комбинированная теплосиловая установка на базе двигателя стирлинга

Классы МПК:F02G1/043 двигатели, работающие при расширении и сжатии массы рабочего газа, который нагревается и охлаждается в одной из нескольких постоянно сообщающихся камер переменного объема, например двигатели, работающие по циклу Стирлинга
F25B9/14 отличающиеся используемым циклом, например циклом Стирлинга
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Военный инженерно-космический университет им. А.Ф. Можайского
Приоритеты:
подача заявки:
1999-10-26
публикация патента:

Изобретение относится к области теплоэнергетики и преобразователей энергии прямого цикла (например, двигателей Стирлинга или двигателей внутреннего сгорания), предназначено в качестве автономных энергоустановок для стационарных и передвижных объектов при одновременном производстве электроэнергии и тепла. Достигаемый технический результат - повышение КПД установки и снижение массогабаритных характеристик установки в целом. При работе двигатель 1 производит полезную энергию, потребляемую потребителем мощности 3. Отработанные газы по магистрали 2 поступают через пароперегреватель 15 в парогенератор 14, где образуется пар. Из пароперегревателя 16 пар поступает в пароводяной насос-подогреватель 5, куда одновременно поступает теплая вода из контура охлаждения 4 после снятия тепловой нагрузки с двигателей 1. Из пароводяного насоса-подогревателя 5 горячая вода с высокой температурой и давлением поступает в теплообменник-охладитель 6, где она охлаждается за счет теплообмена с теплоносителем системы внешнего теплоснабжения 7. Для наполнения парогенератора 14 теплой водой контур охлаждения 4 соединен с парогенератором 14 перемычкой 17. Для начала работы предусмотрена пусковая байпасная линия 8 с насосом 12. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Комбинированная теплосиловая установка на базе двигателя Стирлинга, включающая в себя двигатель (например, двигатель Стирлинга или двигатель внутреннего сгорания) и электрогенератор, расположенные на одном валу, их систему охлаждения, состоящую из замкнутого контура с теплообменником-охладителем, через который проходит система внешнего теплоснабжения, магистраль отработанных газов двигателя, отличающаяся тем, что снабжена линией выработки пара, состоящей из парогенератора, пароперегревателя с обратным клапаном между ними, через которые проходит магистраль отработанных газов двигателя, и контуром охлаждения двигателя, соединенным с парогенератором перемычкой с регулирующим и обратным клапанами, включающим в себя пароводяной насос-подогреватель, пусковую байпасную линию с насосом и запорными клапанами, при этом линия выработки пара соединена с системой охлаждения двигателя через пароводяной насос-подогреватель, а магистраль отработанных газов сначала проходит через пароперегреватель, а затем через парогенератор.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области теплоэнергетики и преобразователей энергии прямого цикла (например, двигателей Стирлинга или двигателей внутреннего сгорания), предназначено в качестве автономных энергоустановок для стационарных и передвижных объектов при одновременном производстве электроэнергии и тепла (когенерации).

Известно устройство когенерационной установки, предназначенной для одновременного получения электроэнергии и тепла, включающей в себя двигатель внутреннего сгорания с электрогенератором на одном валу, линии подачи топлива, контур охлаждения двигателя, отопительный контур (система теплоснабжения с потребителями тепла), систему теплообменников, обеспечивающую передачу тепла охлаждающей жидкости двигателя и высокотемпературных отработанных газов в отопительный контур, и щит управления ("Строительное обозрение"//Журнал качества//, СПб. , N 5 (32), май-июнь 1999, стр. 16-17). Однако данное устройство не предполагает выработку пара и использования его для сокращения потребления электроэнергии на собственные нужды.

Известен способ регенеративного подогрева питательной воды в струйном подогревателе, включающий в себя подачу пара в турбогенератор, отбор пара из турбогенератора, отвод в конденсатор, подачу конденсата из конденсатора и пара, отобранного из турбогенератора в струйный аппарат с конденсацией пара в струйном аппарате и нагрева за счет этого конденсата, с последующей подачей подогретого конденсата в диаэратор и далее в котел-парогенератор (патент РФ N 2115831. Бюл. N 20 от 20.07.98 г.).

Известно устройство пароводяного насоса-подогревателя (ПНП), предназначенного для применения в различных промышленных технологий с использованием пара, совмещающего в себе функции подогревателя и насоса одновременно. Применение ПНП позволяет существенно сократить расход электроэнергии на собственные нужды и уменьшить массогабаритные характеристики теплообменных аппаратов ("Энергетика Петербурга" /газета/, N 5 (11), от 25.05.99 г.). Однако ранее пароводяной насос-подогреватель в когенераторных установках не применялся.

Известна комбинированная установка с электрогенератором и двигателем Стирлинга, расположенными на одном валу, и их системой охлаждения, состоящей из замкнутого контура с теплообменником, через который проходит магистраль отработанных газов двигателя Стирлинга, и теплообменником-охладителем, через который проходит система внешнего теплоснабжения (заявка ЕПВ N 0457399. Реферативный журнал "Изобретение стран мира", выпуск B-65, N 5, 1993, стр. 13). Однако в данной установке не предусмотрено получение пара и его использование для снижения энергозатрат в установке.

Технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения, заключается в повышении КПД установки за счет уменьшения энергозатрат на собственные нужды, снижении массогабаритных характеристик установки в целом.

Для достижения этого технического результата комбинированная теплосиловая установка на базе двигателя Стирлинга, включающая в себя двигатель (например, двигатель Стирлинга или двигатель внутреннего сгорания) и электрогенератор, расположенные на одном валу, их систему охлаждения, состоящую из замкнутого контура с теплообменником-охладителем, через который проходит система внешнего теплоснабжения, магистраль отработанных газов двигателя, снабжена линией выработки пара, состоящей из парогенератора, пароперегревателя, с обратным клапаном между ними, через которые проходит магистраль отработанных газов двигателя, и контуром охлаждения двигателя, соединенным с парогенератором перемычкой с регулирующим и обратным клапанами, включающим в себя пароводяной насос-подогреватель, пусковую байпасную линию с насосом и запорными клапанами, при этом линия выработки пара соединена с системой охлаждения двигателя через пароводяной насос-подогреватель, а магистраль отработанных газов сначала проходит через пароперегреватель, а затем через парогенератор.

Введение в состав комбинированной теплосиловой установки на базе двигателя Стирлинга линии выработки пара с парогенератором, пароперегревателем, связанной перемычкой с контуром охлаждения двигателя, который содержит в себе пароводяной насос-подогреватель, пусковую байпасную линию с насосом и запорными клапанами, причем линия выработки пара связана с системой охлаждения двигателя через пароводяной насос-подогреватель, позволяет получить новое свойство, заключающееся в возможности комплексного использования остаточного тепла отработанных газов двигателя и теплоты контура охлаждения двигателя для теплоснабжения внешних потребителей тепла, а также выработки пара с целью замены насосов и теплообменных аппаратов.

На чертеже изображена комбинированная теплосиловая установка на базе двигателя Стирлинга.

Теплосиловая установка включает в себя двигатель Стирлинга 1 с магистралью отработанных газов 2 и электрогенератором 3, расположенным на одном валу с двигателем 1, контур охлаждения 4 двигателя 1, включающего в себя пароводяной насос-подогреватель 5 и теплообменник-охладитель 6, связанный с системой внешнего теплоснабжения 7, пусковую байпасную линию 8 с запорными клапанами 9, 10, 11 и насосом 12. В состав установки входит также линия выработки пара 13, включающая в себя парогенератор 14, пароперегреватель 15, обратный клапан 16 между ними, и соединяющаяся с контуром охлаждения 4 двигателя 1 в пароводяном насосе-подогревателе 5. Между контуром охлаждения 4 и парогенератором 14 установлена перемычка 17 с регулирующим клапаном 18 и обратным клапаном 19. Магистраль отработанных газов 2 проходит сначала через пароперегреватель 15, затем через парогенератор 14.

Комбинированная теплосиловая установка на базе двигателя Стирлинга работает следующим образом.

При работе двигатель 1 производит полезную энергию, преобразуемую в электрическую энергию в электрогенераторе 3, расположенном на одном валу с двигателем 1. Отработанные газы двигателя 1 по магистрали 2 поступают сначала в пароперегреватель 15, а затем в парогенератор 14, где за счет теплообмена с ними испаряется вода с образованием пара. Пар из парогенератора 14 по линии выработки пара 13 поступает через обратный клапан 16 в пароперегреватель 15, где он перегревается с повышением давления, а затем поступает в пароводяной насос-подогреватель 5. Одновременно с паром в пароводяной насос-подогреватель 5 поступает теплая вода из контура охлаждения 4 после снятия тепловой нагрузки с двигателя 1. В пароводяном насосе-подогревателе 5 за счет особой конструкции и эффекта смешивания двухфазных парожидкостных сред происходит интенсивное перемешивание пара и воды с последующим получением воды с высокой температурой и давлением. За счет этого давления происходит подача горячей воды в теплообменник-охладитель 6, где она охлаждается за счет теплообмена с теплоносителем системы внешнего теплоснабжения 7. После охлаждения вода под давлением подается вновь в двигатель 1 для снятия тепловой нагрузки. Для наполнения парогенератора 14 теплой водой контур охлаждения 4 соединен с парогенератором 14 перемычкой 17 с регулирующим клапаном 18 и обратным клапаном 19. Для начала работы установки, когда еще отсутствует пар, контур охлаждения 4 снабжен пусковой байпасной линией 8 с насосом 12, при этом в момент пуска запорные клапана 10 и 11 открыты, а клапан 9 закрыт. С выходом на рабочий режим клапаны 10 и 11 закрываются, а клапан 9 открывается.

Источники информации, принятые во внимание

1. "Строительное обозрение" //Журнал качества//, СПб., N 5 (32), май-июнь 1999, стр. 16-17.

2. Патент РФ N 2115831. Бюл. N 20 от 20.07.98 г.

3. "Энергетика Петербурга" //газета//, N 5 (11), от 25.05.99 г.

4. Заявка ЕПВ N 0457399. Реферативный журнал "Изобретение стран мира", выпуск B-65, N 5, 1993, стр. 13. - прототип.

Класс F02G1/043 двигатели, работающие при расширении и сжатии массы рабочего газа, который нагревается и охлаждается в одной из нескольких постоянно сообщающихся камер переменного объема, например двигатели, работающие по циклу Стирлинга

выпускное устройство вторичного котла малого когенератора и узел кожуха, образующий выпускной канал вторичного котла малого когенератора -  патент 2473847 (27.01.2013)
роторный преобразователь энергии и двигатель внешнего сгорания с его использованием -  патент 2454546 (27.06.2012)
роторный двигатель внешнего сгорания -  патент 2451811 (27.05.2012)
автономная многофункциональная энергетическая установка -  патент 2450148 (10.05.2012)
двигатель внешнего сгорания потапова -  патент 2449149 (27.04.2012)
когенерационная установка с двигателем внутреннего сгорания и двигателем стирлинга -  патент 2440504 (20.01.2012)
способ преобразования тепла в гидравлическую энергию и устройство для его осуществления -  патент 2434159 (20.11.2011)
универсальный двигатель внешнего сгорания -  патент 2402687 (27.10.2010)
способ и устройство приведения обогащенных флегматизированных монотоплив к расчетному составу в камере двигателя внешнего сгорания -  патент 2361106 (10.07.2009)
атомный газотурбинный авиационный двигатель -  патент 2349775 (20.03.2009)

Класс F25B9/14 отличающиеся используемым циклом, например циклом Стирлинга

теплообменник с горизонтальным оребрением для криогенного охлаждения с повторной конденсацией -  патент 2505760 (27.01.2014)
криомедицинский аппарат -  патент 2488364 (27.07.2013)
холодильная установка с оппозитной тепловой машиной стирлинга -  патент 2464504 (20.10.2012)
способ выработки механической (электрической) энергии при помощи двигателя стирлинга, использующего для своей работы тепло вторичных энергетических ресурсов, геотермальных источников и солнечную энергию -  патент 2406853 (20.12.2010)
способ криостатирования объекта и устройство для его осуществления -  патент 2406044 (10.12.2010)
устройство для получения холода -  патент 2320941 (27.03.2008)
способ изготовления криогенного охладителя и криогенный охладитель, изготовленный этим способом -  патент 2320940 (27.03.2008)
нанокриогенная система, работающая по циклу стирлинга -  патент 2285871 (20.10.2006)
тепловой насос -  патент 2259517 (27.08.2005)
энергохолодильная система "стирлинг-стирлинг" для мобильных комплексов -  патент 2259516 (27.08.2005)
Наверх