способ возведения мостовых бетонных опор

Классы МПК:E01D21/00 Способы и устройства, специально предназначенные для возведения или сборки мостов
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Пассек Вадим Васильевич
Приоритеты:
подача заявки:
2000-02-15
публикация патента:

Изобретение относится к области мостостроения и может быть использовано при возведении монолитных бетонных опор мостов. Способ возведения мостовых опор начинают с подготовки основания под опору. Затем устанавливают оснастку и арматурный каркас для бетонирования фундамента. Далее бетонируют фундамент, оставляя в центре верхней части фундамента незабетонированную нишу, размеры которой определяют по приведенным зависимостям. Затем монтируют оснастку и арматурный каркас для бетонирования тела опоры. А по прошествии времени способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 21654911 после окончания бетонирования ниши бетонируют тело опоры и выдерживают конструкцию при заданном температурно-влажностном режиме до достижения ею требуемых эксплуатационных параметров и разбирают оснастку. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, заключается в повышении трещиностойкости массивных бетонных опор мостов путем обеспечения допустимого перепада температур между фундаментом и телом опоры в момент ее твердения в случае большого перерыва между бетонированием фундамента и тела опоры. 10 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10

Формула изобретения

Способ возведения мостовых бетонных опор, включающий операции подготовки основания под опору, монтажа оснастки и арматурного каркаса для бетонирования фундамента и тела опоры, бетонирование фундамента и тела опоры с последующим выдерживанием конструкции при заданном температурно-влажностном режиме до достижения ею требуемых эксплутационных параметров и разборки оснастки, отличающийся тем, что бетонирование фундамента осуществляют в два этапа, причем на первом этапе бетонируют основную часть фундамента, оставляя в центре верхней части фундамента незабетонированную нишу, затем монтируют оснастку и арматурный каркас для бетонирования тела опоры, бетонируют нишу, а по прошествии времени способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 21654911 после окончания бетонирования ниши, бетонируют тело опоры, при этом размеры ниши определяют из выражения:

способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491

а способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491 m4 (C - 0,5), м;

способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491

I способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491 m5 (D - 0,5), м;

h = m2 способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491 a, м,

где a, h, I - соответственно ширина, глубина и длина ниши, м;

В, L - соответственно ширина и длина верхней поверхности фундамента, м;

C, D - соответственно ширина и длина тела опоры на уровне верхней поверхности фундамента, м;

m1, m2, m3, m4, m5 - коэффициенты условий работы, принимаемые по конструктивно-технологическим соображениям равными 1 способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491 0,25;

способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 21654911= 0-способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491 - интервал времени между окончанием бетонирования ниши и началом бетонирования тела опоры, сут.;

способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491 - время максимального разогрева бетона ниши, сут.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области мостостроения и может быть использовано при возведении массивных монолитных бетонных опор мостов.

Известен способ возведения массивных бетонных опор, содержащий операции подготовки основания под опору, монтажа оснастки и арматурного каркаса для бетонирования фундамента и тела опоры, выдерживание конструкции до достижения требуемой прочности бетона и разборки оснастки (Евграфов Г.К. "Мосты на дорогах". Трансжелдориздат, М., 1955, с. 317-327).

Недостаток этого способа заключается в том, что разные поперечные размеры по высоте опоры требуют перерывов бетонирования. Эти перерывы приводят к появлению ревности температур между смежными по высоте участками опоры в момент твердения очередного участка, причем более высокая температура формируется во вновь бетонируемом (верхнем) участке. После выравнивания температур в верхнем участке образуются растягивающие напряжения, нередко приводящие к появлению трещин.

Наиболее близким к заявляемому является способ возведения мостовых массивных монолитных бетонных опор, включающий операции подготовки основания под опору, монтажа оснастки и арматурного каркаса для бетонирования фундамента и тела опоры, бетонирование фундамента и тела опоры с последующим выдерживанием конструкции при заданном температурно-влажностном режиме до достижения требуемых эксплуатационных параметров бетонного массива и разборки оснастки ("Рекомендации по повышению трещиностойкости сборных и монолитных бетонных и железобетонных опор мостов", ВНИИ транспортного строительства (ЦНИИС), Москва, 1969).

Недостаток указанного способа заключается в том, что в реальных условиях трудно обеспечить требуемый температурно-влажностной режим. Перепад температур между нижним и верхним ярусом в момент твердения последнего в большинстве случаев превышает допустимые пределы, что приводит к появлению трещин в верхнем ярусе бетонируемой конструкции.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в повышении трещиностойкости мостовых бетонных опор путем обеспечения допустимого перепада температур между фундаментом и телом опоры в момент ее твердения в случае большого перерыва между бетонированием фундамента и тела опоры.

Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что в способе возведения мостовых бетонных опор, включающем операции подготовки основания под опору, монтажа оснастки и арматурного каркаса для бетонирования фундамента и тела опоры, бетонирование фундамента и тела опоры с последующим выдерживанием конструкции при заданном температурно-влажностном режиме до достижения ею требуемых эксплуатационных параметров и разборки оснастки, бетонирование фундамента осуществляют в два этапа, причем на первом этапе бетонируют основную часть фундамента, оставляя в центре верхней части его незабетонированную нишу, затем монтируют оснастку и арматурный каркас для бетонирования тела опоры, бетонируют нишу, а по прошествии времени способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 21654911 после окончания бетонирования ниши бетонируют тело опоры, при этом размеры ниши определяют из выражения:

способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491

a способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491 m4 (C - 0,5), м;

h способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491 m2 способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491 a, м;

способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491

l способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491 m5 (D - 0,5), м;

где a, h, l - соответственно ширина, глубина и длина ниши, м;

B, L - соответственно ширина и длина верхней поверхности фундамента, м:

C, D - соответственно ширина и длина тела опоры на уровне верхней поверхности фундамента, м;

m1 - m5 - коэффициенты условий работы, принимаются по конструктивно-технологическим соображениям равными (1 способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491 0,25);

a способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 21654911 принимается в диапазоне (0-способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491) сут, где нижний предел устанавливается по результатам расчета стенок ниши на разрыв в момент нагрева, а верхний предел определяется временем максимального разогрева бетона ниши.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где

на фиг. 1 изображена схема возводимой массивной монолитной бетонной опоры моста в плане;

на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1;

на фиг. 3 - поперечное сечение опоры (сечение Б-Б) в случае бетонирования фундамента без ниши;

на фиг. 4 - эпюра разности температур в момент твердения бетона тела опоры;

на фиг. 5 - эпюра свободных деформаций (т.е. при отсутствии связи между фундаментом и телом опоры) после выравнивания температуры по высоте опоры;

на фиг. 6 - эпюра упругих температурных напряжений после выравнивания температуры по высоте опоры (см. фиг. 5);

на фиг. 7, 8, 9, 10 - то же, что и соответственно на фиг. 3, 4, 5, 6, но в случае бетонирования фундамента с нишей.

Способ возведения мостовых бетонных опор заключается в следующем.

Вначале осуществляют подготовку основания под опору. Эта операция характеризуется, например, укладкой на поверхность 1 грунта щебеночной подушки 2. При этом поверхность 1 грунта может быть дном котлована, а слабый грунт усилен свайным или столбчатым основанием. Далее осуществляют установку оснастки и арматурного каркаса для бетонирования фундамента 3. Арматурный каркас состоит из сеток 4 в нижней и верхней частях фундамента и вертикальных стержней 5. Оснастка включает опалубку 6, тепло- и влагозащитное покрытие, укладываемое сбоку и сверху, каркас для закрепления опалубки и т.п. Следующая операция - бетонирование тела фундамента 3. При этом оставляют незабетонированной нишу 7. Для этого устанавливают в процессе бетонирования фундамента дополнительную опалубку 8. Размеры ниши назначают следующими. Ширина и длина ниши определяются двумя условиями, т.е. зависят, с одной стороны, от размеров фундамента, с другой - от тела опоры (все размеры в метрах):

способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491

a способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491 m4 (C - 0,5);

способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491

l способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491 m5 (D - 0,5).

Глубина ниши равна h = m2способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491a.

В формулах приняты следующие обозначения:

a, h, l - соответственно ширина, глубина и длина ниши;

B, L - соответственно ширина и длина верхней поверхности фундамента;

C, D - соответственно ширина и длина тела опоры на уровне верхней поверхности фундамента;

m1 - m5 - коэффициенты условий работы, принимаются по конструктивно-технологическим соображениям равными (1 способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491 0,25).

Следующей операцией является установка арматурного каркаса и оснастки для бетонирования тела опоры. Арматурный каркас состоит из вертикальных 9 и горизонтальных сеток 10 и вертикальных стержней 11, которые для связывания с фундаментом заводятся в нишу 7. Оснастка включает опалубку 12, тепло- и влагозащитное покрытие, укладаваемое сбоку и сверху, каркас для закрепления опалубки и т.п.

Следующая операция - бетонирование ниши. Через интервал времени способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 21654911 бетонируют тело опоры. Далее выдерживают конструкцию при заданном температурно-влажностном режиме до достижения требуемых эксплуатационных параметров бетонного массива и затем разбирают оснастку.

Разность температур тела опоры и фундамента в момент твердения бетона опоры не должна превышать 10-15oC. Иначе после выравнивания температур по высоте в нижней части тела опоры образуются недопустимые растягивающие напряжения, которые зачастую приводят к трещинам. Однако в практике это обеспечить не удается. В процессе твердения бетона тела опоры происходит ее разогрев за счет экзотермии цемента до 50-60oC. Если фундамент забетонирован недавно, то он тоже разогрет, и проблем нет. Однако по производственным причинам часто не удается сразу вслед за фундаментом забетонировать тело опоры. Иногда разрыв в сроках бетонирования достигает нескольких месяцев. За это время фундамент успевает остыть. Таким образом, техническое противоречие, которое решает данное изобретение, заключается в том, что, с одной стороны, разогрев тела опоры до 50-60oC неизбежен за счет экзотермии цемента, а с другой, удержать в реальных условиях производства на том же уровне температуру фундамента не удается, поскольку длительные перерывы в бетонировании неизбежны. Разогрев фундамента перед бетонированием тела опоры весьма затруднен прежде всего по экономическим соображениям. Решение технического противоречия заключается в том, что в предлагаемом способе фундамент "сам себя разогревает" за счет разогрева бетона ниши при его твердении. Кроме того, помещение в нишу на некоторое время перед ее бетонированием теплового источника также позволяет более эффективно предварительно подогреть массив фундамента, поскольку при этом источник тепла размещается не снаружи, а внутри массива. Пояснение сказанного дается на фиг. 3-10. В результате разности (+способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491t) температур (фиг. 4) в момент замыкания опоры и фундамента (т.е. твердения бетона опоры) после выравнивания температур по высоте опора должна иметь относительные укорочения способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491 = -способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491t (фиг. 5). Однако опора вместе с фундаментом работают совместно, что приведет к образованию в поперечном сечении опоры продольных упругих напряжений способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491 = способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491E (фиг. 6). В нижней части тела опоры напряжения в практике имеют достаточно большую величину, что приводит к образованию трещин. В предлагаемом способе при бетонировании ниши происходит разогрев за счет экзотермии цемента не только верхней части фундамента до уровня дна ниши, но и значительно ниже (фиг. 8). В результате растягивающие напряжения резко сокращаются, при правильном подборе режимов бетонирования приближаясь к нулю.

Основные размеры ниши приняты из следующих соображений. Ширина ниши должна быть выбрана таким образом, чтобы толщина стенок была достаточной для выдерживания разрывного усилия при разогреве бетона ниши. С другой стороны, она должна быть меньше ширины тела опоры, чтобы последняя перекрывала шов стыка ниши с остальной частью фундамента. По аналогичным соображениям выбирается и длина ниши. Глубина ниши назначается примерно равной ширине (не более), чтобы бетон ниши при разогреве (пока он еще не представляет собой твердое тело) смог "выпучиваться" вверх. Время способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 21654911 принимается в диапазоне (0-способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 2165491), где нижний предел устанавливается по результатам расчета стенок ниши на разрыв в момент нагрева (т. е. если при разогреве бетона ниши и связанными с этим разогревом температурными деформациями стенки ниши не разрываются, то перерыв в бетонировании ниши и тела опоры не нужен и способ возведения мостовых бетонных опор, патент № 21654911= 0), а верхний предел определяется временем максимального разогрева бетона ниши.

Эффективность предложенного способа возведения определяется тем, что резко снижается опасность трещинообразования в опорах при большом перерыве бетонирования фундамента и тела опоры. Область применимости предложенного способа гораздо шире рассмотренного случая. Он может применяться во всех случаях, когда предполагается существенный перерыв в бетонировании между отдельными ярусами, в том числе и имеющими одинаковое поперечное сечение.

Класс E01D21/00 Способы и устройства, специально предназначенные для возведения или сборки мостов

способ монтажа балки жесткости вантового моста -  патент 2514331 (27.04.2014)
устройство для продольной надвижки пролетных строений мостов -  патент 2514312 (27.04.2014)
способ строительства и конструкция эстакад и мостовых переходов в условиях вечной мерзлоты -  патент 2513574 (20.04.2014)
способ замыкания пролетного строения и выравнивающее устройство для осуществления этого способа -  патент 2498005 (10.11.2013)
плашкоут для перевозки блоков пролетного строения -  патент 2498004 (10.11.2013)
способ подъема железобетонной балки мостового сооружения при ремонте ригеля опоры или замене опорных частей -  патент 2495183 (10.10.2013)
способ возведения моста на акватории -  патент 2483153 (27.05.2013)
устройство для подъема и монтажа блоков пролетного строения -  патент 2479687 (20.04.2013)
устройство для опускания пролетного строения моста на постоянные опорные части -  патент 2475587 (20.02.2013)
опалубка для формования вантового узла в железобетонном пролетном строении -  патент 2468144 (27.11.2012)
Наверх