горизонтальный центробежный насос (варианты)
Классы МПК: | F04D1/06 многоступенчатые насосы F04D29/04 валы, подшипники или их сборочные узлы |
Автор(ы): | Козлов М.Т., Окин В.Н., Сафин Р.Б. |
Патентообладатель(и): | Потребительское общество "Финэкс" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-05-17 публикация патента:
27.04.2001 |
Изобретение относится к насосостроению, в частности к многоступенчатым центробежным насосам для закачки воды в пласт на нефтяных промыслах, у которых рабочие колеса имеют лопатки треугольной формы. Насос состоит из корпуса, крышек, входного и выходного патрубков, вала. На вал насажены рабочие колеса, находящиеся между направляющим аппаратом и разделительным диском. В теле рабочего колеса, на участке расположения лопаток, согласно первому варианту выполнены наклонные каналы, а согласно второму варианту - радиальные каналы, сообщающие между собой пазухи рабочего колеса. Наклонные каналы расположены под острым углом к плоскости ведущего диска в направлении его вращения. Ось симметрии радиальных каналов выполнена выпуклой в сторону вращения рабочего колеса. Жидкость из пазухи между рабочим колесом и направляющим аппаратом, где давление больше, по наклонным или радиальным каналам перетекает в пазуху между рабочим колесом и разделительным диском, отчего давление там повышается, что в итоге приводит к управлению осевых сил, действующих на рабочее колесо. Это позволит снизить объемные потери и повысить КПД, упростить конструкцию и повысить надежность. 2 с.п.ф-лы. 8 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8
Формула изобретения
1. Горизонтальный центробежный насос, включающий корпус, входную и выходную крышки с патрубками для подвода и отвода жидкости, вал, ступени насоса, каждая из которых состоит из рабочего колеса, направляющего аппарата и разделительного диска, пазух между разделительным диском и рабочим колесом, рабочим колесом и направляющим аппаратом, отличающийся тем, что пазухи каждой ступени сообщены между собой наклонными каналами, выполненными в теле рабочего колеса на участке расположения лопаток по окружности, проходящей вблизи мест сопряжения их выпуклых поверхностей, причем угол наклона канала к плоскости ведущего диска рабочего колеса в направлении его вращения выполнен острым, а входной и выходной участки канала плавно углублены по окружности в тело ведущего и ведомого дисков до сопряжения со стенками канала. 2. Горизонтальный центробежный насос, включающий корпус, входную и выходную крышки с патрубками для подвода и отвода жидкости, вал, ступени насоса, каждая из которых состоит из рабочего колеса, направляющего аппарата и разделительного диска, пазух между разделительным диском и рабочим колесом, рабочим колесом и направляющим аппаратом, отличающийся тем, что пазухи каждой ступени сообщены между собой радиальными каналами, выполненными в теле рабочего колеса на участке расположения лопаток и имеющими выпуклую в сторону вращения рабочего колеса ось симметрии, причем входной и выходной участки каждого канала расположены по окружности: входной - по направлению вращения, а выходной - против вращения рабочего колеса и обращены первый - в сторону нагнетания, а второй - в сторону всасывания и плавно сопряжены с радиальным участком канала.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области насосостроения, в частности к многоступенчатым насосам высокого давления для закачки воды в пласт на нефтяных промыслах, и найдет применение в центробежных насосах, у которых рабочие колеса имеют лопатки треугольной формы. Известны центробежные насосы, в которых осевые силы уравновешены (частично) гидравлическим способом, например, консольный многоступенчатый насос фирмы Ледерле (ФРГ), состоящий из фланцевого корпуса, аппаратов и рабочих колес, насаженных на консольный участок вала и имеющих двухсторонние опоры в направляющих аппаратах. В рабочих колесах со стороны нагнетания в зоне, охваченной его центрирующим пояском, выполнены отверстия (1). К недостаткам насоса относятся- большие объемные потери, вследствие перетока жидкости из зоны всасывания последующего рабочего колеса в зону всасывания предыдущего рабочего колеса через щель между ступицей рабочего колеса и центрирующей опорой направляющего аппарата;
- недостаточная универсальность, его использование оправдано в насосах с небольшим напором и значительной подачей. Известен также насос (спиральный), состоящий из 2-х групп секций, где входные воронки рабочих колес обращены в противоположные стороны (2). Недостатки насоса
- высокая трудоемкость изготовления, вследствие больших габаритов и масс узлов насоса, обусловленная в большей степени необходимостью передачи потока перекачиваемой жидкости из одной группы секций в другую группу;
- высокая трудоемкость проведения ремонтных работ, связанная с большой массой узлов, сложностью уплотнения разъемов, не имеющих тел вращения. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является насос типа ЦНС, который нашел применение в системе ППД (поддержание пластового давления) для закачки воды в пласты на нефтяных промыслах (3). Он состоит из корпуса, входной и выходной фланцевых крышек с патрубками для подвода и отвода жидкости, вала, установленного на подшипниках качения ступеней, каждая из которых состоит из направляющего аппарата, рабочего колеса и разделительного диска, пазух между разделительным диском, рабочим колесом и направляющим аппаратом. В камере нагнетательной крышки расположены опорный диск и гидравлическая пята, насаженная на вал для уравновешивания осевых сил, возникающих при работе насоса. Вся конструкция стягивается шпильками. К недостаткам данной конструкции относятся
- большие объемные потери, обусловленные перетоками жидкости через зазор между гидропятой и опорным диском (до 10% объема) во всасывающую полость насоса;
- интенсивный износ гидропяты и опорного диска из-за сухого трения, имеющего место на переходных режимах;
- с увеличением наружного диаметра рабочего колеса резко повышаются габаритные размеры разгрузочного устройства. Это, в свою очередь, приводит к еще большим затратам энергии на трение и перетокам жидкости из области высокого давления в область низкого давления;
- неприемлемость применения подобной конструкции разгрузочного устройства в насосах малой производительности (до 1000 м3/сут) ввиду того, что доля объемных потерь значительно возрастает и резко возрастают осевые усилия, доходящие до десятков тонн. Задачей изобретения является
- снижение объемных потерь и, следовательно, повышение КПД;
- упрощение конструкции и повышение надежности;
- расширение универсальности применения. Указанная задача решается описываемым насосом (его вариантами), включающим корпус, входную и выходную крышки с патрубками для подвода и отвода жидкости, вал, ступени насоса, каждая из которых состоит из рабочего колеса, направляющего аппарата и разделительного диска, пазух между разделительным диском и рабочим колесом, рабочим колесом и направляющим аппаратом. Новым согласно варианту 1 является то, что пазухи каждой ступени сообщены между собой наклонными каналами, выполненными в теле рабочего колеса на участке расположения лопаток по окружности, проходящей вблизи мест сопряжения их выпуклых поверхностей, причем угол наклона канала к плоскости ведущего диска рабочего колеса в направлении его вращения выполнен острым, а входной и выходной участки канала плавно углублены по окружности в тело ведущего и ведомого дисков до сопряжения со стенками канала. Новым согласно варианту 2 является то, что пазухи каждой ступени сообщены между собой радиальными каналами, выполненными в теле рабочего колеса на участке расположения лопаток с выпуклой осью симметрии в сторону вращения рабочего колеса, причем входной и выходной участки каждого канала расположены по окружности, входной по направлению вращения, а выходной против вращения рабочего колеса и обращены первый - в сторону нагнетания, а второй - в сторону всасывания и плавно сопряжены с радиальным участком канала. На фиг. 1 изображен продольный разрез предлагаемого насоса (вариант N 2); на фиг. 2 - рабочее колесо в плане с наклонными сообщающими пазухи каналами; на фиг. 3 - рабочее колесо в плане с радиальными сообщающими пазухи каналами; на фиг. 4 - развертка канала по А-А на фиг. 2; на фиг. 5, 6 и 7 - разрезы по Б-Б, В-В, и Г-Г на фиг. 3; на фиг. 8 - ступень центробежного насоса с эпюрой распределения давления в пазухах рабочей ступени:
а) в пазухе 21
б) в пазухе 22. Насос состоит из корпуса 1 (фиг. 1), крышек 2 и 3, входного 4 и выходного 5 патрубков, вала 6, на который насажены рабочие колеса 7, находящиеся между направляющим аппаратом 8 и разделительным диском 9. На концах вала 6 со стороны нагнетания установлен упорный подшипник скольжения 10. Со стороны привода насос снабжен уплотнением 11. Вариант N 1. В теле рабочего колеса 7 (фиг. 2 и 4) на участках расположения лопаток 12 выполнены наклонные каналы 13 по окружности, проходящей вблизи мест сопряжения выпуклых поверхностей лопаток с острым углом наклона к торцовой плоскости ведущего диска 14 в направлении его вращения. Входные 15 и выходные 16 участки каналов 13 плавно углублены в тело ведущего 14 и ведомого 17 дисков рабочего колеса 7 и плавно сопряжены со стенками канала 13. Данный вариант используется в насосах, в которых неуравновешенные силы имеют небольшую величину. Вариант N 2. В теле рабочего колеса 7 (фиг. 3, 5, 6 и 7) на участках расположения лопаток 12 выполнены радиальные каналы 18 с выпуклой осью симметрии в сторону вращения рабочего колеса 70. Входной участок 19 канала 18 обращен в сторону нагнетания и расположен ближе к центру, а выходной участок 20 обращен в сторону всасывания и расположен ближе к периферии. И входной и выходной участки каналов расположены по окружности, входной по направлению вращения, а выходной против вращения рабочего колеса и обращены первый в сторону нагнетания, а второй - в сторону всасывания и плавно сопряжены с радиальным участком канала. Между разделительным диском 9 и рабочим колесом 7 находится пазуха 21, а между рабочим колесом 7 и направляющим аппаратом 8 - пазуха 22. Этот вариант используется в насосах, в которых неуравновешенные силы составляют значительную величину. Насос работает следующим образом. Жидкость поступает в первое рабочее колесо 7 через входной патрубок 4, откуда выбрасывается в каналы направляющего аппарата 8, а из него во всасывающую полость последующего (второго) колеса 7 и т.д. В пазухах 21 и 22 жидкость приобретает вращательное и поступательное движение. Поступательное движение в пазухе 21 направлено от периферии к центру, а в пазухе 22 - от центра к периферии. Действие вращающегося и поступательного потоков в пазухах 21 и 22 приводит к разуравниванию осевых сил с результирующей силой, направленной в сторону всасывания. Это наглядно видно на фиг. 8, где
P1 - давление на диаметре опоры рабочего колеса со стороны всасывания при отсутствии щели;
P2 - давление на выходе из рабочего колеса в пазухах 21 и 22;
P3 - давление на диаметре опоры рабочего колеса со стороны всасывания при наличии щели;
P4 - давление на диаметре опоры рабочего колеса в пазухе 21 при наличии в лопатках рабочего колеса наклонных или радиальных каналов;
P11 - давление на диаметре опоры рабочего колеса со стороны нагнетания в пазухе 22 при отсутствии щели;
P31 - давление на диаметре опоры рабочего колеса со стороны нагнетания в пазухе 22 при наличии щели. Сплошными линиями показаны эпюры распределения давления в пазухах 21 и 22 при отсутствии утечек, т.е. при отсутствии щели между опорным участком рабочего колеса 7 и опорой разделительного диска 9, а также при отсутствии щели между ступицей рабочего колеса 7 и опорой направляющего аппарата 8. На практике же всегда имеют место щели и, следовательно, переток жидкости из пазухи 21 во всасывающую воронку рабочего колеса 7, а также переток жидкости из всасывающей воронки последующего рабочего колеса 7 в пазуху 22 первой ступени (предыдущей). Под влиянием утечек эпюра распределения давления меняется, что представлено на фиг. 8 пунктирными линиями. Для того, чтобы уравнять осевые силы с обеих сторон рабочего колеса необходимо повысить давление в пазухе со стороны всасывания. Это достигается в предлагаемом насосе путем переброски части потока жидкости из пазухи 22 в пазуху 21 с помощью наклонных каналов 13 (вариант N 1), или радиальных каналов 18 (вариант N 2), выполненных в лопатках рабочих колес. Причем согласно варианту N 2 переброска части жидкости осуществляется с приданием ей дополнительного давления за счет центробежных сил. При этом в пазухе 21 происходит повышение давления. На фиг. 8a оно обозначено штрих пунктирной линией. Как видно из этой фигуры площадь эпюры увеличивается, т.е. общее давление в пазухе 21 приближается к давлению в пазухе 22 и, следовательно, происходит уравнивание осевых сил, действующих на рабочее колесо с обеих сторон. Разгрузка последующих колес происходит идентичным образом. Благодаря созданию условий, обеспечивающих повышение давления в пазухе рабочего колеса со стороны всасывания и резкому уменьшению перетоков жидкости за счет исключения разгрузочного устройства, в предлагаемом насосе снижаются объемные потери примерно на 10% и, следовательно, повышается КПД. Упрощается конструкция насоса за счет исключения разгрузочного устройства и поэтому повышается его надежность. Этому способствует то, что гидравлическое уравнивание осевых сил осуществляется в каждой ступени насоса. Последнее обстоятельство делает предлагаемый насос универсальным, т.е. насосы с такой гидравлической разгрузкой могут применяться везде, где требуется уравнивание осевых сил. Использованная информация
1. Аналог А. Н.Михайлов и В.В.Малюшенко. Лопастные насосы. М.Машиностроение. 1977 (стр. 239, рис. 130). 2. Аналог. Источник тот же (стр. 236, рис. 127). 3. Прототип. Источник тот же (стр. 237, рис. 128).
Класс F04D1/06 многоступенчатые насосы
Класс F04D29/04 валы, подшипники или их сборочные узлы