устройство для снятия профилей поверхностей катания колес железнодорожного подвижного состава

Классы МПК:B61K9/12 измерение и осмотр ободьев колес
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Петербургский государственный университет путей сообщения
Приоритеты:
подача заявки:
2000-02-11
публикация патента:

Изобретение предназначено для использования на железнодорожном транспорте для изучения формы и величины износа колес. Устройство содержит имеющую фиксирующие упоры базу, на которой закреплены фотоаппарат и масштабная линейка. База выполнена в виде пластины. Масштабная линейка является одним из упоров. Фотоаппарат прижат к пластине своей боковой гранью. Его оптическая ось направлена параллельно поверхности пластины в сторону масштабной линейки. Эта ось проходит ее на расстоянии, равном половине высоты гребня колеса, от грани, предназначенной для взаимодействия с гребнем колеса в момент съемки. Техническим результатом является сокращение затрат времени на выполнение операции съемки. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Устройство для снятия профиля поверхности катания колеса железнодорожного подвижного состава, содержащее имеющую фиксирующие упоры базу для установки устройства на колесе, на которой закреплены фотоаппарат и масштабная линейка, отличающееся тем, что база устройства выполнена в виде пластины, масштабная линейка является одним из упоров, а фотоаппарат прижат к пластине своей боковой гранью и сориентирован так, что его оптическая ось направлена параллельно поверхности пластины в сторону масштабной линейки, проходя последнюю на расстоянии, равном половине высоты гребня колеса, от ее грани, предназначенной для взаимодействия с гребнем колеса в момент съемки.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение предназначается для использования на железнодорожном транспорте для изучения формы и величины износа колес подвижного состава в процессе его эксплуатации.

Известна конструкция устройства для съемки профилей крестовин (В.Ф. Яковлев. Профилограф для измерения износов крестовин. Жур. "Железнодорожный транспорт" N 9 за 1955 г. Стр. 81, 82, рис. 1, 2 и 3), которое с одинаковым успехом используется для съемки профилей поверхностей катания колес подвижного состава. К его недостаткам можно отнести:

- большие затраты времени на съемку каждого колеса (закрепление устройства специальными зажимами на винтах, плавный перенос профиля на бумагу, развинчивание зажимов, замена использованного листа чистым);

- высокие требования к освещенности. При съемке профилей колес в затемненном помещении (в депо, под вагонами, в вечернее время суток нужно местное освещение (фонарь);

- невозможность переноса изображения на бумагу при атмосферных осадках также ограничивает область применения профилографа, работающего на механическом принципе действия.

Известна конструкция "Бандажного профилографа" (Авторское свидетельство СССР N 201665, 08.09.1967), в которой используется метод фотографирования бандажей колес. Это устройство для снятия профилей поверхности катания колес подвижного состава содержит фиксирующие упоры, базу для установки устройства на колесе, на которой закреплены фотоаппарат и масштабная линейка.

Методом фотографирования съемка профиля производится быстрее, чем с помощью вычерчивания его на листе бумаги, на пленку в камере фотоаппарата не оказывают воздействие атмосферные условия. Это безусловные преимущества устройства перед аналогом, но оно обладает и рядом недостатков:

- при установке устройства на колесе некоторое время затрачивается на регулировку положения отдельных его частей перед съемкой (наводка на резкость объектива, установка зеркала в нужное положение, чтобы отраженный луч падал на снимаемый профиль);

- здесь нужен источник света не только для общего освещения, но и для передачи луча через зеркало на поверхность колеса.

При определении среднестатистического профиля изношенных колес в масштабах страны или отдельной отрасли количество фотографируемых колес исчисляется тысячами штук, и сокращение в 3-5 раз интервала времени, необходимого на съемку одного колеса существенно повысило бы производительность процесса.

Устройство по авт. св. N 201665 ближе всего к предлагаемому техническому решению. Предлагаемое изобретение решает задачу повышения производительности труда за счет сокращения затрат времени на выполнение операции съемки.

Решение задачи обеспечивается за счет того, что база предлагаемого устройства выполнена в виде пластины, масштабная линейка является одним из упоров, а фотоаппарат прижат к пластине своей боковой гранью и сориентирован так, что его оптическая ось направлена параллельно поверхности пластины в сторону масштабной линейки, проходя последнюю на расстоянии, равном половине высоты гребня колеса, от ее грани, предназначенной для взаимодействия с гребнем колеса в момент съемки.

Предлагаемое техническое решение поясняется с помощью чертежа, на котором указаны основные детали устройства: база прибора в виде пластины 1, упоры 2 и 3, фотоаппарат 4, закрепленный неподвижно относительно пластины 1 на полочке 5 в положении, перпендикулярном этой пластине. На колесе 6 приспособление зафиксировано в единственно возможном положении за счет упоров 2 и 3, плотно прижатых к гребню 7 колеса 6. Упор 2 выполнен в виде масштабной линейки, расположенной перпендикулярно пластине 1 в картинной плоскости, след которой показан штрихпунктирной линией 8 на поверхности катания колеса 6.

Поскольку изображение профиля фиксируется на пленке в уменьшенном виде, наличие в кадре масштабной линейки необходимо, чтобы при расшифровки данных получить с помощью фотоувеличителя изображение снимка в масштабе 1:1. При этом масштабная линейка 2 и снимаемый профиль находятся на одинаковом расстоянии от оптической оси ОО (AB= BC) объектива фотоаппарата 4. Это обеспечивает точность изображения даже изношенного колеса.

Устройство работает следующим образом. Для производства снимка необходимо базу прибора (пластину 1) прижать к внутренней нерабочей плоскости колеса 6 так, чтобы оба его упора 2 и 3 уперлись в гребень 7 колеса, и нажать на спуск аппарат. Т.к. база обеспечивает постоянное расстояние между объективом и объектом съемки, аппарат на резкость наводится один раз. Нет необходимости на каждом колесе снова крутить объектив, даже не надо заглядывать в видоискатель, или регулировать какое-то зеркальце, как это предусмотрено в конструкции прототипа. Съемка производится в один прием. Прибор прикладывается в нужном положении к колесу и срабатывает затвор фотоаппарата. По времени операция занимает на более двух секунд. В условиях недостаточной освещенности срабатывает вспышка.

Таким образом, существенные отличия прелагаемого технического решения от прототипа позволяют решить главную задачу, поставленную при разработке предлагаемого изобретения: повышение производительности труда при съемке профилей колес подвижного состава.

Класс B61K9/12 измерение и осмотр ободьев колес

устройство и способ измерения профиля железнодорожного колеса -  патент 2500561 (10.12.2013)
способ контроля колесных пар железнодорожного транспорта -  патент 2493992 (27.09.2013)
способ диагностирования рельсового пути и подвижного состава -  патент 2487809 (20.07.2013)
система контроля поверхности катания железнодорожной колесной пары -  патент 2483958 (10.06.2013)
способ диагностики поверхности катания колесных пар подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена -  патент 2466047 (10.11.2012)
способ диагностики положения колесных пар в раме тележки пассажирских и грузовых вагонов в эксплуатации -  патент 2466046 (10.11.2012)
управление обслуживанием рельсовых колес -  патент 2464192 (20.10.2012)
автоматизированная система контроля ходовых частей вагонов -  патент 2450948 (20.05.2012)
способ контроля колеса колесной пары локомотива в движении -  патент 2430849 (10.10.2011)
система комплексного диагностического контроля ходовых частей поездов -  патент 2428341 (10.09.2011)
Наверх