способ получения результатов экспериментальных исследований поверхности шеек коленвала и вкладышей

Классы МПК:G01N3/56 исследование сопротивления износу или истиранию 
G01M13/04 испытание подшипников 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Казаков Владимир Михайлович
Приоритеты:
подача заявки:
1999-06-25
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к способам получения результатов экспериментальных исследований поверхности шеек коленвала и их вкладышей. Техническим результатом является повышение эффективности проведения исследований износостойкости поверхностей шеек коленвала двигателя внутреннего сгорания, а также вкладышей их подшипников, а также валов, труб и т.п. Сущность изобретения заключается в том, что в нем используют устройство, содержащее неподвижный корпус, крепящийся на суппорт или стол станка, и в котором установлена крутящаяся часть, состоящая из двух образцов, обработанных по обычной технологии и по новой технологии и соединенных между собой при помощи центрирующего хвостовика, соединенного со шпинделем станка с возможностью вращательного движения. Образцы вставляются во вкладыши, которые, прикасаясь к поверхностям образцов, производят их износ в течение заданного времени. Затем снятые с устройства образцы взвешивают на весах, как и до установки их в устройство, а износостойкость определяют с помощью взвешивания образцов, определяя разницу износа, при этом в качестве образцов используют шейки коленвала или вкладыши двигателя внутреннего сгорания. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Способ получения результатов экспериментальных исследований поверхности шеек коленвала и их вкладышей, при котором используют устройство, содержащее неподвижный корпус, крепящийся на суппорт или стол станка, и в котором установлена крутящаяся часть, состоящая из двух образцов, обработанных по обычной технологии и по новой технологии и соединенных между собой при помощи центрирующего хвостовика, соединенного со шпинделем станка с возможностью вращательного движения, причем образцы вставляются во вкладыши, которые, прикасаясь к поверхностям образцов, производят их износ в течение заданного времени, затем снятые с устройства образцы взвешиваются на весах, как и до установки их в устройство, а износостойкость определяют с помощью взвешивания образцов, определяя разницу износа, отличающийся тем, что в качестве образцов используют шейки коленвала или вкладыши двигателя внутреннего сгорания.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что указанное устройство снабжено подпружиненной обоймой.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в процессе эксплуатации образцов шеек коленвала производится замер их степени износа с помощью индикаторной головки при цене деления 0,002-0,001 мм при необходимости с удлинением сошки индикаторной головки.

Описание изобретения к патенту

Способ предназначен для исследования работы пары трения (поверхность шейки и к/вала с поверхностью вкладышей) при определении разности износостойкости поверхностей, обработанных по обычной технологии и по новой технологии. Способ характеризуется тем, что используют устройство, содержащее корпус, который соединяют с суппортом или столом станка, и предназначенное для эксплуатации образцов в идентичных условиях. Повышается эффективность проведения исследований износостойкости шеек коленвала, вкладышей к/вала ДВС, труб и т.п.

Изобретение относится к механической обработке (исследования), а именно к исследованиям работы пары трения (поверхность шейки к/вала с поверхностью вкладышей) при определении разности износостойкости поверхностей по обычной технологии обработки и по новой технологии обработки поверхности.

Известен способ получения результатов экспериментальных исследований поверхности шейки к/вала, при котором каждый образец подвергают эксплуатации по отдельности на машине трения, по а.с. SU 777534, G 01 М 13/00, 1980 в образце перемещают поршень, а в патенте 2130602 в образцах в виде колец крутится поршень с кольцами.

Задача изобретения - повышение эффективности проведения исследований износостойкости поверхностей шеек к/вала ДВС и вкладышей шеек к/вала ДВС, валов, труб и т.п.

Разработанный способ основан на том, что шероховатость обработанных поверхностей (указанных изделий) после любой из обработок в осевом и аксиальном направлениях идентична (в первом приближении). Это создает возможность проводить испытание пары трения поверхность шейки к/вала - вкладыши и других пар трения, а также валов, труб с внутренней или с наружной стороны на износостойкость в специально созданном приспособлении, где поверхности шеек к/вала в осевом и аксиальном направлениях делаются при помощи скручивания образцов с помощью хвостовика, устройства, который затем, вращаясь, с помощью шпинделя станка вращает образцы внутри вкладышей, которые устанавливаются в корпусе сделанного из крышек шатуна, соединенные между собой жестяными обоймами в месте соединения, сама вкладышевая обойма закреплена через уравновешивающийся корпус в резцедержательной головке. Таким образцом, для рассматриваемой пары трения рабочее относительное движение образцов, сделанных по обычной технологии обработки и по новой технологии обработки, делается не по отдельности для каждого образца, а сразу обоих образцов по отношению одних вкладышей, т.е. в идентичных условиях или обоих образцов вкладышей по отношению к шейке к/вала.

На чертеже показано устройство, общий вид.

Устройство содержит неподвижный корпус 1, крепящийся на суппорт или стол станка, в который устанавливается подвижная часть (крутящаяся) 3, т.е. которая состоит из двух образцов, вырезанных из шеек к/вала, обработанных по обычной технологии обработки и по новой технологии обработки, соединенных между собой с помощью вкручивания в них центрирующего хвостовика 6, скрученные образцы вставляются в вкладыши 5, которые стоят в обойме 3, сделанной из двух крышек шатунов, соединенных между собой жестяными обоймами 10, в местах соединения крышек шатунов крепясь с помощью винтов 11. Сама обойма мягко устанавливается (подпружиненно) в обойму 2, составную часть неподвижного корпуса, крепящуюся с помощью пружин 4 неподвижной части корпуса. После установки подвижной части, т.е. образцов, скрученных с помощью хвостовика 6, торец неподвижного корпуса закрывается крышкой 8, крепясь с помощью винтов 9. Все устройство крепится на суппорте или столе с помощью специальных шеек 7. Замер износа поверхности образца производится с помощью индикаторной головки 12.

Устройство работает следующим образом.

Собранное и установленное устройство на станок с установкой в нем двух образцов, один из которых, обработанный по иной технологии, работает в течение определенного времени, вращая с помощью шпинделя станка хвостовик 6, который вращает подвижную часть устройства (ротор) 3, над которым установлены вкладыши 5, которые, прикасаясь к поверхностям образцов, производят их износ в течение заданного времени, затем снятые с устройства образцы взвешиваются на оптических весах (с точностью до 0,05 мг), как и до установки их в устройство, определив разницу износа. Таким образом, предлагаемое устройство позволяет повысить эффективность проведения исследований поверхностей образцов как шеек к/вала, так и вкладышей.

В процессе эксплуатации образцов шеек к/вала производится замер их степени износа с помощью индикаторной головки при цене деления 0,002-0,001 мм, при необходимости с удлинением сошки индикаторной головки, т.к. она может быть короче по отношению к поверхности образца.

Класс G01N3/56 исследование сопротивления износу или истиранию 

способ определения качества смазочных масел -  патент 2528083 (10.09.2014)
способ оценки износостойкости полимерных композиционных материалов -  патент 2526223 (20.08.2014)
способ триботехнических испытаний материалов для уплотнений -  патент 2522832 (20.07.2014)
устройство с импульсной нагрузкой для испытаний на контактную выносливость -  патент 2522781 (20.07.2014)
стенд для испытаний на износ образцов -  патент 2521754 (10.07.2014)
стенд испытания на износ панелей пола -  патент 2518603 (10.06.2014)
способ прогнозирования износостойкости твердосплавных режущих инструментов -  патент 2518238 (10.06.2014)
способ динамического мониторинга фрикционных мобильных систем -  патент 2517946 (10.06.2014)
способ приработки трибосистемы -  патент 2516345 (20.05.2014)
способ повышения износостойкости пар трения -  патент 2514189 (27.04.2014)

Класс G01M13/04 испытание подшипников 

система и способ для определения состояния подшипника -  патент 2529644 (27.09.2014)
способ обнаружения структурного дефекта в механическом узле, содержащем вращающийся элемент -  патент 2527673 (10.09.2014)
модуль подшипника с сенсорным устройством -  патент 2526319 (20.08.2014)
способ безразборной диагностики степени износа коренных подшипников двигателя внутреннего сгорания -  патент 2517968 (10.06.2014)
беспроводная система измерения температуры опорных и упорных подшипников скольжения -  патент 2516918 (20.05.2014)
способ вибродиагностики механизмов по характеристической функции вибрации -  патент 2514119 (27.04.2014)
способ и система контроля вибрационных явлений, появляющихся в газотурбинном двигателе летательного аппарата во время работы -  патент 2512610 (10.04.2014)
устройство для определения технического состояния подшипниковых узлов погружных электродвигателей -  патент 2510655 (10.04.2014)
машина и устройство для контролирования состояния предохранительного подшипника машины -  патент 2504701 (20.01.2014)
способ входного контроля подшипников -  патент 2495393 (10.10.2013)
Наверх