способ аварийного торможения железнодорожного состава

Классы МПК:B60T1/16 путем увеличения сопротивления воздуха, например с помощью щитков 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Таланов Борис Петрович
Приоритеты:
подача заявки:
1999-12-07
публикация патента:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначен для быстрого и эффективного аварийного торможения скоростного транспорта, в основном железнодорожного. Сущность способа в том, что для аварийной остановки состава выводят с помощью ракеты парашют, преимущественно вертикально. Техническим результатом является повышение эффективности торможения и уменьшение износа рельсового пути. 1 з.п.ф-лы.

Формула изобретения

1. Способ аварийного торможения железнодорожного состава, включающий взаимодействие тормозного элемента с местностью и созданием тормозного усилия, отличающийся тем, что из состава выводят ракетой парашют, преимущественно вертикально, и выбирают трое парашюта, создавая тормозное усилие за счет взаимодействия набегающего тормозного потока, с поверхностью парашюта при относительной скорости движения железнодорожного состава и скорости выборки троса парашюта.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что трос выполняют двойным и подвижно соединяют с парашютом через кольцо, а при выводе парашюта трос выбирают за один конец с наращиванием второго конца до расчетного силового диаметра, при выводе обеих силовых концов на железнодорожный состав соединяют оба конца троса и выбирают их совместно с расчетной скоростью.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к торможению состава при непосредственном воздействии на местность, когда аварийная ситуация требует экстренной остановки состава (далее железнодорожный состав - просто состав), чтобы избежать жертв людских, что последнее время часто имеет место во многих странах мира.

Известно тормозное устройство, которое осуществляют путем прижима тормозной колодки с приводом к тормозной части колеса (Элементарный учебник физики/ Под редакций Ладсберга, т. 1, с. 382).

Недостатками такого способа торможения являются:

- образование огранки на колесе,

- неравномерность торможения по каждому вагону или платформе,

- тормозной путь достигает многих сотен метров при скорости курьерского поезда и даже километров при современных скоростных магистралях, что не позволяет избежать столкновения с непредвиденным препятствием и избежать жертвы,

- сильный износ рельсового пути,

- неравномерность торможения по всей длине состава, что может привести к сходу состава.

Известно аварийное тормозное устройство, которое осуществляет торможение за счет захвата колодками головки рельса (патент N 2022841, 1994, кл. B 60 T 1/14, автор Таланов Б.П.).

Описанный способ приводит к свариванию колодок с головкой рельса из-за высокой температуры, которая является следствием трения между контактными элементами. Можно также ожидать ударную нагрузку на все элементы состава.

Целью технического решения является устранение указанных недостатков, а именно:

- устранение воздействия на все элементы пути и состава,

- возможность торможения с любой регулируемой скоростью остановки и на заданной длине пути торможения.

Технический результат достигается тем, что элемент взаимодействия с местностью выполняют в виде парашюта, который выводят ракетой вверх на тросе с приводом его выборки, а тормозное усилие создают путем остaвки парашюта относительно состава и последующей выборки троса для получения сближения парашюта с составом с заданной скоростью, причем парашют соединяют с двойным тросом через кольцо и вытягивают за один конец трос, наращивая второй конец до расчетного силового диаметра, после чего соединяют оба конца троса и выбирают двойной трос.

Пояснения к способу.

1. Парашют выводят вертикально вверх или даже (при значительной скорости состава) вперед на двойном тросе, чтобы снизить нагрузку на тросы. Выводят на высоту до 500 м, т.к. парашют начнет перемещаться в угловом направлении после закрепления троса на составе. Будет создаваться начальное усилие тормозноe, которое будет определяться формулой способ аварийного торможения железнодорожного состава, патент № 2163202 (обозначения общепринятые). Если теперь начать выбирать трос двойной, то скорость относительная будет возрастать до максимально возможной, чтобы избежать столкновения. Скорость дополнительная может превышать в несколько раз начальное торможение вплоть до остановки состава.

2. Усилие на тросе может достигать многих сотен тонн, и это обстоятельство может привести к неоправданному завышению массы троса, т.к. сам парашют не будет иметь значительной массы. Такое положение можно устранить, если трос в начальный момент будет иметь малый диаметр, допустим 5 мм, и будет из капрона. Один из концов троса, который подвижно соединен с парашютом через кольцо при выводе парашюта ракетой, закрепляют на составе, и трос будет перетягиваться при движении парашюта, т.к. второй конец троса свободен, и он наращивается до расчетного диаметра заранее. Поэтому трос перетянется, и оба его конца окажутся на составе, но с усиленным силовым диаметром. Тогда тросы соединяют и совместно выбирают со скоростью, которая позволяет остановить состав на минимальном тормозном пути. Здесь используется эффект взаимодействия воздушной набегающей массы с площадью парашюта, что создает аэродинамическое сопротивление и, следовательно, тормозное усилие. Все перечисленные операции могут занять 2-3 с, а тормозной путь будет зависеть только от скорости выбирания троса и, следовательно, скорости относительно земли и относительно состава (прикидочный расчет дан в отдельном документе).

Таким образом, достигаются все поставленные цели, которые были сформулированы выше. Если состав с электропоездом, связи поддержки линий электропередачи будут сорваны либо специальным управляемым выступом, либо тросом парашюта.

Класс B60T1/16 путем увеличения сопротивления воздуха, например с помощью щитков 

колесный автотранспорт с аэродинамическим крылом и щитком -  патент 2264319 (20.11.2005)
аэродинамический тормоз высокоскоростного подвижного состава -  патент 2138413 (27.09.1999)
тормоз - замедлитель для автотранспортных средств -  патент 2050295 (20.12.1995)
Наверх