способ определения параметров надводных судов

Классы МПК:G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00
G01C13/00 Специальная топографическая съемка открытых водных пространств, например морей, озер, рек, каналов
G01P5/00 Измерение скорости текучих сред, например воздушных потоков; измерение скорости твердых тел, например судов, самолетов и тп, относительно текучей среды
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН
Приоритеты:
подача заявки:
1999-04-07
публикация патента:

Изобретение относится к технологии измерений и может быть использовано при определении параметров надводных судов по данным аэрофотосъемок и спутниковых наблюдений. Способ содержит операцию наблюдения за судном в океане. Скорость и длину судна определяют по спектру возбуждаемых им поверхностных волн. Скорость судна находят по частоте среза спектральной кривой. Длину судна определяют по расстоянию между максимумами спектра. Технический результат реализации изобретения заключается в упрощении и обеспечении надежности процесса получения параметров надводных судов в океане. 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7

Формула изобретения

Способ определения параметров надводного судна, заключающийся в наблюдении его в океане, отличающийся тем, что скорость и длину судна определяют по спектру возбуждаемых им поверхностных волн, при этом скорость судна определяется по частоте среза спектральной кривой, а его длина - по расстоянию между максимумами спектра.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения параметров надводных кораблей в том или ином районе Мирового океана.

Известен способ определения размеров наземных (надводных) объектов путем их аэровизуальных наблюдений [1]. Данный способ вполне может быть применен для нахождения длины судна, движущегося в океане.

Однако известный способ требует наличия оптической аппаратуры высокого разрешения. Кроме того, само судно может быть скрыто естественным или искусственным оптически (электромагнитно) непроницаемым экраном. Скорость же судна по причине его тихоходности определить однократным пролетом над ним невозможно.

Предлагаемый способ определения параметров надводных кораблей базируется на том, что в приближении линейной теории получены теоретические спектральные оценки (ТСО) поверхностных корабельных волн, и выполнен анализ зависимости распределения энергии ТСО от параметров генератора, в качестве которых рассматриваются тонкие водоизмещающие суда.

Рассмотрим теоретическую спектральную оценку поверхностных корабельных волн, генерируемых тонким водоизмещающим судном.

Пусть к горизонтальной поверхности жидкости, занимающей пространство (-H < z < 0, -способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597 < x < способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597, -способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597 < y < способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597).

На вертикальной стенке y = 0 находится препятствие y = f(x,y), - моделирующее форму судна. Предполагаем, что продольный размер значительно превосходит поперечный. В момент времени t = 0 возникает поток жидкости с постоянной скоростью C в положительном направлении оси OX. Задача состоит в нахождении Фурье - спектра волн, возникающих на поверхности жидкости при обтекании препятствия. Математическая постановка задачи включает в себя уравнение Лапласа.

способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597 = 0, (-H < Z < 0) (1)

с граничными условиями:

способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597

здесь способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597 - потенциал возмущенных скоростей;

g, способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597, способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597 - ускорение свободного падения, плотность жидкости и отклонение свободной поверхности;

D = способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597/способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597t+Cспособ определения параметров надводных судов, патент № 2165597/способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597x,

подстрочный индекс означает дифференцирование по соответствующей переменной.

Применение интегральных преобразований к (1) - (2) приводит к следующей задаче:

способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597

способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597

Построим функцию Грина краевой задачи (3) - (4).

Фундаментальные решения однородной задачи, соответствующей (3)-(4), имеют вид:

способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597

где A, B - произвольные постоянные.

Вронскиан фундаментальной системы решений определяется выражением:

способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597

С учетом (5), (6) легко построить функцию Грина:

способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597

Решение однородной задачи (3)-(4) с использованием функции Грина (7) выражается следующим образом:

способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597

Используя выражение способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597 и предельную теорему Лапласа, получим выражение для трансформанты Фурье смещений свободной поверхности, вызываемых обтеканием тонкого водоизмещающего судна:

способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597

где способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597 - носитель функции f(x,z).

Анализ адекватности теоретической спектральной оценки поверхностных корабельных волн на основе сопоставления теоретических и экспериментальных данных.

Для определения адекватности построенных теоретических спектральных оценок поверхностных корабельных волн рассматриваемому физическому процессу выполнено сопоставление теоретических расчетов с данными обработки реальных аэрофотоснимков.

Форма судна в расчетах моделировалась функцией вида:

способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597

где L - длина надводного судна, h - осадка, b - ширина, способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597

При этом для теоретических спектральных оценок поверхностных корабельных волн справедливо следующее выражение:

способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597

способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597 способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597

Выражение для Ф(kx,ky) не выписывается в силу его громоздкости.

Поскольку экспериментальные спектры поверхностных корабельных волн представлены в виде одномерных спектров, полученных усреднением двумерных по азимутальному углу

способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597

то и используемые в расчетах теоретические спектральные оценки поверхностных корабельных волн приводились к такому виду.

Результаты сравнения для двух объектов представлены на фиг. 1 и 2. Сплошной кривой показаны результаты эксперимента, штриховой - теоретические. Объекты различались длиной, водоизмещением и скоростью движения (фиг. 1 соответствует объекту большой длины, при этом скорость его движения меньше).

При сравнении учтено следующее:

в реальных спектрах используется только часть волнового поля, попавшего в кадр, что приводит к размыванию энергии по спектру. Действительно, пусть f(x, y) - исходное поле поверхностных корабельных волн, g(x,y) способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597 - финитная функция (окно наблюдения), F(kx, ky) - двумерный спектр f(x,y), G(kx,ky). Тогда в действительности мы получим данные о функции f1(x,y) = f(x,y) g(x, y). При этом спектр f1(x,y) имеет вид

способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597

Кроме поля поверхностных корабельных волн в кадре присутствует фоновое ветровое волнение, что приводит к появлению паразитных пиков в спектре;

теоретические спектральные оценки поверхностных корабельных волн, используемые в расчетах, строились в приближении линейной теории волн.

Но даже с учетом вышесказанного, сопоставление результатов показывает, что получение оценки качественно правильно описывают распределение энергии по модулю волнового вектора, а расположение максимумов - и количественно.

Дополнительно на основании полученных оценок был проведен численный анализ зависимости спектров поверхностных корабельных волн от параметров надводных судов, таких как длина (L), ширина (b), осадка (h), скорость движения (c) для различных способов задания формы надводного судна.

Как показали численные эксперименты, энергия в спектрах поверхностных корабельных волн локализована в узкой окрестности дисперсионных кривых поверхностных корабельных волн, описываемых выражением:

c2kx2 = gkthkH. (10)

Схематический вид двумерного спектра для c = 10 узлов приведен на фиг. 3. Для заданной скорости движения изменение L, b, h приводит только к перераспределению энергии вдоль дисперсионной кривой. Как следует из (10) при y = 0

способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597

отсюда

способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597

или для коротких волн способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597 , что для поверхностных корабельных волн практически всегда справедливо:

способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597

Таким образом, двумерный спектр дает возможность оценить на основании простой формулы скорость движения надводного судна. Для оценки других параметров удобнее использовать одномерные оценки типа (9).

На фиг. 4, 5 и 6 представлены результаты расчетов Sспособ определения параметров надводных судов, патент № 2165597 для двух типов надводных судов и двух скоростей движения.

Фиг. 4 соответствует: L = 273 м, b = 73 м, h = 6 м, с = 20 узлам,

фиг. 5: L = 124 м, b = 14 м, h = 4,4 м, c = 20 узлам,

фиг. 6: L = 124 м, b = 14 м, h = 4,4 м, c = 30 узлам.

Видно, что при одинаковых скоростях движения частота среза для различных надводных судов одинакова, что и следует из (9) и (11). Изменение размеров надводного судна приводит к перераспределению энергии по спектру волнового числа. Для представленной модели расстояние между соседними максимумами в проекции на ось OX способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597 kx связано с длиной надводного судна выражением

способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597

В этой связи более удобным при анализе представляется использование одномерного спектра, полученного интегрированием по ky:

способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597

На фиг. 7 представлены оценки способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597 для тех же значений параметров, что и для фиг. 5 и 6.

Расстояние между максимумами в способ определения параметров надводных судов, патент № 2165597 для двух объектов одинаково и определяется длиной надводного судна. Расчеты для других функций, моделирующих форму надводного судна, дали аналогичный результат.

Использование формул (11), (13) к реальным спектрам (фиг. 1 и 2) подтвердило их работоспособность, при этом ошибка составляла 20% для длины надводного судна и 10% - для его скорости.

К настоящему времени достаточно полно отработана методика определения спектра волнения моря путем спектрального анализа аэрофотоснимков [2-5]. В работе [2] показано, что двумерный спектр флюктуаций яркости оптического изображения ou(kx, ky), (kx,ky) - компоненты волнового вектора - связан со спектром возвышения волновой морской поверхности Sспособ определения параметров надводных судов, патент № 2165597(kx,ky).

Таким образом можно сделать вывод: построенные теоретические спектральные оценки поверхностных корабельных волн удовлетворительно описывают распределение энергии в реальных спектрах, полученных на основании обработки аэрофотоснимков движущихся надводных судов;

частота среза в одномерных спектрах, полученных усреднением исходных по азимутальному углу, определяется скоростью надводных судов, а характерные масштабы неоднородностей - его размерами.

Предложенные формулы для определения скорости движения и длины надводного судна подтвердили свою работоспособность при анализе реальных наблюдений.

Литература

1. Большая советская энциклопедия, т. 2, с. 476.

2. Лупян Е.А., Шарков Е.А. Критерии восстановления спектральных характеристик шероховатой морской поверхности по ее оптическому изображению. Исслед. Земли из космоса. N 2, 1986, с. 68-76.

3. Лупян Е.А. Восстановление углового распределения энергии в двумерном спектре возвышения морской поверхности по ее оптическому изображению. Исслед. Земли из космоса, N 3, 1988, с. 31-35.

4. Гришин В.А., Ильин Ю.А., Лазарев А.А., Лупян Е.А., Малинников В.А., Покровская И.В., Скачков В.А., Суслов А.И., Стулов А.А., Шарков Е.А. Синхронные оптические и контактные исследования пространственно-спектральных характеристик морского волнения. Исслед. Земли из космоса, N 2, 1986, с. 57-67.

5. Большаков А. Н., Бурдюгов В.М., Гродский С.А., Кудрявцев В.Н. Определение спектра энергонесущих поверхностных волн по изображению солнечного блика. Исслед. Земли из космоса, N 5, 1988.

Класс G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00

способ определения планово-высотного положения подземного магистрального трубопровода -  патент 2527902 (10.09.2014)
способ определения угла крена вращающегося по крену летательного аппарата -  патент 2527369 (27.08.2014)
способ коррекции дрейфа микромеханического гироскопа, используемого в системе дополненной реальности на движущемся объекте -  патент 2527132 (27.08.2014)
навигационная система -  патент 2526740 (27.08.2014)
навигационное устройство, способ управления работой и мобильное оконечное устройство -  патент 2526470 (20.08.2014)
углоизмерительный прибор -  патент 2525652 (20.08.2014)
активный ультрафиолетовый солнечный датчик для системы ориентации малоразмерного космического аппарата -  патент 2525634 (20.08.2014)
способ персональной автономной навигации -  патент 2523753 (20.07.2014)
способы, устройства и картографические базы данных для прокладки "зеленого" маршрута -  патент 2523192 (20.07.2014)
эффективный способ привязки местоположения -  патент 2523171 (20.07.2014)

Класс G01C13/00 Специальная топографическая съемка открытых водных пространств, например морей, озер, рек, каналов

гидроакустический автономный волнограф -  патент 2484428 (10.06.2013)
способ измерения углов наклона и высоты волнения водной поверхности относительно ее равновесного состояния -  патент 2474788 (10.02.2013)
способ выделения русловых потоков с помощью анализа цифровых спектрозональных космических снимков -  патент 2469270 (10.12.2012)
способ измерения и долгосрочного прогноза деформаций речных русел при отсутствии русловых съемок -  патент 2468337 (27.11.2012)
способ определения угла наклона и высоты волнения водной поверхности относительно ее равновесного состояния -  патент 2448324 (20.04.2012)
способ измерения высоты морских волн с борта движущегося судна -  патент 2439494 (10.01.2012)
способ определения кинематических характеристик поверхностных волн по пространственно-временным изображениям водной поверхности -  патент 2436040 (10.12.2011)
способ измерения толщины льдин и устройство для измерения толщины льдин -  патент 2435136 (27.11.2011)
способ составления ледовых карт -  патент 2432547 (27.10.2011)
способ определения границ разлива нефтяных загрязнений в море -  патент 2411450 (10.02.2011)

Класс G01P5/00 Измерение скорости текучих сред, например воздушных потоков; измерение скорости твердых тел, например судов, самолетов и тп, относительно текучей среды

термоанемометр и способ нагрева его терморезисторной структуры -  патент 2528572 (20.09.2014)
анемометрический зонд с одной или несколькими проволочками и способ его осуществления -  патент 2524448 (27.07.2014)
способ бесконтактной оптико-лазерной диагностики нестационарного гидропотока и устройство для его реализации -  патент 2523737 (20.07.2014)
устройство для измерения эмиссии парниковых газов из почвы и растений -  патент 2518979 (10.06.2014)
система воздушных сигналов вертолета -  патент 2518871 (10.06.2014)
устройство регулирования анемометра с проволочкой -  патент 2510027 (20.03.2014)
способ измерения скорости потока и устройство для его осуществления -  патент 2506597 (10.02.2014)
вихревой датчик аэродинамического угла и истинной воздушной скорости -  патент 2506596 (10.02.2014)
автономное устройство для регистрации скорости и направления течения жидкости и газа -  патент 2503962 (10.01.2014)
электромагнитный лаг-дрейфомер -  патент 2503014 (27.12.2013)
Наверх