механизм принудительной блокировки межколесного дифференциала транспортного средства

Классы МПК:F16H48/20 приспособления для замедления дифференциального действия или оказания влияния на него, например стопорные устройства
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "КАМАЗ"
Приоритеты:
подача заявки:
1999-08-09
публикация патента:

Механизм принудительной блокировки межколесного дифференциала транспортного средства содержит картер моста, кулачковую муфту, выполненную из двух частей. Одна из них закреплена на чашке дифференциала, а другая расположена на полуоси и подвижна в осевом направлении при помощи двуплечего рычага. Один из концов рычага выполнен в виде вилки. Рычаг установлен на оси так, что одно плечо взаимодействует с поршнем приводного механизма, а другое взаимодействует с подвижной полумуфтой. Механизм снабжен кронштейном, установленным во фланце картера моста, а ось двуплечего рычага закреплена на консоли кронштейна. В результате повышается прочность и надежность картера. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Механизм принудительной блокировки межколесного дифференциала транспортного средства, содержащий картер моста, кулачковую муфту, выполненную из двух частей, одна из которых закреплена на чашке дифференциала, а другая расположена на полуоси и подвижна в осевом направлении при помощи двуплечего рычага, один из концов которого выполнен в виде вилки и который установлен на оси так, что одно плечо взаимодействует с поршнем приводного механизма, а другое взаимодействует с подвижной полумуфтой, отличающийся тем, что механизм снабжен кронштейном, установленным во фланце картера моста, а ось двуплечего рычага закреплена на консоли кронштейна.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машинострения и может быть использовано в транспортных средствах повышенной проходимости.

Известен механизм блокировки межколесного дифференциала, содержащий кулачковую муфту, выполненную из двух частей, одна из которых закреплена на чашке дифференциала, а другая расположена на полуоси и подвижна в осевом направлении при помощи вилки, установленной на подвижной оси, расположенной в картере редуктора моста (З.Яскевич. Ведущие мосты. - М.: Машиностроение, 1985, с. 110, рис. 2.94).

Недостатком данного механизма является сложность сборки и регулировки, а также значительное расстояние от вилки до полуоси, вследствие чего увеличивается вероятность заклинивания вилки или полумуфты.

Известен механизм блокировки дифференциала, содержащий кулачковую муфту, выполненную из двух частей, одна из которых закреплена на чашке дифференциала, а другая расположена на полуоси и подвижна в осевом направлении при помощи двуплечего рычага, установленного на оси так, что одно плечо взаимодействует с поршнем приводного механизма, а другое, выполненное в виде вилки, взаимодействует с подвижной полумуфтой, при этом ось жестко закреплена в противоположных стенках картера моста (журнал "Revue Technigue diesel", 1991, N 171, с. 65, 68).

Недостатками известного механизма является:

- наличие двух противоположных отверстий для оси вилки в картере моста, которые при нагружении являются концентраторами напряжений, что приводит к снижению прочности и надежности картера,

- сложность сборки механизма блокировки за счет необходимости запрессовки оси двуплечего рычага.

Была поставлена задача повысить прочность и надежность картера за счет уменьшения числа отверстий и упрощения технологии сборки механизма блокировки за счет исключения процесса запрессовки оси двуплечего рычага.

Поставленная задача решается тем, что в механизме принудительной блокировки межколесного дифференциала, содержащем кулачковую муфту, выполненную из двух частей, одна из которых закреплена на чашке дифференциала, а другая расположена на полуоси и подвижна в осевом направлении при помощи двуплечего рычага, один из концов которого выполнен в виде вилки и который установлен на оси так, что одно плечо взаимодействует с поршнем приводного механизма, а другое взаимодействует с подвижной полумуфтой, механизм снабжен кронштейном, установленным во фланце картера моста, а ось двуплечего рычага закреплена на консоли кронштейна.

Проведенный анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации, позволил установить, что аналог, характеризующийся признаками, тождественными всем существенным признакам заявленного изобретения, не обнаружен.

Определение из перечня выявленных аналогов прототипа, как наиболее близкого по совокупности признаков аналога, позволило установить совокупность существенных по отношению к техническому результату отличительных признаков в заявленном механизме, изложенных в формуле изобретения.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию "новизна". Заявленное техническое решение не является очевидным для квалифицированного специалиста в данной области, так как для повышения прочности и надежности конструкции обычно используют либо увеличение толщины стенок конструкции, в данном случае картера моста, либо применяют более прочный материал.

В заявленной конструкции достигается повышение прочности картера моста, за счет уменьшения количества отверстий в картере моста, тем самым снижается концентрация напряжений в его нагруженных местах и происходит упрощение технологии сборки механизма блокировки за счет отсутствия запрессовки оси двуплечего рычага.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что заявляемое техническое решение соответствует критерию "изобретательский уровень".

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен механизм принудительной блокировки, на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1, на фиг. 3 - прототип.

Механизм принудительной блокировки межколесного дифференциала содержит, кулачковую муфту, состоящую из неподвижной части 1, которая крепится на шлицах чашки 2 дифференциала и застопорена от осевого перемещения штифтом 3, и подвижной части 4, установленной на полуоси 5. Кронштейн 6 проходит через отверстие в картере моста 7 и крепится в опорном фланце 8 при помощи пластины 9 и гайки 10. Двуплечий рычаг 11 посредством оси 12 закреплен на консоли кронштейна 6 и имеет возвратную пружину 13, при этом концы двуплечего рычага выполнены в виде вилки. Одно плечо рычага 11 взаимодействует с подвижной частью 4 посредством сухарей 14, зафиксированных на концах вилки при помощи шплинтов. Другое плечо рычага 11 взаимодействует с поршнем 15 приводного механизма посредством стержня 16 и оси 17. Поршень 15 расположен в опорном фланце 8 и закрыт крышкой 18. Между поршнем 15 и крышкой 18 размещена диафрагма 19.

Механизм принудительной блокировки работает следующим образом.

Под крышку 18 подается сжатый воздух, воздействуя на диафрагму 19, которая при этом перемещает поршень 15. Поршень 15 посредством стержня 16 и оси 17 воздействует на рычаг 11, который, поворачиваясь вокруг оси 12, перемещает подвижную часть 4 кулачковой муфты до взаимодействия с неподвижной частью 1, при этом дифференциал блокируется. При отключении подачи сжатого воздуха, возвратная пружина 13, воздействуя на рычаг 11, возвращает все элементы механизма блокировки в исходное положение. Дифференциал разблокируется.

Заявляемое техническое решение возможно реализовать на обычном технологическом оборудовании.

Класс F16H48/20 приспособления для замедления дифференциального действия или оказания влияния на него, например стопорные устройства

самоблокирующийся дифференциал -  патент 2502906 (27.12.2013)
механизм блокировки дифференциала (варианты) -  патент 2462633 (27.09.2012)
способ синхронизации вращения выходных валов дифференциала -  патент 2435089 (27.11.2011)
торсионное устройство для управления распределением крутящего момента -  патент 2424130 (20.07.2011)
дифференциал с ограниченным скольжением и механизм контроля его включения -  патент 2413890 (10.03.2011)
самоблокирующийся дифференциал -  патент 2411405 (10.02.2011)
дифференциал блокируемый -  патент 2407933 (27.12.2010)
усовершенствованный блокирующий дифференциал -  патент 2404387 (20.11.2010)
дифференциал -  патент 2397390 (20.08.2010)
механизм автоматической гидроблокировки дифференциала -  патент 2376514 (20.12.2009)
Наверх