прицельно-навигационный комплекс

Классы МПК:G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения
G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00
G01C21/02 с помощью астрономических средств
Автор(ы):, , , , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Раменское приборостроительное конструкторское бюро
Приоритеты:
подача заявки:
1999-10-21
публикация патента:

Изобретение относится к авиационному приборостроению и может быть использовано в составе бортового самолетного оборудования, обеспечивающего выполнение задач навигации и целеуказания. Предлагаемый комплекс содержит инерциально-спутниковую систему, связанную с системой целеуказания. Дополнительно введены блок разности, блок задержки, блок выделения погрешностей, блок формирования параметрических функций и блок оптимальной обработки информации. Данные блоки компенсируют погрешности определения навигационных параметров самолета и параметров целеуказания. Изобретение обеспечивает повышение точности работы комплекса и, вследствие этого, - показателей боевой эффективности самолетов, оснащенных предлагаемым комплексом. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Прицельно-навигационный комплекс, содержащий последовательно соединенные инерциально-спутниковую систему и систему целеуказания, отличающийся тем, что в него дополнительно введены блок формирования параметрических функций и включенные между первым выходом системы целеуказания и входом инерциально-спутниковой системы, последовательно соединенные блок разности, блок задержки, блок выделения погрешностей и блок оптимальной обработки информации, второй выход которого подключен ко второму входу системы целеуказания, второй выход которой подключен ко второму входу блока задержки, второй выход которого подключен ко входу блока формирования параметрических функций, выход которого подключен ко второму входу блока выделения погрешностей, причем на второй вход блока разности подключен второй вход инерциально-спутниковой системы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиационного приборостроения, в частности к бортовому оборудованию, обеспечивающему навигацию самолетов и целеуказание на заданные цели.

Из известных аналогов, приведенных, например, в книге [1] под редакцией Харисова В. А. , Перова А.И., Болдина В.А. "Глобальная спутниковая радионавигационная система ГЛОНАСС", Москва, ИПРЖР, 1998; в книге [2] Бабича О.А. "Обработка информации в навигационных комплексах", Москва, Машиностроение, 1991 г., наиболее близким является прицельно-навигационный комплекс, описание которого приведено в [2], на стр. 476-491. Данный комплекс содержит последовательно соединенные инерциально-спутниковую (взаимосвязанные спутниковую систему навигации и инерциальную систему навигации [2], стр. 485) и систему целеуказания (радиолокационную или оптико-локационную станцию [2], стр. 485).

В инерциально-спутниковой системе осуществляется коррекция медленноменяющихся инерциальных данных и подавление высокочастотных шумов данных от навигационных спутников. На основе данных об углах эволюций самолета и собственных измерений (дальность до цели, углы визирования цели) в системе целеуказания формируются координаты целеуказания. При воздействии специальнопоставленных помех, в дальномерном канале системы целеуказания возможно значительное увеличение систематической погрешности по дальности (увод по дальности) и при работе от навигационных спутников GPS в режиме несанкционированного доступа ([1], стр. 256) систематические погрешности по координатам могут достигать 200 м ([1], стр. 264).

Задачей изобретения является повышение точности работы комплекса.

Технический результат достигается тем, что в прицельно-навигационный комплекс, содержащий последовательно-соединенные инерциально-спутниковую систему и систему целеуказания, дополнительно введены блок формирования параметрических функций и, включенные между первым выходом системы целеуказания и входом инерциально-спутниковой системы, последовательно соединенные блок разности, блок задержки, блок выделения погрешностей, блок оптимальной обработки информации, второй выход которого подключен ко второму входу системы целеуказания, второй выход которой подключен ко второму входу блока задержки, второй выход которого подключен ко входу блока формирования параметрических функций, выход которого подключен ко второму входу блока выделения погрешностей, причем на второй вход блока разности подключен второй выход инерциально-спутниковой системы.

На чертеже представлена блок-схема предлагаемого комплекса, содержащего:

1 - инерциально-спутниковая система ИСС; 2 - система целеуказания СЦУ, 3 - блок оптимальной обработки информации БООИ, 4 - блок разности БР, 5 - блок формирования параметрических функций БФПФ, 6 - блок выделения погрешностей БВП, 7 - блок задержки БЗ.

Связи между блоками выполнены, например, в стандартном последовательном коде.

Примеры выполнения стандартных арифметических устройств (БР 4, БФПФ 5, БВП 6, БЗ 7), выполняющих операции суммирования, разности, умножения, деления, задержки (временного запоминания) сигналов, приведены в книге [3] Преснухина Л.Н., Нестерова П.В. "Цифровые вычислительные машины", Москва, Высшая школа, 1981, стр. 16.

Система работает следующим образом.

ИСС 1 измеряет географические координаты местоположения самолета A1, A2, A3 (с погрешностями X1, X2, X3, близкими к систематическим), которые, как отмечено выше, в последовательном коде с второго выхода ИСС 1 подаются на второй вход БР 4, и углы эволюций самолета курс A4, крен A5, тангаж A6 (с погрешностями X4, X5, X6, близкими к систематическим), которые с первого выхода ИСС 1 подаются на первый вход СЦУ 2, измеряющей дальность до цели A7, и углы визирования цели A8, A9 (соответственно с погрешностями прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154 прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154 прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154 где X7, X8, X9 - систематические погрешности, прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154 флюктуационные погрешности типа белого шума). В СЦУ 2 в соответствии с измеренными и поступившими параметрами формируются координаты цели относительно самолета в его осях ([2], стр. 227)

S1=A7cosA8cosA9, S2=A7sinA8cosA9, S3=A7sinA9

и географические координаты цели относительно самолета

A=S1cosA6sinA4-S2(cosA5 sinA6cosA4-sinA5sinA4)+S3 (cosA5sinA4+sinA5sinA6cosA4),

A=-S1cosA6sinA4+S2(cosA5 cosA4sinA6+sinA5cosA4+S3 (cosA4cosA5-sinA5sinA6sinA4),

A=S1sinA6+S2cosA5cosA6- S3sinA5cosA6.

Сигналы S1, S2, S3, sinA4, cosA4, sinA5, cosA5, sinA6, cosA6, A7, sinA8, cosA8, sinA9, cosA9 со второго выхода СЦУ 2 поступают на второй вход БЗ 7.

Сигналы A, A, A с первого выхода СЦУ 2 поступают на первый вход БР 4. При известных, введенных в БР 4 как опорные сигналы перед полетом (или в полете), географических координатах лоцируемой цели A10, A20, A30 в БР 4 на стандартных арифметических операциях суммирования и разности формируются сигналы при i = 1, 2, 3

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

где частные производные ([4], Боднер В.А. "Приборы первичной информации", Москва, Машиностроение, 1981, стр. 102)

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

При этом для случайных процессов типа белого шума прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154 с дисперсиями Cк2 будет прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

тогда

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

этот сигнал с выхода БР 4 поступает на первый вход БЗ 7, выполняющий стандартную операцию задержки поступавших сигналов (временного запоминания) на малое время прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

или в общем виде

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

при этом прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154 = 0 при i = 1, 2, 3; прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154 = прицельно-навигационный комплекс, патент № 21681541 при i = 4, 5, 6, прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154 = прицельно-навигационный комплекс, патент № 21681542 при i = 7, 8, 9;

a11=a22=a33=a41=a52=a63= a71=a82=a93=1;

a12= a13= a21=a23=a31=a32= a42=a43=a51=a5361=a62=a72 =a73=a81=a83=a91= a92=0:

Сигнал bi(t-прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154) с первого выхода БЗ 7 поступает на первый вход БВП 6.

Сформированные в БЗ 7 сигналы

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

со второго выхода БЗ 7 поступают на вход БФПФ 5, являющимся стандартным арифметическим устройством, в котором по поступившим сигналам на операциях умножения, суммирования, разности формируются параметрические функции

a14(t-прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154)-a19(t-прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154),

a24(t-прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154)-a29(t-прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154),...,

a94(t-прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154)-a99(t-прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154),

F2i(t-прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154)

которые с выхода БФПФ 5 поступают на второй вход БВП 6, являющийся стандартным арифметическим устройством, в котором на операциях умножения, суммирования, разности, деления формируются сигналы погрешностей прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154 и функции fк

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154,

где ([5] , Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. "Справочник по математике", Москва, Наука, 1983 г. стр. 157-163, [6] Кузовков Н. Т., Салыев О.С. "Инерциальная навигация и оптимальная фильтрация", Москва, Машиностроение, 1982, Стр. 104-105) определитель системы

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

Здесь знак (-1)Z(прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154) определяется числом Z(прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154) инверсий подстановки

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

сумма из 9! слагаемых, являющихся прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154 - произведениями из девяти сомножителей каждое, содержащее по одному элементу из каждой строки и по одному элементу из каждого столбца, а

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

(здесь вместо a11, ... , a91 подставляются b1, ... , b9), ... ,

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

(здесь вместо a19, ... , a99 подставляются b1, ... , b9),

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

(здесь вместо a11, ... , a91 подставляется F12, ... , F92),

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

(здесь вместо a19, ... , a99 подставляются F12, ... , F92).

Сигналы прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154 fк (к=1, ... , 9) с выхода БВП 6 поступают на вход БООИ 3, содержащий девять оптимальных фильтров ([7] Сейдж Э., Мелс Д. "Теория оценивания и ее применение в связи и управлении". Москва, Связь, 1976, стр. 287-289) по каждому сигналу xk выполняются операции:

- интегрирования прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154fк(t)dt

- деления прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

- разности прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

- умножения прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

- интегрирования прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

где прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154 оптимальные оценки погрешностей на фоне шумов с дисперсиями f-к1.

Например, при fк=1=const дисперсия погрешности

Dxк= прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154к= (t+прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154o)-1

где прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154-o1 - начальное заданное значение дисперсии D.

Видно, что с течением времени D--->0.

Математическое ожидание прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154 систематических составляющих

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154 прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

при

nк= (t+прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154o)-1, прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

откуда следует, что с течением времени прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154 т.е. оптимальная оценка стремится к действительному значению систематической погрешности Xк.

С первого выхода БООИ 3 сигналы оценок систематических погрешностей координат местоположения прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154 и углов эволюций самолета прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154 поступает на вход ИСС 1.

Со второго выхода БООИ 3 сигналы оценок систематических составляющих дальности до цепи и углов визирования цели прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154 поступают на второй вход СЦУ 2, в котором осуществляется коррекция параметров при к=7, 8, 9.

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

где с течением времени (t+To)-1прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154 0, прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154 т.е. коррекция осуществляется с точностью флюктуационных составляющих погрешности.

В ИСС 1 по поступившим сигналам прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154 (к=1-6) осуществляется коррекция параметров

прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154

откуда следует, что с течением времена прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154 т.е. откорректированные значения параметров прицельно-навигационный комплекс, патент № 2168154 стремятся к действительным значениям Aк, что свидетельствует о достижении технического результата.

Выходами системы являются первый и второй выходы ИСС 1 и СЦУ 2, сигналы с которых поступают в бортовые взаимодействующие системы индикации и управления.

Класс G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения

способ подготовки инерциальной навигационной системы к полету -  патент 2529757 (27.09.2014)
система управления общесамолетным оборудованием -  патент 2528127 (10.09.2014)
комплексная корреляционно-экстремальная навигационная система -  патент 2525601 (20.08.2014)
способ и бортовая система обеспечения минимумов дистанций продольного эшелонирования по условиям турбулентности вихревого следа -  патент 2525167 (10.08.2014)
многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, используемый на данном вертолете -  патент 2524276 (27.07.2014)
информационно-управляющая система робототехнического комплекса боевого применения -  патент 2523874 (27.07.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
система и способ определения пространственного положения и курса летательного аппарата -  патент 2505786 (27.01.2014)
малогабаритная бесплатформенная инерциальная навигационная система средней точности, корректируемая от системы воздушных сигналов -  патент 2502049 (20.12.2013)
способ функционирования топопривязчика в режиме контрольно-корректирующей станции -  патент 2498223 (10.11.2013)

Класс G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00

способ определения планово-высотного положения подземного магистрального трубопровода -  патент 2527902 (10.09.2014)
способ определения угла крена вращающегося по крену летательного аппарата -  патент 2527369 (27.08.2014)
способ коррекции дрейфа микромеханического гироскопа, используемого в системе дополненной реальности на движущемся объекте -  патент 2527132 (27.08.2014)
навигационная система -  патент 2526740 (27.08.2014)
навигационное устройство, способ управления работой и мобильное оконечное устройство -  патент 2526470 (20.08.2014)
углоизмерительный прибор -  патент 2525652 (20.08.2014)
активный ультрафиолетовый солнечный датчик для системы ориентации малоразмерного космического аппарата -  патент 2525634 (20.08.2014)
способ персональной автономной навигации -  патент 2523753 (20.07.2014)
способы, устройства и картографические базы данных для прокладки "зеленого" маршрута -  патент 2523192 (20.07.2014)
эффективный способ привязки местоположения -  патент 2523171 (20.07.2014)

Класс G01C21/02 с помощью астрономических средств

способ обзора небесной сферы с космического аппарата для наблюдения небесных объектов и космическая система обзора небесной сферы для наблюдения небесных объектов и обнаружения тел солнечной системы, реализующая указанный способ -  патент 2517800 (27.05.2014)
способ и система контроля целостности измерений в навигационной системе -  патент 2464531 (20.10.2012)
способ автономной навигации и ориентации космических аппаратов на основе виртуальных измерений зенитных расстояний звезд -  патент 2454631 (27.06.2012)
способ компьютерной астронавигации и коллиматорная визирная труба для его осуществления -  патент 2419073 (20.05.2011)
способ ориентации и автономной навигации космического аппарата системы мониторинга земли и околоземного пространства -  патент 2376213 (20.12.2009)
астровизирное устройство -  патент 2319109 (10.03.2008)
способ орбитального построения навигационной спутниковой системы -  патент 2314232 (10.01.2008)
способ построения низкоорбитальной спутниковой сетевой навигационной системы -  патент 2299837 (27.05.2007)
способ определения точного времени появления небесного явления -  патент 2240265 (20.11.2004)
комплексная навигационная система для летательных аппаратов различных классов (варианты) -  патент 2182313 (10.05.2002)
Наверх