водометный движитель судна

Классы МПК:B63H11/10 средства для отклонения струи или воздействия на ее сечение 
B63H11/103 со средствами повышения эффективности движущей текучей среды, например выпускное сопло, снабженное средствами для улучшения струйного истечения текучей среды
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова
Приоритеты:
подача заявки:
1999-12-06
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению, в частности к водометным движителям судов с осевыми насосами. Водометный движитель судна содержит водовод с входным и выходным патрубками, осевой насос и устройство для спрямления потока. Устройство для спрямления потока выполнено в виде ребер с винтообразными образующими, размещенных на внутренней поверхности водовода до насоса в сторону, противоположную вращению насоса. Достигается увеличение силы тяги и повышение коэффициента полезного действия двигателя. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Водометный движитель судна, содержащий водовод с входным и выходным патрубками, осевой насос и устройство для спрямления потока, отличающийся тем, что устройство для спрямления потока выполнено в виде ребер с винтообразными образующими, размещенных на внутренней поверхности водовода до насоса в сторону, противоположную вращению насоса.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, в частности к водометным движителям судов с осевыми насосами. Позволит увеличить силу тяги движителя и повысить коэффициент полезного действия водометных движителей.

Известны водометные движители с осевыми насосами судов на подводных крыльях, СВП скегового типа, полупогружных судов и др. В качестве прототипа выбран водометный движитель [1]. Такие водометные движители (как и прототип) в общем случае содержат водовод с входным и выходным патрубками (отверстиями), осевой насос (или гребной винт) и устройство для спрямления потока, размещенное за насосом (по потоку).

Основной недостаток подобных водометных движителей - большие гидравлические потери в водоводе, что существенно сказывается на величине силы тяги движителя и его КПД, как правило, не превышающем 0,6.

Для некоторой компенсации гидравлических потерь в проточном трубопроводе и тем самым увеличения силы тяги и повышения КПД водометного движителя, в известном устройстве, содержащем водовод с входным и выходным патрубками и осевой насос (гребной винт), на внутренней поверхности водовода до насоса размещены ребра с винтообразными образующими в сторону, противоположную вращению насоса.

Места расположения, геометрические параметры винтообразных ребер (угол закрутки, шаг, высота и др.) определяются в зависимости от формы поперечного сечения, длины водовода и др. и условия параллельности потока на выходе насоса.

Положительный эффект будет вызван тем, что благодаря закручиванию потока до 1,5 раз увеличивается объем воды, засасываемой в водовод движителя. Одновременно растут и гидравлические потери. Однако их относительный рост будет существенно меньшим. Оказывается излишним спрямляющий аппарат за насосом.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявленное устройство отличается от прототипа тем, что:

- в водоводе на внутренней поверхности размещены ребра с винтообразными образующими (по винтовой линии водовода);

- ребра размещены до насоса;

- ребра направлены в сторону, противоположную вращению насоса.

Из близких аналогов рассмотрим водометный движитель, выполненный из двух водозаборников, по которым вода поступает к одному насосу [2]. Недостаток такого движителя тот же - большие гидравлические потери, небольшой КПД.

Предлагаемое устройство изображено на фиг. 1 (дан общий вид). Устройство содержит водовод 1, входной 2 и выходной 3 патрубки, осевой насос 4 и винтообразные ребра 5.

Устройство работает следующим образом. При работе насоса 1 и под действием скоростного напора воды последняя поступает во входной патрубок 2 водовода 1 движителя и, набегая на размещенные в водоводе ребра 5 с винтообразными образующими, закручивается. В результате в центральной части потока по длине водовода возникает пониженное давление, которое приводит к засасыванию в водовод дополнительного объема воды, равного не менее 50% объема воды у существующих водометных движителей. В дальнейшем закрученный поток набегает на лопасти насоса 4. Так как поступающая на лопасти насоса вода закручена с помощью ребер в сторону, противоположную вращению насоса, на выходе насоса образуется параллельный поток, выбрасываемый через патрубок 3.

Таким образом в предлагаемом водометном движителе повышается сила тяги за счет увеличения массы отбрасываемой насосом воды. Одновременно вырастет КПД движителя.

Использованная информация

1. С.В. Куликов, М.Ф. Храмкин. Водометные движители. - Л.: Судостроение, 1980, с. 11. - прототип.

2. Авт.свид. СССР 391004, B 63 H 11/02, 1971 г.

Класс B63H11/10 средства для отклонения струи или воздействия на ее сечение 

струйный движитель с управляемым вектором тяги -  патент 2431583 (20.10.2011)
вспомогательное гидрореактивное устройство для подводных аппаратов -  патент 2364747 (20.08.2009)
двухрежимный водозаборник водометного движителя судна -  патент 2360832 (10.07.2009)
способ и система для создания потенциала по поверхности тела -  патент 2350507 (27.03.2009)
реверсивно-рулевое устройство водометного движителя -  патент 2324621 (20.05.2008)
водометный движитель судна с центробежным насосом -  патент 2303556 (27.07.2007)
выдвижная роторная движительно-рулевая колонка -  патент 2282559 (27.08.2006)
водометный движительно-рулевой комплекс -  патент 2282558 (27.08.2006)
устройство, повышающее пропульсивные показатели водометных движителей -  патент 2247058 (27.02.2005)
вставка-водовод водометного движителя скоростного судна -  патент 2240951 (27.11.2004)

Класс B63H11/103 со средствами повышения эффективности движущей текучей среды, например выпускное сопло, снабженное средствами для улучшения струйного истечения текучей среды

Наверх