способ вывода боевой машины из аварийного положения

Классы МПК:F42B12/68 для заброски троса, например для спасения жизни
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Таланов Борис Петрович
Приоритеты:
подача заявки:
1999-12-07
публикация патента:

Изобретение относится к военному транспорту и предназначено для спасения боевой машины при возникновении аварийной ситуации. Сущность изобретения заключается в том, что производят выстрел холостым зарядом с якорным устройством, закрепленным с помощью троса к донной части гильзы. После закрепления якорного устройства на местности трос выбирают, перемещая тем самым боевую машину в безопасное место. Техническим результатом является повышение безопасности экипажа и техники при аварийных ситуациях.

Формула изобретения

Способ вывода боевой машины из аварийного положения, включающий закрепление ее на местности путем воздействия взрывного устройства на элемент закрепления на местности с соединением с указанным элементом троса для закрепления боевой машины на местности, отличающийся тем, что орудием производят выстрел якорным устройством на местность возможного закрепления его, причем выстрел производят холостым зарядом после закрепления троса якорного устройства на донной части гильзы, при этом закрепление троса осуществляют пропусканием троса через взрывной заряд, затем гильзу извлекают и выбирают трос до закрепления якорного устройства на местности после натяжения троса, после чего перемещают боевую машину выборкой троса.

Описание изобретения к патенту

Техническое решение относится к спасению боевой машины при возникновении аварийной ситуации как на плановых учениях, так и при ведении боевых действий. Техническое решение может быть использовано для спасения экипажа и боевой машины при ее проскальзывании на крутом склоне любого характера ("мягкий" и скальный), а также для эвакуации боевой машины при ее повреждении на равнинной местности. В частности, способ может быть использован для эвакуации танка, БМП и т.д., т.е. машин, которые имеют орудие.

Известен ряд технических решений автора, когда предотвращение аварийной ситуации осуществляют путем закрепления транспорта на дороге, по которой производят перемещение. Во всех случаях управлением вводят в контакт с дорожной поверхностью фрезу или ее часть, которая врезается в поверхность транспортной магистрали, прорывая и ледовое покрытие, и снег, и грязевый слой до контакта с твердым покрытием транспортной магистрали (патенты NN 2007313, 2016791, 2022840, все 1994 года, класс B 64 T 1/14, автор Таланов Б.).

Все перечисленные технические решения не позволяют надежно крепиться на крутом склоне и, допустим, скального строения. Кроме этого, технические решения нельзя использовать для спуска по склону или подъему на него, а также для вывода боевой машины в безопасное место, где нет опасности повреждения машины, когда она находится в зоне обстрела и экипаж не может воспользоваться навесными лебедками с креплением троса на местности, т.к. нет возможности покинуть боевую машину и подойти к ней.

Более близким по признакам совпадающим можно считать техническое решение по патенту N 2022842, кл. B 60 T 1/14, 1994 года, автор Таланов Б.П. Известное техническое решение осуществляет закрепление транспортного средства путем внедрения под воздействием взрывного заряда штыря с закрепленным на нем тросом, который позволяет произвести и торможение за счет протравливания троса с тормозом, и спуск по склону любого типа. Недостатком описанного технического решения можно считать то, что оно не позволяет на ровной местности или в гору передвинуть боевую машину, если подход к ней и выход экипажа невозможен из-за обстрела.

Целью технического решения является устранение указанных недостатков, а именно:

- возможность перемещения машины вверх по склону,

- возможность удержания машины на склоне, когда она имеет опасный боковой крен с предельным значением угла,

- возможность маневра и перемещения в любом направлении при возникновении аварийной ситуации, когда экипажу грозит гибель, как и самой боевой машине.

Технический результат достигается тем, что орудием производят выстрел якориным устройством и холостым зарядом, при этом трос якоря закрепляют на донной части гильзы, а после удаления гильзы и натяжения троса до закрепления якоря на местности трос выбирают, например, поворотом башни танка или лебедкой во внутреннем помещении и танка.

Пояснения к способу.

1. Якорь не может создать надежного уплотнения в стволе и оно не нужно, т. к. пролет якоря должен быть на разумном расстоянии, допустим на 300 метров, чтобы не было затирания троса о местность. Выстрел производят на лесной массив, где большая вероятность закрепления якоря за деревья. Трос может быть около 5 мм диаметром. Если будет выяснено, что прочности троса недостаточно, то можно делать несколько выстрелов с закреплением каждого троса на днище гильзы.

2. Крепление троса на днище производят пропусканием троса через взрывной заряд. Могут быть несколько заранее приготовленных гильз с выступающими концами (1, 2, 3 и т. д.), к которым крепят трос от якоря.

3. Воздействие повышенной температуры на трос будет краткосрочным (около 0,0014 с), что не может привести к его оплавлению, а давление в стволе будет много меньше расчетного (4000 ати), т.к. якорь не может уплотнить ствол.

4. После выстрела гильза извлекается и трос закрепляют на лебедке из одной червячной пары, трос выбирают и перемещают боевую машину в безопасное место от крена, по склону вверх или вниз.

Если нет лебедки, то можно путем поворота орудия выбирать трос частями с закреплением на казенной части орудия. Можно наматывать трос на крышку люка, вращая башню. На склоне может быть достаточным просто закрепление танка и ведение боя всеми своими средствами до подхода подкрепления.

5. Т. к. выстрел можно производить в любую сторону, то возможно приложение силы с любой точки на местности, что позволяет избежать падения при критическом крене (или сползания по склону).

Таким образом, достигаются все поставленные цели, которые были сформулированы выше.

Наверх