способ разрушения ледяного покрова

Классы МПК:B63B35/08 ледоколы
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Государственное учреждение Институт машиноведения и металлургии ДВО РАН
Приоритеты:
подача заявки:
2000-03-15
публикация патента:

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансными изгибно-гравитационными волнами. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения льда. Технический результат достигается за счет дифферентовки судна на корму и создания подо льдом гидравлического удара посредством торможения подводного судна. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ разрушения ледяного покрова подводным судном путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн, отличающийся тем, что судно дифферентуют на корму, сохраняя его поступательное движение с резонансной скоростью, после чего создают гидравлический удар по льду снизу посредством торможения подводного судна.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным способом при всплытии в сплошном льду.

Уровень техники известен из способа разрушения ледяного покрова резонансными изгибно-гравитационными волнами (ИГВ), возбуждаемыми подводным судном (В.М. Козин, А.В. Онищук "Модельные исследования волнообразования в сплошном ледяном покрове от движения подводного судна". - ПМТФ, Новосибирск. - Изд-во "Наука", 1994. - N 2, с. 78-81), в котором предлагается разрушать ледяной покров подводным судном путем возбуждения изгибно-гравитационных волн при его движении с разонансной скоростью vр, т.е. со скоростью, при которой амплитуда возбуждаемых ИГВ максимальна.

Недостатком способа является невозможность увеличения амплитуды ИГВ, т. е. ледоразрушающей способности судна, при его движении с резонансной скоростью.

Сущность изобретения заключается в разработке способа увеличения амплитуды ИГВ.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении эффективности разрушения льда подводным судном.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: ледяной покров разрушается подводным судном путем возбуждения во льду резонансных ИГВ.

Отличительные: судно дифферентуют на корму, сохраняя его поступательное движение с резонансной скоростью, после чего создают гидравлический удар по льду снизу посредством торможения подводного судна.

Известно (Войткунский Я.И. Сопротивление движению судов. Л.: Судостроение. - 1988. - 288 с.), что при движении тела в жидкости за ним вследствие вязкостных свойств жидкости и из-за отрыва пограничного слоя образуется попутный поток, т.е. струя поступательно движущейся за телом жидкости. Скорость в этом потоке в районе кормовой оконечности тела примерно равна скорости тела. Если тело, т.е. подводное судно, резко затормозить, то попутный поток, продолжая свое поступательное движение по инерции, встретит на своем пути препятствие в виде остановившегося судна. Это приведет к скачкообразному уменьшению скорости попутного потока и, как известно из курса гидравлики (см. Башта Т. М. и др. Гидравлика, гидромашины и гидропроводы. М.: Машиностроение. - 1982. - 424 с.), к гидроудару, т.е. резкому повышению давления в районе кормы судна. Наложение этого давления на давление на нижнюю поверхность ледяного покрова от волновых колебаний воды приведет к увеличению деформаций льда, т. е. амплитуды ИГВ. В результате ледоразрушающая способность судна возрастет. Однако при торможении судна только часть кинетической энергии попутного потока превратится в потенциальную энергию повышенного давления, т.к. после его столкновении с судном массы воды продолжат по инерции свое поступательное движение с уменьшенной скоростью, обтекая корпус судна. Если эти массы воды попутного потока отклонить, направив их в сторону ледяного покрова, то это вызовет дополнительное повышение давления, т.к. образовавшийся скоростной поток, встретив на своем пути препятствие в виде ледяного покрова, также затормозится. Таким образом, мощность суммарного гидроудара возрастет, что повысит эффективность разрушения льда подводным судном.

Очевидно, что мощность гидроудара зависит от количества массы воды попутного потока и от эффективности его торможения. Если судну придать дифферент на корму, сохраняя его поступательное движение, отрыв пограничного слоя будет происходить в габаритных по высоте точках корпуса, т.е. в носовой и кормовой оконечностях судна. Это приведет к увеличению площади поперечного сечения попутного потока, т.е. к увеличению масс воды попутного потока и соответствующему росту его кинетической энергии.

Способ осуществляется следующим образом.

Под ледяным покровом на заданном заглублении начинают перемещать подводное судно со скоростью vр для возбуждения резонансных ИГВ. Если амплитуда этих волн оказывается недостаточной для разрушения ледяного покрова, то судно дифферентуют на корму, сохраняя скорость его поступательного движения vр, затем, например, за счет реверса гребных винтов резко останавливают. Попутный поток, сформировавшийся за судном при его поступательном движении, продолжая по инерции свое движение, встретит на своем пути препятствие в виде остановившегося сдефферентованного судна. Это приведет к торможению попутного потока и скачкообразному увеличению давления в потоке. Вследствие несжимаемости воды это давление мгновенно передастся на нижнюю поверхность ледяного покрова, что вызовет увеличение его деформаций. Одновременно с этим массы воды попутного потока, сохранившие часть своей кинетической энергии и продолжающие по инерции свое поступательное движение, после столкновения с судном начнут отклонятся от прежнего направления движения. Благодаря углу дифферента судна массы воды попутного потока отразятся в направлении к ледяному покрову. Затормозившись от столкновения с ледяным покровом, эти массы воды вызовут дополнительное повышение давления. В свою очередь, это приведет к дополнительному увеличению амплитуды и соответствующему повышению эффективности разрушения льда.

На чертеже показана схема реализации решения.

Под ледяным покровом 1 на заданном заглублении H начинает движение подводное судно 2 со скоростью vр, которое возбуждает систему резонансных ИГВ 3. Одновременно за судном вследствие вязкости воды образуется попутный поток 5.

Если амплитуда возбуждаемых волн 3 недостаточна для разрушения льда 1, то судно 2 дифферентуют на корму на угол способ разрушения ледяного покрова, патент № 2165372 , затем при помощи гребного винта 4 резко останавливают. Попутный поток 5 затормозится, что приведет к увеличению давления в области 6 и увеличению деформаций льда 7. Массы воды попутного потока 5, отразившись от судна 2, сформируют скоростной поток 8, направленный к ледяному покрову 1. Затормозившись от столкновения с ледяным покровом 1, массы воды потока 8 вызовут дополнительное повышение давления и рост амплитуды суммарных ИГВ 9.

Класс B63B35/08 ледоколы

судно или плавучая конструкция, работающая в покрытых льдом водах, и способ его использования -  патент 2526119 (20.08.2014)
корпус морской ледостойкой платформы -  патент 2522672 (20.07.2014)
морская технологическая ледостойкая платформа -  патент 2522628 (20.07.2014)
судно-газовоз для перевозки сжиженного природного газа преимущественно в ледовых условиях -  патент 2522201 (10.07.2014)
морская технологическая ледостойкая плавучая платформа судового типа -  патент 2510756 (10.04.2014)
буксируемое устройство для разрушения ледового покрова при формировании судоходного канала во льдах -  патент 2508224 (27.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506195 (10.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506194 (10.02.2014)
способ разрушения льда -  патент 2495785 (20.10.2013)
кормовая оконечность судна ледового плавания -  патент 2494911 (10.10.2013)
Наверх