замедляет процесс ее усвоения. Занятия по способу согласно изобретению могут быть и индивидуальными, но многолетний опыт показал, что успешную постановку грамотности можно осуществить, проводя одно-два продолжительных занятия с группой до 60 человек. Количество учащихся в группе ограничивается лишь наличием посадочных мест в помещении для занятий. Разновозрастный состав группы улучшает результат за счет неизбежного проявления духа соревнования у школьников. Успешная постановка фундамента грамотности сразу в большой группе школьников предложена впервые.

Впервые предложено начинать репетиторские занятия не с трудных разделов языка, а с постановки грамотности, с ее истоков - звуков и их передачи на письме. Важно, что именно со звуков начинает работу репетитор не только с первоклассниками, но с учащимися любого класса общеобразовательной школы. Именно со звуков (фонетика), а не с букв (графика) следует обучать русскому языку, что приносит свой положительный результат: грамотность школьников резко возрастает, знания становятся прочными.

На фиг. 1-21 изображены индивидуальные демонстрационные средства, пронумерованные в порядке ознакомления с ними учащихся.

Ниже приведены примеры, иллюстрирующие изобретение.

Пример 1. Однодневные занятия с группами учеников 2-11 классов по 20-60 человек в каждой были проведены на репетиторских курсах "Ликвидатор безграмотности". Репетитор начинал работу с демонстрации плаката с изображенным на нем алфавитом, что сопровождал разъяснением: человек, родившись, выкрикивает звук, а затем в первые месяцы жизни тоже может произносить только звуки. Поэтому со звуков должно начинаться и изучение языка, и восстановление знаний, и постановка грамотности, создание ее фундамента. Такой фундамент ребята приобретут за одно продолжительное занятие.

Репетитор записывал по порядку на доске буквы алфавита и объяснял, что буквами на письме изображают звуки. Прежде, чем репетитор писал букву на доске, ученики хором произносили тот звук, который записывается на письме данной буквой. Название буквы школьники не произносили. Записав букву, репетитор записывал рядом с ней транскрипцию (тот звук или те звуки, которые записываются на письме данной буквой. Например, А /а/, Д /д/, Е /йэ/, С /с/, Ю /йу/. Аналогичную запись школьники выполняли в своих тетрадях. При этом репетитор требовал, чтобы школьники произносили звуки четко. В дальнейшем четкое произношение каждого звука в списываемом слове поможет ученикам научиться правильно диктовать себе списываемое слово и поэтому избегать ошибок. При выполнении данной работы репетитор обращал внимание учеников на их почерк: слово, записанное плохим почерком, в дальнейшем может быть неверно прочитано, что повлечет за собой ошибки в записях.

Далее репетитор переходил к формированию в понимании учеников простоты структуры языка, усвоив которую, они будут легко воспринимать закономерности, которые репетитор излагает ученикам в их логической последовательности. Как уже говорилось, язык новорожденного - это звуки. Их изучает раздел языка "фонетика".

На письме звуки передаются буквами, которые изучает раздел языка орфография. Из звуков и из букв формируются слоги, а из слогов - слова. Слоги и слова изучает раздел языка орфография. Слова соединяются в словосочетания, которые соединяются в предложения, которые в свою очередь соединяются в тексты. Словосочетания, предложения и тексты изучает раздел языка - синтаксис. Структура языка теперь полностью охвачена взглядом ученика. Теперь ему легче будет изучать сами разделы языка.

Перейдя к фонетике, репетитор знакомил учеников с гласными, а затем согласными звуками, после чего переходил к ознакомлению учеников со строением слова и способами их образования, давал разъяснения по поводу проверяемых согласных в корне слова, затем о непроизносимых согласных в словах и о проверяемых гласных в корне слова.

Следующей темой занятия были приставки и буквы после них, затем - буквы "Ы" и "И" после буквы "Ц". Заканчивал однодневное занятие репетитор темой "Буквы "И", "У", "А" после шипящих.

Продолжительность занятия - 5 ч с одним 10-минутным перерывом после 2,5 ч занятий.

Те ученики, которые прошли данное однодневное занятие с репетитором, в дальнейшем по мере необходимости использовали индивидуальные демонстрационные средства на занятиях в общеобразовательной школе и при выполнении домашних заданий.

У учеников, посетивших однодневное занятие с репетитором, успеваемость в школе заметно повысилась. Оценки в школе изменились по меньшей мере на один балл в сторону повышения. Отпала необходимость в дальнейших занятиях с репетитором.

Последовательность изложения материала по способу согласно изобретению имеет важное значение: все ученики, независимо от возраста, начинают занятие с освоения звуков (с фонетики), а не букв (с графики). Последовательность изучения, повторяющая последовательность развития речи родившегося ребенка, делает материал простым, понятным и доступным. В отличие от программы общеобразовательной школы, изучающей сначала графику, способ согласно изобретению рекомендует, чтобы изучение фонетики предшествовало изложению остальной информации. Такая последовательность изложения информации позволяет заложить прочный фундамент грамотности школьников. Многолетние наблюдения за школьниками, прошедшими однодневный курс по способу согласно изобретению, показали, что знания, заложенные во время такого однодневного занятия, становятся прочной основой для дальнейшего успешного освоения школьной программы.

Пример 2.

Занятия репетитора с учащимися, имеющими ослабленное здоровье, проводились в несколько замедленном темпе в течение двух дней по одному занятию в день продолжительностью 2,5 часа каждое. Дети успешно осваивали за два занятия программу шести классов общеобразовательной школы (без частей речи). Неожиданно школьники младших классов своими успехами, проявленными при выполнении самостоятельных работ или во время устных ответов на вопросы репетитора, начинали перегонять старшеклассников, занимающихся с ними в одной группе. Это затрагивало самолюбие старших школьников, они прекращали демонстрацию небрежного равнодушия к излагаемой и демонстрируемой репетитором информации, сосредотачивались, активизировали свое внимание, что приводило к новой волне соревнования между учащимися разновозрастной группы. После завершения двухдневных занятий все учащиеся группы становились более уверенными в своих знаниях, интерес к которым не ослабевал после посещения курсов "Ликвидатор неграмотности" и возвращения в общеобразовательную школу.

Таким образом, способ согласно изобретению осуществляет постановку фундамента грамотности, обеспечивает приобретение школьниками прочных знаний, применяемых ими в дальнейшей учебе. Школьники за одно-два занятия приобретают навыки грамотного письма и логически связной устной речи, не прибегая при этом к зубрежке, не заучивая наизусть грамматические правила. Постановка грамотности происходит быстро: за один день занятий с репетитором школьники проходят программу шести классов общеобразовательной школы (без частей речи) и приобретают прочные систематизированные знания.

Класс G09B11/00 Обучение письму, стенографии, черчению или живописи

способ и устройство коррекции почерка и обучения каллиграфическим навыкам письма -  патент 2390853 (27.05.2010)
способ формирования текстовой эйдетической памяти и навыков грамотного письма -  патент 2383933 (10.03.2010)
тренажер для правильной постановки руки при использовании пишущего устройства -  патент 2380759 (27.01.2010)
рисовальный конструктор -  патент 2378712 (10.01.2010)
способ обучения изобразительной деятельности -  патент 2378711 (10.01.2010)
способ развития творческих способностей учащихся -  патент 2378710 (10.01.2010)
способ развития творческих способностей учащихся -  патент 2378709 (10.01.2010)
способ формирования дидактического материала для обучения письму -  патент 2377659 (27.12.2009)
способ обучения учащихся изобразительной деятельности ирины чернышевой -  патент 2376646 (20.12.2009)
способ развивающего обучения и дидактическое пособие для его осуществления -  патент 2265890 (10.12.2005)

Класс G09B1/00 Ручные или механические учебные устройства с элементами, образующими или несущими символы, знаки, картинки и тп, расположенные в определенном порядке

Класс G09B17/00 Обучение чтению

Класс G09B19/00 Средства обучения, не отнесенные к другим группам этого подкласса

Наверх