предварительно напряженный железобетонный каркас здания

Классы МПК:E04B1/18 строительные конструкции, состоящие из длинномерных несущих элементов, например колонн, балок, каркасов
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Государственное унитарное предприятие "Научно- исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт бетона и железобетона" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
1999-10-22
публикация патента:

Изобретение относится к строительству и предназначено для возведения монолитных и сборно-монолитных каркасных зданий и сооружений с предварительным напряжением конструкций в построечных условиях. Технический результат изобретения заключается в снижении материалоемкости конструкции и трудоемкости возведения за счет упрощения опалубочных, арматурных и монтажных работ и ускорении процесса возведения здания. Предварительно напряженный железобетонный каркас здания включает колонны, перекрытие с каналами переменной глубины, выполненными вдоль граней колонн во взаимно перпендикулярных направлениях, предварительно напряженную арматуру, расположенную в соответствии с эпюрой изгибающих моментов в каналах перекрытия и зафиксированную на торцах перекрытия по периметру каркаса здания, и бетон омоноличивания. Перекрытие выполнено монолитным по периметру ячеек каркаса с каналами переменной глубины, открытых сверху у граней колонн и открытых снизу в середине пролета, с образованием монолитных участков над предварительно напряженной арматурой в верхней зоне перекрытия. 3 з.п. ф-лы, 12 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12

Формула изобретения

1. Предварительно напряженный железобетонный каркас здания, включающий колонны, перекрытие с каналами переменной глубины, выполненными вдоль граней колонн во взаимно перпендикулярных направлениях, предварительно напряженную арматуру, расположенную в соответствии с эпюрой изгибающих моментов в каналах перекрытия и зафиксированную на торцах перекрытия по периметру каркаса здания, и бетон омоноличивания, отличающийся тем, что перекрытие выполнено монолитным по периметру ячеек каркаса с каналами переменной глубины, открытых сверху у граней колонн и открытых снизу в середине пролета, с образованием монолитных участков над предварительно напряженной арматурой в верхней зоне перекрытия.

2. Предварительно напряженный каркас здания по п.1, отличающийся тем, что перекрытие в пролете выполнено из многопустотных панелей, соединенных между собой и с монолитным участком перекрытия монолитным бетоном.

3. Предварительно напряженный каркас здания по п.1, отличающийся тем, что перекрытие в пролете выполнено из ребристых плит, соединенных между собой и с монолитным участком перекрытия монолитным бетоном.

4. Предварительно напряженный каркас здания по п.1, отличающийся тем, что перекрытие в пролете выполнено монолитным.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области строительства, а именно к монолитным и сборно-монолитным каркасным зданиям и сооружениям с предварительным напряжением конструкций в построечных условиях.

Известен предварительно напряженный железобетонный каркас здания, включающий колонны, перекрытия, предварительно напряженную арматуру, расположенную в открытых каналах перекрытия во взаимно перпендикулярных направлениях, и бетон омоноличивания. В колоннах в уровне перекрытия выполнены сквозные отверстия для пропуска арматуры, которая размещена в швах между плитами перекрытия. Отверстия в колоннах и швы между плитами омоноличены бетоном (1).

Недостатками известной конструкции являются сложность и трудоемкость их возведения, связанная с пропуском арматуры в отверстия колонн и инъецированием раствором после натяжения арматуры особенно в зимних условиях, замоноличиванием швов между плитами перекрытия и колоннами, корректировкой вертикальности колонн после натяжения арматуры на каждом этаже. Замоноличивание швов между плитами перекрытия и колоннами в зимнее время затруднительно, качество которого влияет на величину линейных деформаций перекрытия и смещения колонн при натяжении арматуры. Каждый последующий этаж может монтироваться только после завершения полностью строительно-монтажных работ нижнего этажа с корректировкой вертикальности колонн.

Наиболее близкой конструкцией является предварительно напряженный железобетонный каркас здания, включающий колонны, перекрытие с каналами переменной глубины, выполненными вдоль граней колонн во взаимно перпендикулярных направлениях, предварительно напряженную арматуру, расположенную в соответствии с эпюрой изгибающих моментов в каналах перекрытия и зафиксированную на торцах перекрытия по периметру каркаса здания, и бетон омоноличивания (2).

Недостатками этой конструкции являются длительность процесса возведения перекрытия и трудоемкость опалубочных, арматурных и бетонных работ, поскольку монтаж перекрытия ведется в каждой отдельной ячейке.

Техническая задача заключается в снижении материалоемкости конструкции и трудоемкости возведения за счет упрощения опалубочных, арматурных и монтажных работ и ускорение процесса возведения здания.

Поставленная задача решается таким образом, что в предварительно напряженном железобетонном каркасе здания, включающем колонны, перекрытие с каналами переменной глубины, выполненными вдоль граней колонн во взаимно перпендикулярных направлениях, предварительно напряженную арматуру, расположенную в соответствии с эпюрой изгибающих моментов в каналах перекрытия и зафиксированную на торцах перекрытия по периметру каркаса здания, и бетон омоноличивания, согласно изобретению, перекрытие выполнено монолитным по периметру ячеек каркаса с каналами переменной глубины, открытых сверху у граней колонн и открытых снизу в середине пролета, с образованием монолитных участков над предварительно напряженной арматурой в верхней зоне перекрытия. Причем перекрытие в пролете выполнено из многопустотных панелей, соединенных между собой и с монолитным участком перекрытия монолитным бетоном. Или перекрытие в пролете выполнено из ребристых плит, соединенных между собой и с монолитным участком перекрытия монолитным бетоном. Или перекрытие в пролете выполнено монолитным.

Предлагаемый каркас здания отличается от известного тем, что перекрытие выполнено монолитным по периметру ячеек каркаса с каналами переменной глубины, открытых сверху у граней колонн и открытых снизу в середине пролета, с образованием монолитных участков над предварительно напряженной арматурой в верхней зоне перекрытия. Причем перекрытие в пролете может быть выполнено из многопустотных панелей или ребристых плит, соединенных между собой и с монолитным участком перекрытия монолитным бетоном. Или перекрытие в пролете может быть выполнено монолитным.

Наличие в середине пролета монолитных участков в перекрытии в зоне образования каналов для предварительно напряженной арматуры дает возможность производить армирование перекрытия как многопролетной балочной плиты, и в соответствии с характером эпюры изгибающих моментов рабочую арматуру располагать как в верхней, так и в нижней зоне растягивающих напряжений плиты. При этом монолитный участок перекрытия расположен над предварительно напряженной арматурой в верхней зоне перекрытия между каналами, выполненными во взаимно перпендикулярном направлении. В результате уменьшается прогиб плиты в пролетах и появляется возможность увеличения пролетов каркаса. Причем при выполнении перекрытия в пролете из многопустотных или ребристых плит рабочую арматуру располагают в зазорах между плитами. Кроме того, монтаж перекрытия этажа ведется автономно, ускоряется процесс возведения здания.

На фиг. 1 представлен предварительно напряженный железобетонный каркас здания (вариант 1 с каналом, выполненным по ширине сечения колонны); фиг.2 - предварительно напряженный железобетонный каркас здания (вариант 2 с каналами, выполненными вдоль граней колонн); фиг.3 - то же, что и на фиг.1, с многопустотными плитами; фиг.4 - то же, что и на фиг. 1, с ребристыми плитами; фиг. 3 - А-А фиг.1; фиг.6 - Б-Б фиг. 1; фиг.7 - В-В фиг.2; фиг.8 -Г-Г фиг.2; фиг.9 - Д-Д фиг. 3; фиг.10 - Е-Е фиг.3; фиг. 11 - Ж-Ж фиг. 4; фиг. 12 - И-И фиг.4.

Предварительно напряженный железобетонный каркас здания включает колонны 1, перекрытие 2 с каналами 3 и предварительно напряженную арматуру 4. Перекрытие может быть выполнено сборно-монолитным, состоящим из сборных плит 5 многопустотных или ребристых и монолитных участков 6 по периметру ячеек каркаса с каналами переменной глубины, открытых сверху у граней колонн и открытых снизу в середине пролета. Каналы перекрытия выполнены шириной, превышающей ширину сечения колонны на 2(nd+k(n+1), где k -толщина защитного слоя бетона, n - количество укладываемых арматурных элементов, d - диаметр арматурных элементов (см. фиг.1). Или каналы выполнены вдоль граней колонн (см. фиг. 2) шириной равной nd+k(n+1). Каналы 3 имеют переменную глубину с увеличением к середине пролета до величины. равной толщине перекрытия, с образованием сквозного проема в перекрытии 2, омоноличенный в середине пролета каркаса на высоту, равную толщине перекрытия минус 2k+d, что позволяет расположить напряженную арматуру в соответствии с эпюрой изгибающих моментов. Каналы 3 и зазоры между плитами (сборно-монолитный вариант) омоноличены бетоном.

Каркас здания возводят следующим образом.

Устанавливают арматурный каркас и вертикальную опалубку для колонны, горизонтальную опалубку перекрытия этажа, в которой располагают каналообразователи и рабочую арматуру. После чего производят бетонирование этажа каркаса колонн 1 и перекрытия 2. После твердения бетона производят распалубку и удаляют каналообразователи. В образованные в перекрытии каналы 3 укладывают напрягаемую арматуру 4, размещая вдоль граней колонн 1, располагая в зоне максимальных изгибающих моментов перекрытия, после чего арматуру натягивают и фиксируют на торцах перекрытия по периметру каркаса здания (на чертеже не показано). Затем производят омоноличивание каналов бетоном.

При сборно-монолитном варианте каркаса после установки арматурного каркаса и опалубки колонны 1 на уровне перекрытия 2 на временных опорах монтируют плиты перекрытия 5, которые располагают с зазором. Затем устанавливают горизонтальную опалубку перекрытия, укладывают каналообразователи и рабочую арматуру, располагая ее в зазорах между плитами, и бетонируют монолитную часть по периметру ячеек каркаса с образованием каналов 3. После твердения бетона производят распалубку, арматуру 4 укладывают в каналы 3 и осуществляют ее натяжение, фиксируя на торцах перекрытия по периметру каркаса. Каналы и зазоры между плитами замоноличивают бетоном.

При этом монтаж перекрытия этажа не мешает производству работ по монтажу колонн и перекрытий других этажей, который может производиться одновременно.

Источники информации:

1. SU Авторское свидетельство N 1470884, кл.E 04 В 1/18, БИ N 13, 1989 г.

2. Патент РФ N 2133802, кл. Е 04 В 1/18, БИ N 21, 27.07.1999 г. (прототип)о

Класс E04B1/18 строительные конструкции, состоящие из длинномерных несущих элементов, например колонн, балок, каркасов

несущая конструкция с увеличенным демпфированием за счет конструкции -  патент 2526928 (27.08.2014)
покрытие здания -  патент 2500861 (10.12.2013)
сборный железобетонный каркас многоэтажного здания повышенной огнестойкости -  патент 2411328 (10.02.2011)
каркасное здание -  патент 2381334 (10.02.2010)
система сборно-монолитного домостроения -  патент 2376424 (20.12.2009)
блок колонн здания -  патент 2373343 (20.11.2009)
малоэтажный многоквартирный жилой дом -  патент 2369695 (10.10.2009)
высотное здание -  патент 2350717 (27.03.2009)
строительный объект - главный танк океанариума -  патент 2343258 (10.01.2009)
способ возведения каркаса многоэтажного здания -  патент 2338843 (20.11.2008)
Наверх