комплексная система формирования составляющих путевой скорости

Классы МПК:G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения
G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00
G01C21/02 с помощью астрономических средств
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Раменское приборостроительное конструкторское бюро
Приоритеты:
подача заявки:
2000-05-15
публикация патента:

Изобретение относится к авиационному приборостроению и может быть использовано в составе бортового оборудования летательных аппаратов, обеспечивающего их навигацию, управление и наведение. Предлагаемая система содержит спутниковый датчик скорости, инерциально-спутниковый и инерциально-доплеровский фильтры. Дополнительно введены моделирующий фильтр, блок выделения погрешности курса и блок запоминания. Эти элементы системы обеспечивают повышение точности формирования составляющих путевой скорости в инерциально-доплеровском фильтре. Вследствие этого изобретение позволяет повысить точность управления, наведения и в результате - эффективность применения летательных аппаратов, оснащенных предлагаемой системой. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Комплексная система формирования составляющих путевой скорости, содержащая последовательно соединенные спутниковый датчик скорости и инерциально-спутниковый фильтр, последовательно соединенные инерциальный датчик скорости, доплеровский датчик скорости и инерциально-доплеровский фильтр, второй вход которого объединен с вторым выходом инерциального датчика скорости и вторым входом инерциально-спутникового фильтра, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены последовательно соединенные моделирующий фильтр, блок выделения погрешности курса и блок запоминания, выход которого подключен к второму входу доплеровского датчика скорости, причем выход инерциально-спутникового фильтра подключен к входу моделирующего фильтра и к второму входу блока выделения погрешности курса, на третий вход которого подключен выход инерциально-доплеровского фильтра, а второй выход спутникового датчика скорости подключен к второму входу блока запоминания.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и предназначено для использования в составе бортовых комплексов навигации и управления летательных аппаратов (ЛА).

Из известных систем наиболее близким аналогом является система, содержащая инерциальный датчик скорости (ИДС), доплеровский датчик скорости (ДДС), спутниковый датчик скорости (СДС), инерциально-спутниковый фильтр (ИСФ), инерциально-доплеровский фильтр (ИДФ), описание которой приведено в книге [1] Бабича О. А. "Обработка информации в навигационных комплексах", Москва, Машиностроение, 1991 г., стр. 419-432, стр. 476-485.

В ИСФ осуществляется выделение погрешности ИДС по скорости, при этом откорректированные составляющие путевой скорости стремятся к действительным значениям, однако при отказах (отключениях) СДС и изменениях составляющих скорости движения ЛА имеет место погрешность, определяемая ошибкой ИДС по географическому курсу комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153o.

В ИДФ откорректированные составляющие путевой скорости формируются с погрешностью, определяемой суммарной ошибкой ИДС по географическому курсу (комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153o) и ошибкой неточности установки ДДС относительно продольной строительной оси ЛА (комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153).

Задачей изобретения является повышение точности работы системы.

Достигается это тем, что в комплексную систему, содержащую последовательно соединенные спутниковый датчик скорости и инерциально-спутниковой фильтр, последовательно соединенные инерциальный датчик скорости, доплеровский датчик скорости и инерциально-доплеровский фильтр, второй вход которого объединен со вторым входом инерциально-спутникового фильтра и вторым выходом инерциального датчика скорости, дополнительно введены последовательно соединенные моделирующий фильтр, блок выделения погрешности курса и блок запоминания, выход которого подключен ко второму входу доплеровского датчика скорости, причем выход инерциально-спутникового фильтра подключен к входу моделирующего фильтра и ко второму входу блока выделения погрешности курса, на третий вход которого подключен выход инерциально-доплеровского фильтра, а второй выход спутникового датчика скорости подключен ко второму входу блока запоминания.

На чертеже представлена блок-схема предлагаемой системы, содержащей:

1 - спутниковый датчик скорости (СДС),

2 - инерциальный датчик скорости (ИДС),

3 - доплеровский датчик скорости (ДДС),

4 - инерциально-спутниковый фильтр (ИСФ),

5 - инерциально-доплеровский фильтр (ИДФ),

6 - моделирующий фильтр (МФ),

7 - блок выделения погрешности курса (БВПК),

8 - блок запоминания (БЗ).

Связи между блоками осуществляются, например, по последовательному коду.

СДС 1 измеряет составляющие путевой скорости в географических осях комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153; комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153 (здесь V1, V2 - действительные значения, комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153 высокочастотные центрированные погрешности, [1] стр. 477) с первого выхода СДС 1 поступают на первый вход ИСФ 4, со второго выхода СДС 1 сигнал Uo (Uo < 0 - исправность, Uo комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 21681530 - отказ СДС 1) поступает на второй вход БЗ 8.

ИДС 2 измеряет и выдает:

- сигнал угла гироскопического курса (угла между продольной осью ИДС 2 и продольной осью ЛА) комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153и, который с первого выхода ИДС 2 поступает на первый вход ДДС 3,

- составляющие путевой скорости в осях ИДС 2

V= V1cosкомплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153o+V2sinкомплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153o+комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 21681531;

V= V2cosкомплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153o-V1sinкомплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153o+комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 21681532,

(здесь комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153o - погрешность по географическому курсу комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 21681531= комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153aiкомплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153ti, комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 21681532= комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153biкомплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153ti, ai= const, bi= const), которые со второго выхода ИДС 2 поступают на второй вход ИСФ 4 и на второй вход ИДФ 5.

ДЦС 3 измеряет составляющие путевой скорости в собственных осях:

комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153

комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153

(здесь комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153 - погрешность установки ДДС 3 относительно продольной оси ЛА), которые через комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153и приводятся к осям ИДС 2:

комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153

комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153

(здесь комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153 высокочастотные центрированные погрешности), которые с выхода ДДС 3 поступают на первый вход ИДФ 5.

В ИСФ 4 формируются откорректированные составляющие путевой скорости:

комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153

комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153

где P - оператор дифференцирования,

r=1+T1P+...+Tn-1n-1комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153Pn-1,

R=r+TnnPn=1+T1P+...+TnnPn, T1,...,Tn - постоянные времени,

и, если за время совместной коррекции

комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 21681531= комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153aiti, комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 21681532= комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153biti, V1= комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153Citi, V2= комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153diti,

nкомплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153i+1, и T1, ...,Tn выбраны таким образом, что обеспечивается качество переходного процесса и подавление комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153 до величин, близких к нулю, то комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153 эти сигналы с выхода ИСФ 4 поступают на вход МФ 6 и на второй вход БВПК 7.

В ИДФ 5 формируются откорректированные составляющие путевой скорости при комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153

комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153

комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153

сигналы комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153 с выхода ИДФ 5 поступают на третий вход БВПК 7.

МФ 6 реализует передаточную функцию

комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153

пример реализации приведен в книге [2] Тетедьбаума И.М,, Шнейдера Д.Р. "400 схем для АВМ", Москва, Энергия, 1978 г., стр. 10, стр. 25.

Сформированные в МФ 6 сигналы

комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153

поступают на первый вход БВПК 7.

БВПК 7 реализуется на стандартном арифметическом устройстве (см. книгу [3] Преснухина Л. Н. , Нестерова П. В. "Цифровые вычислительные машины", Москва, Высшая школа, 1981 г., стр. 16), в котором по поступившим сигналам формируется сигнал (при малых углах комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153 < 5o)

комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153

который с выхода БВПК 7 поступает на первый вход БЗ 8.

БЗ 8 по техническому исполнению является стандартным блоком запоминания (см. [2], стр. 124), в котором при отказе (отключении) СДС 1 (сигнал Uoкомплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 21681530 на втором входе БЗ 8) запоминается сигнал комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153 который с выхода БЗ 8 поступает на второй вход ДДС 3, в котором и формируются с учетом комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153

комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153

комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153

Сигналы V19, V2g поступают на первый вход ИДФ 5, в котором соответственно формируются сигналы откорректированных составляющих путевой скорости:

комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153

комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153

Сигналы комплексная система формирования составляющих путевой   скорости, патент № 2168153 выдаются потребителям - в бортовые системы навигации и управления.

Класс G01C23/00 Комбинированные приборы, определяющие более чем одну навигационную величину, например для авиации; комбинированные устройства для измерения двух и более параметров движения, например расстояния, скорости, ускорения

способ подготовки инерциальной навигационной системы к полету -  патент 2529757 (27.09.2014)
система управления общесамолетным оборудованием -  патент 2528127 (10.09.2014)
комплексная корреляционно-экстремальная навигационная система -  патент 2525601 (20.08.2014)
способ и бортовая система обеспечения минимумов дистанций продольного эшелонирования по условиям турбулентности вихревого следа -  патент 2525167 (10.08.2014)
многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, используемый на данном вертолете -  патент 2524276 (27.07.2014)
информационно-управляющая система робототехнического комплекса боевого применения -  патент 2523874 (27.07.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
система и способ определения пространственного положения и курса летательного аппарата -  патент 2505786 (27.01.2014)
малогабаритная бесплатформенная инерциальная навигационная система средней точности, корректируемая от системы воздушных сигналов -  патент 2502049 (20.12.2013)
способ функционирования топопривязчика в режиме контрольно-корректирующей станции -  патент 2498223 (10.11.2013)

Класс G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00

способ определения планово-высотного положения подземного магистрального трубопровода -  патент 2527902 (10.09.2014)
способ определения угла крена вращающегося по крену летательного аппарата -  патент 2527369 (27.08.2014)
способ коррекции дрейфа микромеханического гироскопа, используемого в системе дополненной реальности на движущемся объекте -  патент 2527132 (27.08.2014)
навигационная система -  патент 2526740 (27.08.2014)
навигационное устройство, способ управления работой и мобильное оконечное устройство -  патент 2526470 (20.08.2014)
углоизмерительный прибор -  патент 2525652 (20.08.2014)
активный ультрафиолетовый солнечный датчик для системы ориентации малоразмерного космического аппарата -  патент 2525634 (20.08.2014)
способ персональной автономной навигации -  патент 2523753 (20.07.2014)
способы, устройства и картографические базы данных для прокладки "зеленого" маршрута -  патент 2523192 (20.07.2014)
эффективный способ привязки местоположения -  патент 2523171 (20.07.2014)

Класс G01C21/02 с помощью астрономических средств

способ обзора небесной сферы с космического аппарата для наблюдения небесных объектов и космическая система обзора небесной сферы для наблюдения небесных объектов и обнаружения тел солнечной системы, реализующая указанный способ -  патент 2517800 (27.05.2014)
способ и система контроля целостности измерений в навигационной системе -  патент 2464531 (20.10.2012)
способ автономной навигации и ориентации космических аппаратов на основе виртуальных измерений зенитных расстояний звезд -  патент 2454631 (27.06.2012)
способ компьютерной астронавигации и коллиматорная визирная труба для его осуществления -  патент 2419073 (20.05.2011)
способ ориентации и автономной навигации космического аппарата системы мониторинга земли и околоземного пространства -  патент 2376213 (20.12.2009)
астровизирное устройство -  патент 2319109 (10.03.2008)
способ орбитального построения навигационной спутниковой системы -  патент 2314232 (10.01.2008)
способ построения низкоорбитальной спутниковой сетевой навигационной системы -  патент 2299837 (27.05.2007)
способ определения точного времени появления небесного явления -  патент 2240265 (20.11.2004)
комплексная навигационная система для летательных аппаратов различных классов (варианты) -  патент 2182313 (10.05.2002)
Наверх