способ изготовления цилиндрических зубчатых колес

Классы МПК:B23F5/00 Изготовление прямых зубьев путем перемещения режущего инструмента относительно обрабатываемой заготовки с обкатывающим или огибающим движением по отношению к изготовляемым зубьям
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "ЧТЗ"
Приоритеты:
подача заявки:
1999-03-22
публикация патента:

Изобретение относится к изготовлению зубчатых колес методом обкатки в двухпрофильном зацеплении. Способ включает обработку инструментом, имеющим смещение исходного контура. Для повышения точности изготовления зубчатых колес путем уменьшения перепадов удельного давления в контактных точках при их чередовании на линии зацепления инструмента и обрабатываемого колеса указанное смещение выбрано в соответствии с углом давления в торцовой плоскости обрабатываемого колеса в полюсе зацепления с инструментом по приведенному выражению в зависимости от торцового модуля, числа зубьев обрабатываемого колеса, профильного угла исходного контура в торцовой плоскости, толщины зуба по дуге делительной окружности (для внутреннего зацепления - ширина впадины), торцового коэффициента перекрытия, радиуса кривизны в нижней точке рабочего профиля колеса, основного диаметра. 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8

Формула изобретения

Способ изготовления цилиндрических зубчатых колес внешнего и внутреннего зацепления с эвольвентным профилем зуба, включающий обработку инструментом, имеющим смещение исходного контура, отличающийся тем, что упомянутое смещение выбирают в соответствии с углом давления (способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339tw) в торцовой плоскости обрабатываемого колеса в полюсе зацепления с инструментом из выражения

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

где ms - модуль торцовый;

Z - число зубьев обрабатываемого колеса;

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339s - профильный угол исходного контура в торцовой плоскости;

Ss - толщина зуба по дуге по делительной окружности в торцовой плоскости (для внутреннего зацепления - ширина впадины);

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339 - коэффициент перекрытия торцовый;

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339p - радиус кривизны в нижней точке рабочего профиля колеса;

db - диаметр основной.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области зубообработки и может быть использовано на машиностроительных заводах, где для изготовления и контроля зубьев цилиндрических эвольвентных колес применяется инструмент, работающий по методу обкатки (долбяки, дисковые шеверы, червячные фрезы, абразивные червяки, измерительные колеса, зубонакатные валки, резцы для зуботочения).

Зубообрабатывающий инструмент должен обеспечивать в станочном зацеплении с обрабатываемой деталью установленные чертежом (технологией) основной шаг, коэффициент смещения исходного контура (толщину зуба), диаметр впадин, положение граничной точки, форму и параметры переходной кривой, модификацию вершины, а также определенный радиальный зазор и отсутствие интерференции. Стандартный инструмент не всегда удовлетворяет вышеизложенным требованиям. Поэтому используется специальный инструмент со смещением исходного контура (коррекцией). Коррекция инструмента приводит к изменению станочного межосевого расстояния и, следовательно, к изменению угла давления в торцовой плоскости детали в полюсе, зацепления.

Известен способ определения коррекции инструмента, заключающийся в предварительном задании величины коррекции и основных параметров инструмента с последующей проверкой, получающихся в результате обработки параметров зубьев колеса. При неудовлетворительных результатах производятся неоднократные корректировки инструмента и практические проверки до получения положительных результатов. Известные способы определения коррекции и методы расчета ее величины по существу являются проверочными и положительный результат во многом зависит от квалификации исполнителя (См. Романов В.Ф. "Расчеты зуборезных инструментов" издательство Машиностроение, 1969 г., Москва).

Известен способ определения коррекции инструментов с помощью блокирующих контуров, приведенных в ГОСТе 16532-70 "Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет геометрии", который взят за прототип.

Приведенные в ГОСТе 16532-70 блокирующие контуры построены для прямозубых передач со стандартным исходным контуром по ГОСТ 13755-81 и с некоторым приближением используются для определения коррекции зубчатой пары "колесо-инструмент". Обычно коррекция предварительно назначается по блокирующим контурам и после проведения испытаний неоднократно меняется. Окончательное определение коррекции осуществляется по результатам наладочных работ после изготовления пробной партии деталей.

Такой способ определения коррекции инструмента не учитывает особенностей кинематики двухпрофильного зацепления, связанных с наличием перепадов удельного давления в местах контакта инструмента с деталью, возникающих в результате изменения количества контактных точек при их чередовании на линиях зацепления.

В работе Калашникова Н. А. "Точность в машиностроении и ее законы" (Машиностроение, 1950 г.) погрешности реального зацепления сводятся к одному параметру - к изменению мгновенного радиуса основной окружностью по углу поворота колеса:

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

Характер чередования контактных точек в динамике теоретического двухпрофильного зацепления предлагается рассматривать с помощью решетчатых диаграмм. Расчетные зависимости для построения решетчатых диаграмм, приведенные в работе Тайца Б. А. "Точность и контроль зубчатых колес" (Машиностроение, Москва, 1972 г.) распространяются на частный случай, когда угол давления в полюсе совпадает с профильным углом исходного контура.

Известен способ изготовления цилиндрических зубчатых колес внешнего и внутреннего зацепления с эвольвентным профилем зуба, включающий обработку инструментом, имеющим смещение исходного контура (см. Семенченко И.И. и др. "Проектирование металлорежущих инструментов", М., Машгиз, 1962, с. 748).

Задача изобретения состоит в том, чтобы обеспечить повышение точности изготовления зубчатых колес путем уменьшения перепадов удельного давления в контактных точках при их чередовании на линиях зацепления инструмента и обрабатываемого колеса.

Для решения поставленной задачи смещение исходного контура инструмента осуществляют в соответствии с углом давления в торцовой плоскости обрабатываемого колеса в полюсе зацепления с инструментом, определяемым из выражения

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

где m - модуль торцовый;

Z - число зубьев обрабатываемого колеса;

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339s - профильный угол исходного контура в торцовой плоскости;

Ss - толщина зуба по дуге делительной окружности в торцовой плоскости (для внутреннего зацепления - ширина впадины);

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339 - коэффициент перекрытия торцовый;

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339p - радиус кривизны в нижней точке рабочего профиля колеса для наружного зацепления (для внутреннего зацепления - способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339a - на диаметре вершин);

db - диаметр основной.

На фиг. 1 изображена решетчатая диаграмма двухпрофильного зацепления колеса с инструментом для случая, когда полюс, зацепления располагается на делительной окружности, при этом угол давления в полюсе колеса - 20o.

На фиг. 2 изображен профиль зуба колеса и углы развернутости эвольвенты, соответствующие характерным линиям решетчатой диаграммы фиг. 1.

На фиг. 3 и фиг. 4 изображены решетчатые диаграммы двухпрофильного зацепления одного и того же колеса с инструментом, коррекция которого выполнена в соответствии с углами давления колеса в полюсе 14o30" и 18o25".

На фиг. 5 и фиг. 6 изображены решетчатые диаграммы двухпрофильного зацепление другого колеса с инструментом, коррекция инструмента при этом соответствует углам давления в полюсе колеса 20o57" и 26o40".

На фиг. 7а и 7б изображены решетчатые диаграммы двухпрофильного зацепления колеса с инструментом и скоординированные относительно них эвольвентограммы профилей.

Решетчатая диаграмма позволяет легко устанавливать все точки, находящиеся одновременно в зацеплении при угловом положении колеса. Для этого достаточно провести вертикальную линию при любом задаваемом значении угла способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339 и рассматривать точки ее пересечения с наклонными прямыми.

С другой стороны, по диаграмме может быть определен угол поворота, разделяющий моменты зацепления двух точек одного или разных профилей. Этот угол отсчитывается по оси абсцисс как расстояние между двумя вертикальными прямыми, проходящими через рассматриваемые точки решетчатой диаграммы.

Проведем на диаграмме фиг. 1 вертикальные линии I, II и III, соответствующие некоторым значениям углов поворота зубчатого колеса способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339I,способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339II,способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339III.

В сечениях I и II на линиях зацепления находятся по две контактные точки, принадлежащие разным профилям зуба, а в сечении III таких точек - три: две точки на левой стороне профиля зуба и одна на правой.

В результате при вращении такого зубчатого колеса в двухпрофильном зацеплении с другим колесом, например с измерительным, количество точек контакта по линиям зацепления будет чередоваться 2-3-2-3 и т.д.

Диаграмма см. фиг. 3, показывает чередование точек контакта 3-4-3-2-3-4-3-2. .., а на фиг. 4 число контактных точек преимущественно равно 3 и лишь при некоторых очень малых значениях углов способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339 в зацеплении будут находиться 4 точки.

Характер чередования контактных точек:

фиг. 5 2-4-2-4 ...

фиг. 6 2-3-2-3 ...

Решетчатая диаграмма для каждой конкретной пары зубчатых колес индивидуальна, ее размеры и характер чередования контактных точек на линиях зацепления зависят от параметров колес пары: угла развернутости в начале рабочего участка, а следовательно, коэффициента перекрытия; от коррекции колес, а следовательно, от угла зацепления в паре.

Изменение угла зацепления в паре за счет изменения одного из колес (например, шевера, долбяка или измерительного колеса) приводит к сдвигу решетки по оси ординат в плюс или минус (в зависимости от увеличения или уменьшения коррекции), при этом изменяется характер чередования контактных точек. Плавное изменение угла зацепления пары создает эффект движения решетки по оси ординат.

Выявленная с помощью решетчатых диаграмм последовательность чередования контактных точек справедлива для двухпрофильного зацепления пары теоретических колес. В действительности неизбежны отклонения от теоретического представления о чередовании контактных точек. Поэтому важно выявить и оценить погрешности зубчатого колеса, найти пути их уменьшения.

Для теоретического зацепления радиус кривизны в точке контакта "X"

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339x= rxспособ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339tgспособ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339x

где способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339x - угол давления в точке контакта;

Для реального зацепления:

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339+способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339x= (способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339rb+rb)способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339tgспособ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339x

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339rb= способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339ctgспособ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339x и

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

Если способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339 = 0. (т.е. погрешность профиля ffr = 0 и погрешность шага зацепления fpbr = 0), то способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339 F = 0

Если способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339 = const способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339 0 (ограничимся случаем ffr = 0, fpbr = const способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339 0), то

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339F = способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339(ln|sinспособ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339x|-ln|sinспособ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 21653391|)

Следовательно, систематическая погрешность шага зацепления приводит к нарастанию абсолютного значения дефектного перемещения при повороте зубчатого колеса на угол от способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 21653391 до способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339x в пределах одного профиля. При этом величина дефектного перемещения

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339 F > 0 при способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339 < 0

и способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339 F < 0 при способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339 > 0.

Однако не следует рассматривать погрешности шага зацепления отдельно от других ошибок эвольвенты.

Диаграмма профиля - эвольвентограмма - дает представление о систематических погрешностях радиуса основной окружности и о погрешностях угла профиля исходного контура режущего инструмента, которым было изготовлено проверяемое колесо.

Эвольвентограмма отражает также другие неточности средств изготовления. Поэтому для оценки дефектных приращений по линиям действия, характеризующих колебание измерительного межосевого расстояния на одном зубе (скачок), достаточно рассматривать эвольвентограммы правой и левой сторон зуба детали, правильно скоординированные относительно решетчатых диаграмм, построенных в том же масштабе, что и углы развернутости (фиг. 7а, 7б).

Рассмотрим проявление погрешностей эвольвент в контактных точках при двухпрофильном зацеплении с измерительным колесом. При угловом положении I (фиг. 7а)), когда вершина зуба левого профиля вышла из зацепления, на линиях зацепления одновременно находятся 2 контактные точки. Точка, принадлежащая правому профилю ножки зуба, является носителем погрешностей, характеризуемых площадью эвольвентограммы на участке способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 21653391. Точка, принадлежащая левому профилю ножки соседнего зуба, является носителем погрешностей, характеризуемых площадью эвольвентограммы на участке способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 21653392. Сумма площадей эвольвентограмм на участках способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 21653391 и способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 21653392 характеризует мгновенное межосевое расстояние. При повороте детали от углового положения I до углового положения II сумма погрешностей эвольвент нарастает.

Вступление на линию зацепления контактной точки, принадлежащей правому профилю вершины зуба, приводит к более интенсивному нарастанию суммы погрешностей.

При угловом положении II, когда контактная точка правого профиля ножки зуба выходит из зацепления, происходит уменьшение суммы погрешностей эвольвент. При повороте до углового положения III сумма ошибок эвольвент в контактных точках увеличивается до тех пор, пока вершина зуба левого профиля не выйдет из зацепления. Сумма площадей эвольвентограмм, заключенная между угловыми положениями I и II, II и III, характеризует изменение межосевого расстояния.

Аналогично исследуя те же эвольвентограммы, скоординированные относительно другой решетчатой диаграммы (фиг. 7б), отмечаем значительное увеличение суммы погрешностей эвольвент на участке способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339II-способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339III.

Из этого анализа следуют два практических вывода:

1. Погрешности изготовления зубчатого венца по разному проявляются при двухпрофильном зацеплении в зависимости от последовательности чередования и количества контактных точек. При повороте зубчатого колеса число контактных точек изменяется и сумма погрешностей эвольвент также изменяется. Сумма погрешностей скачкообразно изменяется в моменты выхода из зацепления очередной контактной точки.

2. Если двухпрофильное зацепление пары зубчатых колес происходит под действием постоянной радиальной силы, например при шевинговании, то удельное давление, а следовательно, и съем металла, меняется в зависимости от числа контактных точек.

Изменение количества контактных точек, одновременно находящихся на линиях зацепления, а также изменение удельного давления в местах съема металла неизбежны.

Способ определения коррекции инструмента осуществляется следующим образом.

Угол зацепления, детали с режущим инструментом выбирается из условия минимально возможной разности количества контактных точек на линиях зацепления.

Например: 4-3-4-3..., 3-2-3-2...

Несоблюдение этого условия приводит к искажению профиля зуба колеса.

Для случая способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339twспособ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339 способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339 зависимости углов развернутости и параметров колеса будут иметь вид:

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339 - угол развернутости в точках зуба, одновременно вступающих на линии зацепления.

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339 - угол развернутости в точках впадины, одновременно вступающих на линии зацепления.

Угол развернутости в полюсе

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339w= tgспособ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339tw

и состоит из трех составляющих:

1. Угла развернутости в начале активного участка

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

2. Угла способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339x, определяющего положение контактных точек впадины, одновременно вступающих на линии зацепления. Для уменьшения перепадов удельного давления в контактных точках должно соблюдаться условие равенства отрезков на решетчатой диаграмме (фиг. 7а)

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

и после преобразования

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

3. Разности углов развернутости, равной углу поворота детали на половину ширины впадины

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

Суммируя значения этих составляющих получим:

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

И после преобразования:

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

Определение коррекции зубообрабатывающего инструмента, осуществляемое в соответствии с углом зацепления (уравнение [1]), продиктовано необходимостью учета силовых факторов станочного зацепления.

Эксплуатационные погрешности колес проявляются в однопрофильном зацеплении, а выявляются в двухпрофильном зацеплении с измерительными колесами.

Чтобы максимально исключить методическую погрешность двухпрофильного измерения, необходимо использовать измерительные колеса с определенной коррекцией.

Как уже отмечалось, площади эвольвентограмм по правым и левым профилям, скоординированные относительно соответствующих наклонных линий на решетчатой диаграмме, характеризуют дефектное изменение номинального межосевого расстояния в двухпрофильном зацеплении зубчатого колеса с измерительным колесом.

Погрешностями измерительного колеса (в силу их малости) в дальнейшем анализе пренебрегаем. Площади эвольвентограмм будем определять как произведение усредненной погрешности профиля ff и угла поворота зубчатого колеса способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339, численно равного длине соответствующей эвольвентограммы.

В этом случае величина мгновенного дефектного изменения межосевого расстояния будет зависеть от суммы углов поворота зубчатого колеса, численно равной сумме длин соответствующих этим углам эвольвентограмм профилей, находящихся в зацеплении.

Поэтому в дальнейшем целесообразно рассматривать углы способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339 в качестве характеристик величины дефектного изменения межосевого расстояния.

Для углового положения II сумма таких углов (фиг. 7а) составляет:

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

Для углового положения III

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

или после преобразования

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

Дефектное изменение межосевого расстояния при повороте детали от углового положения II до углового положения III характеризуется площадью эвольвентограмм по правым и левым профилям на участке

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

или после преобразования

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

В однопрофильном зацеплении (при эксплуатации детали в передаче) на правильность работы зацепления влияет сумма погрешностей эвольвент, характеризуемых площадью эвольвентограммы на длине активного участка зуба, соответствующей углу поворота колеса

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

Условимся, что погрешности зубчатого колеса, выявляемые при двухпрофильном зацеплении должны соответствовать их проявлению в эксплуатации при однопрофильном зацеплении зубчатой передачи, т.е.

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339III-II= способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

Приравнивая правые части [2] и [3], получим

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

и после преобразования

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

Аналогично можно получить уравнение для других угловых положений, например способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339I-II.

При угловом положении I сумма погрешностей эвольвент в контактных точках есть площадь эвольвентограмм по правому и левому профилям на участке

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

и после преобразования:

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

При угловом положении II

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

и после преобразования:

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

Дефектное изменение межосевого расстояния при повороте от углового положения I до углового положения II характеризуется площадью эвольвентограмм по правым и левым профилям на участке

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339 (5)

и после преобразования;

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

Приравнивая правые части уравнений [3] и [6], имеем

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

откуда

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

Сопоставление уравнений (4) и (7) показывает независимость величины способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339x от углового положения зубчатого колеса.

Рассмотрим возможный диапазон изменения угла способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339x и связанный с ним диапазон изменения характеристик выявляемых погрешностей.

Если в уравнении [2] способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339III-II= 0, то

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

Заменив в уравнении [5] значение способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339x из [8] получим:

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

При условии способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339I-II= 0 из уравнения [5]

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

Подставим значение способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339x из уравнения [9] в уравнение [2], после упрощения получим

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

Сопоставляя [8] и [9], получаем:

- величина угла способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339x находится в пределах

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

- диапазон изменения характеристик выявляемых погрешностей находится в пределах способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339 соответственно.

Следовательно, для одного и того же зубчатого колеса в двухпрофильном зацеплении с различными измерительными колесами изменение угла способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339x на решетчатой диаграмме и, соответственно, изменение угла зацепления, приводит к значительному изменению величин (в 2 раза), выявленных при контроле погрешностей, а произвольно назначенный угол зацепления является причиной появления дополнительной методической погрешности измерения.

Величина угла способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339x, определенная из условия равенства погрешностей колеса, выявленных при двухпрофильном зацеплении с измерительным колесом, и проявляемых погрешностей однопрофильного зацепления передачи, равна величине угла способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339x, определенной из условия минимизации перепадов удельного давления в контактных точках при их чередовании на линиях зацепления при обработке (см. 2-ую составляющую уравнения [1]). Поэтому уравнение [1] позволяет определить угол двухпрофильного зацепления зубчатого колеса с измерительным, при котором контроль колебаний измерительного межосевого расстояния осуществляется без дополнительной методической погрешности. Уравнение [1] справедливо для прямозубых зубчатых колес внешнего зацепления.

Для прямозубых зубчатых колес внутреннего зацепления и косозубых колес ход приведенных выше рассуждений не меняется и в конечном итоге уравнения для определения угла двухпрофильного зацепления имеют вид:

- для косозубых колес

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

- для прямозубых зубчатых колес внутреннего зацепления

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

Уравнение [1] справедливо также для определения угла зацепления в торцовой плоскости детали с режущим инструментом (шевером, долбяком средней изношенности и т.п.

Возможные перемещения решетчатой диаграммы по оси ординат ограничиваются условием

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

Следовательно, допускаемые пределы изменения угла зацепления

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

Для нового инструмента допускаемое увеличение угла зацепления ограничивается величиной, определяемой из выражения [11] для учета переточек.

Построение решетчатых диаграмм для зацепления нового и изношенного инструмента с деталью дают наглядную картину чередования контактных точек и позволяют уточнить диапазон возможных переточек с целью уменьшения неравномерности распределения удельного давления в зонах резания и переноса дополнительных погрешностей инструмента на деталь.

Уравнения [1], [1а], [1б] позволяют без предварительного построения решетчатых диаграмм автоматически выходить на рациональную диаграмму чередования контактных точек. В тех случаях, когда по конструктивным причинам (например, не проходит проверка на радиальный зазор) нельзя принять рассчитанный угол способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339tw, его значение можно изменить на величину способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339 При этом решетчатая диаграмма сместится по оси ординат в плюс или минус на половину углового шага и характер чередования контактных точек не изменится.

Такое изменение способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339tw рекомендуется для колес числом зубьев z способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339 17.

Для зубчатых колес с числом зубьев z < 17 возможный диапазон изменения угла способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339tw по отношению к расчетному определяется по решетчатой диаграмме.

При неудовлетворительных результатах чередования точек контакта зубчатого колеса с инструментом (т.е., если разница между наибольшим и наименьшим количеством точек больше 1) целесообразно уточнение параметров зубчатого колеса, главным образом, диаметра впадин или высоты зуба колеса.

Окончательное решение о принятии значения угла зацепления способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339tw обрабатываемого (измеряемого) зубчатого колеса с инструментом принимается по результатам выполнения всех проверок, предусмотренных методиками расчета соответствующих инструментов, построенными на основе использования уравнения [1], а величина коррекции инструмента соответствует принятому способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339tw.

Проводились производственные испытания червячных фрез и шеверов, параметры которых определены в станочном зацеплении с обрабатываемой деталью из условия обеспечения угла зацепления в торцовой плоскости детали, определяемого из уравнения [1]. Обрабатываемое изделие - вал - шестерня бортредуктора трактора Т-170.

Исходные параметры шестерни на операции зубофрезерования:

m = 9, z = 10, способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339 = 20o, способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339 = 0, da = 116, df = 76, способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339p= 7,8, W = 44,467-0,12-0,22

Обработка производилась на зубофрезерном полуавтомате ЕЗА-056.53, предварительно проверенном на технологическую точность.

Основные параметры профиля зуба червячной фрезы:

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 21653390= 26способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 216533928способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 216533938способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339, sno = 13,248-0,05, hao = 9,241,

Модификация головки:

способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339OM= 25способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 216533936способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339; hom = 8,58; Rao = 1

Станочный угол зацепления в торцовой плоскости детали равен углу профиля фрезы способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339tw o= 26способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 216533928способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 216533938способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339.

Исходные параметры детали на операции зубошевингования: W = 44,467-0,28-0,38

Остальные см. операцию зубофрезерования.

Обработка производилась на зубошевинговальном полуавтомате АВС-02-7032, предварительно проверенном на технологическую точность.

Параметры шевера:

m = 9, z0 = 23, способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339 = 20o, способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 21653390= 12способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339, x0 = 0,351

da0 = 236,349, s0 = 16,436, hao = 12,4

Станочный угол зацепления в торцовой плоскости детали способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339tw o= 25способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 216533940способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 21653396способ изготовления цилиндрических зубчатых колес, патент № 2165339

Изготовленные детали были обмерены поэлементно и в двухпрофильном зацеплении с измерительным колесом, коррекция и параметры которого были определены в соответствии с уравнением [1]. Достоверность результатов комплексного контроля подтверждена поэлементной проверкой.

Производственные испытания зуборезного инструмента показали повышение точности зубчатого венца по нормам кинематики и плавности в 1.6 ... 2 раза по сравнению с деталями, обработанными серийным инструментом, выполненным без учета уменьшения перепадов удельного давления в контактных точках при их чередовании на линиях зацепления.

Класс B23F5/00 Изготовление прямых зубьев путем перемещения режущего инструмента относительно обрабатываемой заготовки с обкатывающим или огибающим движением по отношению к изготовляемым зубьям

способ зубонарезания цилиндрических колес с модифицированным профилем зубьев -  патент 2527109 (27.08.2014)
универсальный зубофрезерный станок -  патент 2508969 (10.03.2014)
способ чистовой обработки зубьев эвольвентных шлицевых валов -  патент 2504459 (20.01.2014)
способ нарезания зубчатых колес с криволинейной формой зубьев -  патент 2502585 (27.12.2013)
обрабатывающая головка -  патент 2488465 (27.07.2013)
зубодолбежный станок -  патент 2475341 (20.02.2013)
способ зубонарезания цилиндрических колес -  патент 2471593 (10.01.2013)
способ двухпроходного зубофрезерования с упрочнением -  патент 2464132 (20.10.2012)
зубодолбежный станок -  патент 2454303 (27.06.2012)
способ обработки боковых сторон профиля цилиндрических зубчатых эвольвентных колес -  патент 2453404 (20.06.2012)
Наверх