система навигации

Классы МПК:G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00
G01C21/02 с помощью астрономических средств
G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения
Автор(ы):, , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Раменское приборостроительное конструкторское бюро
Приоритеты:
подача заявки:
2000-04-18
публикация патента:

Изобретение относится к авиационному приборостроению и может быть использовано в составе бортового оборудования летательных аппаратов, обеспечивающего их управление и наведение. Предлагаемая система содержит инерциальный датчик скорости и курса, спутниковый датчик скорости, блок алгебраического суммирования и первый блок корректирующих фильтров. Дополнительно введены блок формирования сигнала переключения, блок отключения, второй блок корректирующих фильтров, первый и второй блоки моделирующих фильтров и блок формирования погрешности по курсу. Данным исполнением обеспечивается повышение точности определения географического курса. Как следствие этого, изобретение дает повышение точности управления, наведения и в результате эффективности применения летательных аппаратов, оснащенных предлагаемой системой. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Система навигации, содержащая спутниковый датчик скорости и последовательно соединенные инерциальный датчик скорости и курса, блок алгебраического суммирования, первый блок корректирующих фильтров, выход которого подключен к второму входу блока алгебраического суммирования, на третий вход которого подключен выход спутникового датчика скорости, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены включенные между вторым выходом и четвертым входом блока алгебраического суммирования и последовательно соединенные блок формирования сигнала переключения, блок отключения, второй блок корректирующих фильтров, включенные между вторым выходом блока алгебраического суммирования и входом инерциального датчика скорости и курса и последовательно соединенные первый блок моделирующих фильтров и блок формирования погрешности по курсу, на второй вход которого подключен третий выход блока алгебраического суммирования, четвертый выход которого подключен к второму входу блока отключения, третий вход которого подключен к пятому выходу блока алгебраического суммирования, а также второй блок моделирующих фильтров, включенные между вторым выходом блока отключения и третьим входом блока погрешности по курсу, объединенным с пятым входом блока алгебраического суммирования.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и предназначено для использования в составе бортовых комплексов управления и наведения летательных аппаратов.

Из известных систем навигации наиболее близким аналогом является система, содержащая инерциальный датчик скорости и курса (ИДСК), спутниковый датчик скорости (СДС), блок корректирующих фильтров (БКФ), блок алгебраического суммирования (БАС), описание которой приведено в книге [1] Бабича О. А. "Обработка информации в навигационных комплексах", Москва, Машиностроение, 1991 г., стр. 198 - 225, 476 - 485.

Недостатком системы является наличие погрешности по географическому курсу, при некоторых способах начальной выставки (особенно в полете), достигающей система навигации, патент № 2168703 = 1 - 2o.

Задачей изобретения является повышение точности работы системы по географическому курсу.

Достигается это тем, что в систему навигации, содержащую спутниковый датчик скорости и последовательно соединенные инерциальный датчик скорости и курса, блок алгебраического суммирования, первый блок корректирующих фильтров, выход которого подключен ко второму входу блока алгебраического суммирования, на третий вход которого подключен выход спутникового датчика скорости, дополнительно введены, включенные между вторым выходом и четвертым входом блока алгебраического суммирования, последовательно соединенные блок формирования сигнала переключения, блок отключения, второй блок корректирующих фильтров; включенные между вторым выходом блока алгебраического суммирования и входом инерциального датчика скорости и курса последовательно соединенные первый блок моделирующих фильтров и блок формирования погрешности по курсу, на второй вход которого подключен третий выход блока алгебраического суммирования, четвертый выход которого подключен ко второму входу блока отключения, третий вход которого подключен к пятому выходу блока алгебраического суммирования, а также второй блок моделирующих фильтров, включенный между вторым выходом блока отключения и третьим входом блока формирования погрешности по курсу, объединенным с пятым входом блока алгебраического суммирования.

На чертеже представлена блок-схема предлагаемой системы, содержащей:

1 - инерциальный датчик скорости и курса ИДСК,

2 - блок формирования погрешности по курсу БФПК,

3 - первый блок моделирующих фильтров ПБМФ,

4 - второй блок моделирующих фильтров ВБМФ,

5 - спутниковый датчик скорости СДС,

6 - блок алгебраического суммирования БАС,

7 - первый блок корректирующих фильтров ПБКФ,

8 - блок формирования сигнала переключения БФСП,

9 - блок отключения БО,

10 - второй блок корректирующих фильтров ВБКФ.

Связи между блоками выполнены, например, по последовательному коду.

Блоки БФПК 2, БАС 6, БФСП 8 являются стандартными арифметическими операционными устройствами, выполняющими операции суммирования, вычитания, умножения, деления, временного запоминания, передачи сигналов, пример технического выполнения приведен, например, в книге [2] Преснухина Л.Н., Нестерова П. В. "Цифровые вычислительные машины", Москва, Высшая школа, 1981 г. стр. 16.

Блоки ПБМФ 3, ВБМФ 4, ВБКФ 7, ВБКФ 10 выполнены, например, на операционных элементах, реализующих передаточные функции

система навигации, патент № 2168703

(здесь P - оператор дифференцирования), пример технического выполнения приведен в книге [3] Тетельбаума И.М., Шнейдера Ю.Р. "400 схем для АВМ", г. Москва, Энергия, 1978 г. стр. 10, стр. 25.

Система работает следующим образом.

Составляющие путевой скорости в географических осях V1c = V1 + система навигации, патент № 2168703, V2c = V2 + система навигации, патент № 2168703 (здесь V1, V2 - действительные значения составляющих скорости, система навигации, патент № 2168703 флюктуационные высокочастотные центрированные погрешности, [1], стр. 477) с выхода СДС 5 поступает на третий вход БАС 6, на первый вход которого с первого выхода ИДСК 1 поступают составляющие путевой скорости в географических осях

V = V1 + система навигации, патент № 21687031 + V1(-1 + cosсистема навигации, патент № 2168703) + V2sinсистема навигации, патент № 2168703;

V = V2 + система навигации, патент № 21687032 + V2(-1 + cosсистема навигации, патент № 2168703) - V1sinсистема навигации, патент № 2168703,

где система навигации, патент № 2168703 - погрешность по географическому курсу,

система навигации, патент № 21687031= система навигации, патент № 2168703aкtк, система навигации, патент № 21687032= система навигации, патент № 2168703bкtк,

aк, bк - постоянные коэффициенты временного ряда степени "K" (см. книгу [4] , Кузовков Н.Т., Салычев О.С. "Инерциальная навигация и оптимальная фильтрация", Москва, Машиностроение, 1982 г., стр. 104). На второй вход БАС 6 с выхода ПБКФ 7 поступают корректирующие сигналы х1, х2.

В БАС 6 формируются сигналы:

система навигации, патент № 2168703 = V - х1, система навигации, патент № 2168703 = V - х2,

система навигации, патент № 21687031 = V - х1 - V1c, система навигации, патент № 21687032 = V - X2 - V.

Сигналы система навигации, патент № 21687031, система навигации, патент № 21687032 с первого выхода БАС 6 поступают на вход ПБКФ 7, реализующего передаточную функцию r = Z1 / Z2, сигналы система навигации, патент № 21687031 система навигации, патент № 2168703 r, система навигации, патент № 21687032 система навигации, патент № 2168703 r, соответственно при

Z1 = 1 + T1P + T22P2 + ... + Tn-1n-1Pn-1, Z2 = TnnPn,

здесь T1, T2, ..., Tn - постоянные времени)

система навигации, патент № 2168703

система навигации, патент № 2168703

R = Z1 + Z2 = 1 + T1P + T22P2 + ... + TnnPn,

откуда следует, что при выборе коэффициентов T1, ..., Tn флюктуационные составляющие система навигации, патент № 2168703 подавляются до любого близкого к нулю уровня; при n система навигации, патент № 2168703 K + 1 составляющие

система навигации, патент № 2168703

система навигации, патент № 2168703

система навигации, патент № 2168703

а при V1 = C0 + C1t + ... + Cmtm, V2 = d0 + d1t + ... + dmtm, n система навигации, патент № 2168703 m + 1, система навигации, патент № 2168703 при Cm = const, dm = const

т.е. после окончания переходного процесса система навигации, патент № 2168703 эти сигналы со второго БАС 6 поступают на вход ПБМФ 3, на вход БФСП 8 и на третий вход БО 9.

В БФСП 8 по поступившим сигналам система навигации, патент № 2168703(t), система навигации, патент № 2168703(t) формируются сигналы система навигации, патент № 2168703 (здесь система навигации, патент № 2168703 - время задержки), и сигнал

система навигации, патент № 2168703

(здесь u0 - постоянная величина).

Сигнал u свидетельствует об изменениях одной или обеих составляющих путевой скорости движения, превышающих пороговый уровень u0.

Сигнал u с выхода БФСП 8 поступает на первый вход БО 9.

С выхода ВБКФ 10 корректирующие сигналы y1, y2 поступают на четвертый вход БАС 6, где формируются сигналы

система навигации, патент № 21687033 = (V - y1 - V, система навигации, патент № 21687034 = (V - y2 - V),

которые с четвертого выхода БАС 6 поступают на второй вход БО 9.

БО 9 является стандартным релейным элементом, который при сигнале управления u < 0 подключает второй вход БО 9 к его первому выходу и третий вход к его второму выходу, а при u система навигации, патент № 2168703 0 по первому выходу БО 9 выдаются сигналы система навигации, патент № 21687033 = 0, система навигации, патент № 21687034 = 0 и по второму выходу выдаются сигналы система навигации, патент № 21687031 = 0, система навигации, патент № 21687032 = 0.

При u < 0 (полет, близкий к прямолинейному) сигналы система навигации, патент № 21687033, система навигации, патент № 21687034 с четвертого выхода БАС 6 поступают на первый выход БО 9, подключенный ко входу ВБКФ 10, имеющего передаточную функцию

система навигации, патент № 2168703

с выхода ВБКФ сигналы

система навигации, патент № 2168703

поступают на четвертый вход БАС 6, где, как отмечено, формируются сигналы

система навигации, патент № 21687033 = V - y1 - V, система навигации, патент № 21687034 = V - y2 - V,

тогда

система навигации, патент № 2168703

система навигации, патент № 2168703

В момент времени to при u система навигации, патент № 2168703 0 (полет с изменениями V1, V2 - разворот, разгон, торможение) с первого выхода БО 9 на вход ВБКФ 10 поступают нулевые сигналы система навигации, патент № 21687033 = 0, система навигации, патент № 21687034 = 0 и на выходе ВБКФ 10 формируются сигналы прогнозирования

система навигации, патент № 2168703

система навигации, патент № 2168703

где

система навигации, патент № 2168703

система навигации, патент № 2168703

поступающие на четвертый вход БАС 6, где формируются сигналы

система навигации, патент № 2168703

система навигации, патент № 2168703

(здесь система навигации, патент № 2168703 система навигации, патент № 2168703),

которые с третьего выхода БАС 6 поступают на второй вход БФПК 2.

Со второго выхода БАС 6 сигналы система навигации, патент № 2168703 поступают на вход ПБМФ 3, имеющего передаточную функцию

система навигации, патент № 2168703

с выхода ПБМФ 3 сигналы

система навигации, патент № 2168703

поступают на первый вход БФПК 2.

С выхода ВБМФ 4 сигналы система навигации, патент № 21687031, система навигации, патент № 21687032 поступают на третий вход БФПК 2 и на пятый вход БАС 6, где формируются сигналы

система навигации, патент № 2168703

которые с пятого выхода БАС 6 поступают на третий вход БО 9. При u < 0 на первом входе БО 9, сигналы система навигации, патент № 21687031 и система навигации, патент № 21687032 с третьего входа БО 9 поступают на второй выход БО 9, подключенный ко входу ВБМФ 4, имеющего передаточную функцию 1/Z2.

С выхода ВБМФ 4 сигналы

система навигации, патент № 2168703

как отмечено выше, поступают на пятый вход БАС 6, где формируются сигналы

система навигации, патент № 2168703

соответственно система навигации, патент № 2168703

При u система навигации, патент № 2168703 0 в момент t0 на втором выходе БО 9 будут сигналы система навигации, патент № 21687031= 0, система навигации, патент № 21687032= 0, тогда на выходе ВБМФ 4 формируются сигналы прогнозирования

система навигации, патент № 2168703

система навигации, патент № 2168703

которые с выхода ВБМФ 4 поступают на третий вход БФПК 2, в котором по поступившим сигналам формируются сигналы

система навигации, патент № 2168703

система навигации, патент № 2168703

система навигации, патент № 2168703

соответственно при малых система навигации, патент № 2168703 который с выхода БФПК 2 поступает на вход ИДСК 1, где формируется сигнал откорректированного географического курса

система навигации, патент № 2168703

Если система навигации, патент № 2168703, что на порядок точнее, чем в ближайшем аналоге.

Со второго выхода ИДСК 1 сигнал система навигации, патент № 2168703 выдается потребителям - в бортовые системы индикации, прицеливания, наведения и управления самолетом.

Класс G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00

способ определения планово-высотного положения подземного магистрального трубопровода -  патент 2527902 (10.09.2014)
способ определения угла крена вращающегося по крену летательного аппарата -  патент 2527369 (27.08.2014)
способ коррекции дрейфа микромеханического гироскопа, используемого в системе дополненной реальности на движущемся объекте -  патент 2527132 (27.08.2014)
навигационная система -  патент 2526740 (27.08.2014)
навигационное устройство, способ управления работой и мобильное оконечное устройство -  патент 2526470 (20.08.2014)
углоизмерительный прибор -  патент 2525652 (20.08.2014)
активный ультрафиолетовый солнечный датчик для системы ориентации малоразмерного космического аппарата -  патент 2525634 (20.08.2014)
способ персональной автономной навигации -  патент 2523753 (20.07.2014)
способы, устройства и картографические базы данных для прокладки "зеленого" маршрута -  патент 2523192 (20.07.2014)
эффективный способ привязки местоположения -  патент 2523171 (20.07.2014)

Класс G01C21/02 с помощью астрономических средств

способ обзора небесной сферы с космического аппарата для наблюдения небесных объектов и космическая система обзора небесной сферы для наблюдения небесных объектов и обнаружения тел солнечной системы, реализующая указанный способ -  патент 2517800 (27.05.2014)
способ и система контроля целостности измерений в навигационной системе -  патент 2464531 (20.10.2012)
способ автономной навигации и ориентации космических аппаратов на основе виртуальных измерений зенитных расстояний звезд -  патент 2454631 (27.06.2012)
способ компьютерной астронавигации и коллиматорная визирная труба для его осуществления -  патент 2419073 (20.05.2011)
способ ориентации и автономной навигации космического аппарата системы мониторинга земли и околоземного пространства -  патент 2376213 (20.12.2009)
астровизирное устройство -  патент 2319109 (10.03.2008)
способ орбитального построения навигационной спутниковой системы -  патент 2314232 (10.01.2008)
способ построения низкоорбитальной спутниковой сетевой навигационной системы -  патент 2299837 (27.05.2007)
способ определения точного времени появления небесного явления -  патент 2240265 (20.11.2004)
комплексная навигационная система для летательных аппаратов различных классов (варианты) -  патент 2182313 (10.05.2002)

Класс G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения

способ подготовки инерциальной навигационной системы к полету -  патент 2529757 (27.09.2014)
система управления общесамолетным оборудованием -  патент 2528127 (10.09.2014)
комплексная корреляционно-экстремальная навигационная система -  патент 2525601 (20.08.2014)
способ и бортовая система обеспечения минимумов дистанций продольного эшелонирования по условиям турбулентности вихревого следа -  патент 2525167 (10.08.2014)
многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, используемый на данном вертолете -  патент 2524276 (27.07.2014)
информационно-управляющая система робототехнического комплекса боевого применения -  патент 2523874 (27.07.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
система и способ определения пространственного положения и курса летательного аппарата -  патент 2505786 (27.01.2014)
малогабаритная бесплатформенная инерциальная навигационная система средней точности, корректируемая от системы воздушных сигналов -  патент 2502049 (20.12.2013)
способ функционирования топопривязчика в режиме контрольно-корректирующей станции -  патент 2498223 (10.11.2013)
Наверх