комплексная навигационная система

Классы МПК:G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения
G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00
G01C21/02 с помощью астрономических средств
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Раменское приборостроительное конструкторское бюро
Приоритеты:
подача заявки:
2000-01-27
публикация патента:

Изобретение относится к авиационному приборостроению и может быть использовано в составе бортового оборудования летательных аппаратов для решения задач наведения, прицеливания и применения боевых средств. Предлагаемая система содержит инерциальный датчик скорости и курса, корректирующий фильтр, спутниковый датчик скорости и координат, а также блок формирования навигационных параметров. В систему дополнительно введены последовательно включенные между указанными инерциальным датчиком и фильтром блок запоминания и блок формирования погрешности географического курса. Эти блоки обеспечивают повышение точностных характеристик системы по курсу и по составляющим скорости. Изобретение способствует повышению боевой эффективности применения летательных аппаратов, оснащенных предлагаемой комплексной системой. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Комплексная навигационная система, содержащая спутниковый датчик скорости и координат, последовательно соединенные инерциальный датчик скорости и курса, корректирующий фильтр, блок формирования навигационных параметров, на второй и третий входы которого подключены соответственно второй выход инерциального датчика скорости и курса и первый выход спутникового датчика скорости и координат, второй выход которого подключен к второму входу корректирующего фильтра, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены включенные между первым выходом корректирующего фильтра и входом инерциального датчика скорости и курса последовательно соединенные блок запоминания и блок формирования погрешности географического курса, на второй вход которого подключен второй выход блока формирования навигационных параметров, третий выход которого подключен к второму входу блока запоминания, на третий вход которого подключен второй выход корректирующего фильтра.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и предназначено для использования в составе бортовых боевых комплексов летательных аппаратов.

Известны комплексные навигационные системы (KCH) на основе инерциальных датчиков скорости и курса и спутниковых датчиков скорости и координат, описание которых приведено в книге [1] под редакцией В.Н. Харисова и др. Глобальная спутниковая радионавигационная система, Москва, ИПРЖР, 1998 г., стр. 373-376 и в книге [2] О.А. Бабича. Обработка информации в навигационных комплексах, Москва, Машиностроение, 1991 г., стр. 198-225, 476-485, которая является наиболее близким аналогом. В данной системе, содержащей инерциально-спутниковый датчик скорости и курса (ИДСК), спутниковый датчик скорости и курса (СДСК), корректирующий фильтр (КФ), блок формирования навигационных параметров (БФНП). При погрешностях ИДСК по составляющим скорости за время 5-10 мин ([3] Н.Т. Кузовков, О.С. Салычев. Инерциальная навигация и оптимальная фильтрация, Москва, Машиностроение, 1982 г., стр. 104):

A1 = a1+a2t+a3t2+(a4+a5 t)комплексная навигационная система, патент № 2168704V2,

A2 = b1+b2t+b3t2-(a4+a5 t)комплексная навигационная система, патент № 2168704V1,

(здесь a, b - постоянной величины, a4 - погрешность по географическому курсу, a5 - дрейф по курсу, V1, V2 - составляющие путевой скорости в географических осях) по сравнению с данными СДСК в КФ выделяются комплексная навигационная система, патент № 2168704 комплексная навигационная система, патент № 2168704 Разделение погрешностей a1, a2, a3, b1, b2, b3 и a4, a5 в прямолинейном полете при V1комплексная навигационная система, патент № 2168704const, V2комплексная навигационная система, патент № 2168704const невозможно, а на разворотах появляются погрешности СДСК, обусловленные переходом в режим поиска оптимальных сочетаний (созвездий) спутников. Соответственно погрешность по географическому курсу при различных способах выставки составляющая комплексная навигационная система, патент № 2168704комплексная навигационная система, патент № 2168704 = (a4+a5t) = 0,25комплексная навигационная система, патент № 2168704-2комплексная навигационная система, патент № 2168704, не влияющая на погрешности откорректированных составляющих скорости в географических осях, приводит к погрешностям по составляющим скорости в осях летательного аппарата, формируемом в БФНП для потребителей. Например, по одной составляющей скорости погрешность комплексная навигационная система, патент № 2168704v1= комплексная навигационная система, патент № 2168704комплексная навигационная система, патент № 2168704комплексная навигационная система, патент № 2168704v2, что при комплексная навигационная система, патент № 2168704комплексная навигационная система, патент № 2168704 = 2комплексная навигационная система, патент № 2168704, V2 = 150 м/с, составляет комплексная навигационная система, патент № 2168704v1= 5 м/с. Наличие этих погрешностей является недостатком ближайшего аналога.

Задачей изобретения является повышение точности работы системы.

Достигается это тем, что в комплексную навигационную систему, содержащую спутниковый датчик скорости и координат, последовательно соединенные инерциальный датчик скорости и курса, корректирующий фильтр, блок формирования навигационных параметров, на второй и третий входы которого подключены соответственно второй выход инерциального датчика скорости и курса и первый выход спутникового датчика скорости и координат, второй выход которого подключен ко второму входу корректирующего фильтра, дополнительно введены, включенные между первым выходом корректирующего фильтра и входом инерциального датчика скорости и курса последовательно соединенные блок запоминания и блок формирования погрешности географического курса, на второй вход которого подключен второй выход блока формирования навигационных параметров, третий выход которого подключен ко второму входу блока запоминания, на третий вход которого подключен второй выход корректирующего фильтра.

На чертеже представлена блок-схема предлагаемой системы, содержащей:

1 - блок формирования навигационных параметров БФНП,

2 - инерциальный датчик скорости и курса ИДСК,

3 - корректирующий фильтр КФ,

4 - спутниковый датчик скорости и координат СДСК,

5 - блок формирования погрешности географического курса БФПК,

6 - блок запоминания БЗ.

Связи между блоками осуществляются, например, по последовательному коду.

Система работает следующим образом.

При полете летательного аппарата заданному маршруту ([2], стр. 295), состоящему из прямолинейных участков и разворотов, с первого выхода ИДСК 2, горизонтированные составляющие скорости движения летательного аппарата в осях гироплатформы

V = V1+A1 = a1+a2t+a3t2+(a4+a5 t)комплексная навигационная система, патент № 2168704V2+V1,

V = V2+A2 = b1+b2t+b3t2-(a4+a5 t)комплексная навигационная система, патент № 2168704V1+V2,

поступают на первый вход КФ 3, на второй вход которого со второго выхода СДСК 4 поступают составляющие скорости полета в географических осях комплексная навигационная система, патент № 2168704 где комплексная навигационная система, патент № 2168704 флюктуационные высокочастотные погрешности; систематические погрешности составляющих скорости в прямолинейной горизонтальном полете практически равны нулю ([2], стр, 477). В КФ 3 формируются оценки погрешностей комплексная навигационная система, патент № 2168704 и откорректированные составляющие скорости комплексная навигационная система, патент № 2168704.

Например, при линейной стационарной фильтрации

комплексная навигационная система, патент № 2168704

(здесь Т - постоянные времени, p - оператор дифференцирования) после окончания переходного процесса за время tn выделяются A1, A2 и подавляется комплексная навигационная система, патент № 2168704 практически до любого близкого к нулю состояния.

Тогда комплексная навигационная система, патент № 2168704

соответственно комплексная навигационная система, патент № 2168704 .

Параметры комплексная навигационная система, патент № 2168704 с первого выхода КФ 3 выдаются потребителям и поступают на первый вход БЗ 6 и на первый вход БФНП 1.

Параметры комплексная навигационная система, патент № 2168704 со второго выхода КФ 3 поступают на третий вход БЗ 6.

Со второго выхода БФНП 1 сигнал текущего времени t поступает на второй вход БФПК 5.

При полете летательного аппарата по прямолинейным участкам, например, первому, второму, третьему в БФНП формируются, сигналы времени окончания коррекции t1, t2= t1+комплексная навигационная система, патент № 21687041= t1+tp1+tn, t3= t2+tp2+tn= t1+комплексная навигационная система, патент № 21687042, комплексная навигационная система, патент № 21687042= комплексная навигационная система, патент № 21687041+tp2+tn, которые с третьего выхода БФНП 1 поступают на второй вход БЗ 6. БЗ 6 реализован на стандартных элементах запоминания (пример реализации приведен в книге [4] И. М. Тетельбаума, Ю. Р. Шнейдера "400 схем для АВМ", Москва, Энергия, 1978 г. , стр. 124, 125), осуществляющих запоминание сигналов, поступивших по первому и третьему входам по сигналам t1 > 0, t2 > 0, t3 >0:

- на первом прямолинейном участке коррекции запоминаются сигналы

комплексная навигационная система, патент № 2168704

комплексная навигационная система, патент № 2168704

комплексная навигационная система, патент № 2168704 комплексная навигационная система, патент № 2168704

- на втором (после первого разворота) прямолинейном участке запоминаются сигналы

комплексная навигационная система, патент № 2168704

комплексная навигационная система, патент № 2168704

комплексная навигационная система, патент № 2168704 комплексная навигационная система, патент № 2168704

- на третьем (после второго разворота) прямолинейном участке коррекции запоминаются сигналы

комплексная навигационная система, патент № 2168704

комплексная навигационная система, патент № 2168704

комплексная навигационная система, патент № 2168704 комплексная навигационная система, патент № 2168704

С выхода БЗ 6 сигналы t1, t2, t3, V11, V21, V12, V22, V13, V33, A11, A21, A12, A22, A13, A23 поступают на первый вход БФПК 5, являющемся стандартным устройством, выполняющем арифметические операции сложения, вычитания, умножения, деления (пример реализации приведен в книге [5] Л.Н. Преснухина, П.В. Нестерова. Цифровые вычислительные машины, Москва, Высшая школа, 1981 г., стр. 16).

По поступившим сигналам в БФПК 5 формируются сигналы:

B1 = (A12-A11)комплексная навигационная система, патент № 2168704(t3-t1) - (A13-A11)комплексная навигационная система, патент № 2168704(t2-t1),

B2 = (A22-A21)комплексная навигационная система, патент № 2168704(t3-t1) - (A23-A21)комплексная навигационная система, патент № 2168704(t2-t1),

f1 = (V22-V21)комплексная навигационная система, патент № 2168704(t3-t1) - (V23-V21)комплексная навигационная система, патент № 2168704(t2-t1),

f2 = (t2V22-t1V21)комплексная навигационная система, патент № 2168704(t3-t1) - (V23t3-V21t1)комплексная навигационная система, патент № 2168704(t2-t1),

f3 = (V12-V11)комплексная навигационная система, патент № 2168704(t3-t1) - (V13-V11)комплексная навигационная система, патент № 2168704(t2-t1),

f4 = (t2V12-t1V11)комплексная навигационная система, патент № 2168704(t3-t1) - (t3V13-t1V11)комплексная навигационная система, патент № 2168704(t2-t1),

комплексная навигационная система, патент № 2168704 комплексная навигационная система, патент № 2168704

комплексная навигационная система, патент № 2168704

С выхода БФПК 5 сформированная погрешность по географическому курсу комплексная навигационная система, патент № 2168704 поступает на вход ИДСК 2, где осуществляется коррекция курса с точностью примерно комплексная навигационная система, патент № 2168704 = 0,1комплексная навигационная система, патент № 2168704комплексная навигационная система, патент № 2168704комплексная навигационная система, патент № 2168704 = 1комплексная навигационная система, патент № 216870412 угл.мин., что значительно меньше, чем в ближайшем аналоге. Со второго выхода ИДСК 2 сигнал комплексная навигационная система, патент № 2168704к= комплексная навигационная система, патент № 2168704+комплексная навигационная система, патент № 2168704 (здесь комплексная навигационная система, патент № 2168704 - действительное значение географического курса) выдается потребителям и поступает на второй вход БФНП 1, на третий вход которого поступают сигналы географических координат местоположения летательного аппарата x1c, x2c с первого выхода СДСК 4.

В БФНП 1 осуществляется счисление географических координат по составляющим скорости комплексная навигационная система, патент № 2168704 и их коррекция по данным x1c, x2c, счисление ортодромических координат x0, x0 ([1], стр. 249-254, стр. 467, стр. 255-258), формирование составляющих путевой скорости в осях летательного аппарата

комплексная навигационная система, патент № 2168704

комплексная навигационная система, патент № 2168704

соответственно с погрешностью

комплексная навигационная система, патент № 21687041= комплексная навигационная система, патент № 2168704комплексная навигационная система, патент № 2168704v, комплексная навигационная система, патент № 21687042= -комплексная навигационная система, патент № 2168704комплексная навигационная система, патент № 2168704v,

а так как комплексная навигационная система, патент № 2168704 комплексная навигационная система, патент № 2168704 0,1комплексная навигационная система, патент № 2168704комплексная навигационная система, патент № 2168704, то погрешности комплексная навигационная система, патент № 21687041, комплексная навигационная система, патент № 21687042 значительно меньше, чем в ближайшем аналоге.

С третьего выхода БФНП 1 вычисленные координаты и составляющие скорости выдаются потребителям - в системы индикации, управления, наведения, прицеливания.

Дополнительные блоки и связи обеспечивают значительное уменьшение погрешностей параметров движения летательных аппаратов и, как следствие этого, повышение эффективности их применения.

Класс G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения

способ подготовки инерциальной навигационной системы к полету -  патент 2529757 (27.09.2014)
система управления общесамолетным оборудованием -  патент 2528127 (10.09.2014)
комплексная корреляционно-экстремальная навигационная система -  патент 2525601 (20.08.2014)
способ и бортовая система обеспечения минимумов дистанций продольного эшелонирования по условиям турбулентности вихревого следа -  патент 2525167 (10.08.2014)
многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, используемый на данном вертолете -  патент 2524276 (27.07.2014)
информационно-управляющая система робототехнического комплекса боевого применения -  патент 2523874 (27.07.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
система и способ определения пространственного положения и курса летательного аппарата -  патент 2505786 (27.01.2014)
малогабаритная бесплатформенная инерциальная навигационная система средней точности, корректируемая от системы воздушных сигналов -  патент 2502049 (20.12.2013)
способ функционирования топопривязчика в режиме контрольно-корректирующей станции -  патент 2498223 (10.11.2013)

Класс G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00

способ определения планово-высотного положения подземного магистрального трубопровода -  патент 2527902 (10.09.2014)
способ определения угла крена вращающегося по крену летательного аппарата -  патент 2527369 (27.08.2014)
способ коррекции дрейфа микромеханического гироскопа, используемого в системе дополненной реальности на движущемся объекте -  патент 2527132 (27.08.2014)
навигационная система -  патент 2526740 (27.08.2014)
навигационное устройство, способ управления работой и мобильное оконечное устройство -  патент 2526470 (20.08.2014)
углоизмерительный прибор -  патент 2525652 (20.08.2014)
активный ультрафиолетовый солнечный датчик для системы ориентации малоразмерного космического аппарата -  патент 2525634 (20.08.2014)
способ персональной автономной навигации -  патент 2523753 (20.07.2014)
способы, устройства и картографические базы данных для прокладки "зеленого" маршрута -  патент 2523192 (20.07.2014)
эффективный способ привязки местоположения -  патент 2523171 (20.07.2014)

Класс G01C21/02 с помощью астрономических средств

способ обзора небесной сферы с космического аппарата для наблюдения небесных объектов и космическая система обзора небесной сферы для наблюдения небесных объектов и обнаружения тел солнечной системы, реализующая указанный способ -  патент 2517800 (27.05.2014)
способ и система контроля целостности измерений в навигационной системе -  патент 2464531 (20.10.2012)
способ автономной навигации и ориентации космических аппаратов на основе виртуальных измерений зенитных расстояний звезд -  патент 2454631 (27.06.2012)
способ компьютерной астронавигации и коллиматорная визирная труба для его осуществления -  патент 2419073 (20.05.2011)
способ ориентации и автономной навигации космического аппарата системы мониторинга земли и околоземного пространства -  патент 2376213 (20.12.2009)
астровизирное устройство -  патент 2319109 (10.03.2008)
способ орбитального построения навигационной спутниковой системы -  патент 2314232 (10.01.2008)
способ построения низкоорбитальной спутниковой сетевой навигационной системы -  патент 2299837 (27.05.2007)
способ определения точного времени появления небесного явления -  патент 2240265 (20.11.2004)
комплексная навигационная система для летательных аппаратов различных классов (варианты) -  патент 2182313 (10.05.2002)
Наверх