судно для добычи углеводородов

Классы МПК:B63B35/44 плавучие сооружения, склады, буровые платформы, мастерские, например снабженные устройствами для отделения воды от нефти или масла
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Центральное конструкторское бюро "Коралл" (UA)
Приоритеты:
подача заявки:
1999-04-02
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению и касается плавучих средств для добычи углеводородов со дна моря. Судно для добычи углеводородов содержит корпус с турелью, ось которой смещена в нос относительно миделевого сечения, а также технологический и энергетический комплексы, жилой блок, движительную установку и якорную систему, связанную с турелью. Корпус смонтирован с возможностью поворота относительно оси турели носом на движущийся битый лед в заякорном состоянии в направлении действия ледовой нагрузки под ее воздействием. Корпус выполнен с упрощенными обводами, удовлетворяющими требованиям, предъявляемым к корпусам судов ледового плавания и ледоколов. В носовой оконечности судна установлены движительные установки для судов ледового плавания и ледоколов. По бортам по всей длине корпуса судна смонтированы водометные устройства. Достигается возможность безопасной эксплуатации судна в ледовых условиях. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. Судно для добычи углеводородов, содержащее корпус с турелью, ось которой смещена в нос относительно миделевого сечения, а также технологический и энергетический комплексы, жилой блок, движительные установки и якорную систему, связанную с турелью, отличающееся тем, что корпус смонтирован с возможностью поворота относительно оси турели носом на движущийся битый лед в заякоренном состоянии в направлении действия ледовой нагрузки под ее воздействием, причем корпус выполнен с упрощенными обводами, удовлетворяющими требованиями, предъявляемым к корпусам судов ледового плавания и ледоколов, в его носовой оконечности установлены движительные установки для судов ледового плавания и ледоколов, а по бортам по всей длине корпуса судна смонтированы водометные устройства.

2. Судно по п.1, отличающееся тем, что корпус выполнен с двойными бортами и двойным дном в районе отсеков с технологическим оборудованием и днищевых топливных цистерн.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно к плавучим средствам для добычи углеводородов со дна моря.

Известны плавучие средства для добычи углеводородов, выполненные в виде плавучих морских полупогружных платформ с натяжными связями, содержащих корпус со стабилизирующими колоннами и понтоном, жестко связывающим конструкцию и натяжные опоры, закрепляемые ко дну (см., например, заявку Великобритании N 2142286, М.кл.6 B 63 B 17/00; НКИ B 7 A, 1985 г.).

Недостатком указанных известных платформ является невозможность эксплуатации в ледовых условиях из-за вероятности нагромождения льда между опорными колоннами и опасности повреждения эксплуатационных и буровых райзеров, а, кроме того, сложность и длительность (практическая невозможность) аварийного ухода.

Известны также суда для добычи углеводородов, содержащие корпус с турелью, ось которой смещена в нос относительно миделевого сечения, а также технологический и энергетический комплексы, жилой блок, движительные установки и якорную систему (см. патент Великобритании N 2300605, М.Кл.6 B 63 B 35/44, НКИ B 7 A, 1993 г - прототип).

Недостатком указанного известного судна для добычи углеводородов является невозможность его эксплуатации в ледовых условиях, особенно при появлении плавучих льдов толщиной до 1 метра и более, вследствие размещения движительных установок в корме судна и отсутствия противоледовой конфигурации обводов корпуса.

Техническим результатом заявляемого изобретения является обеспечение возможности безопасной эксплуатации добычного судна в ледовых условиях.

Это достигается в судне для добычи углеводородов, содержащем корпус с турелью, ось которой смещена в нос относительно миделевого сечения; а также технологический и энергетический комплексы, жилой блок, движительные установки и якорную систему, тем, что оно выполнено с возможностью самопроизвольного поворота носом на движущийся битый лед в заякоренном состоянии, причем корпус выполнен с упрощенными судовыми обводами, удовлетворяющими требованиям для судов, эксплуатирующихся во льдах, при этом в носовой оконечности установлены движительные установки противоледового типа, а по бортам по всей длине корпуса судна смонтированы водометные устройства.

Кроме того, это достигается также тем, что корпус выполнен с двойными бортами и двойным дном в районе отсеков с технологическим оборудованием и днищевых топливных цистерн.

На фиг. 1 изображено заявляемое судно для добычи углеводородов, боковой вид;

на фиг. 2 - сечение А-А фиг. 1;

на фиг. 3 - сечение Б-Б фиг. 1;

на фиг. 4 - вид А фиг. 1;

на фиг. 5 - схема разрушения ледового поля заявляемым судном.

Заявляемое судно для добычи углеводородов содержит корпус 1 с турелью 2, ось которой смещена в нос 4 относительно миделевого сечения. Судно снабжено технологическим 5 и энергетическим 6 комплексами, жилым блоком 7 и якорной системой, включающей в себя якорные цепи 8, якоря 9 и якорные механизмы (не показаны), размещенные на турели 2.

Судно выполнено с возможностью самопроизвольного поворота носом 4 на движущийся битый лед 10 в заякоренном состоянии. Корпус 1 имеет упрощенные судовые обводы a (форма корпуса 1 образована плоскими поверхностями), удовлетворяющие требованиям для судов, эксплуатирующихся в ледовых условиях. В носовой части корпуса 1 расположены движительные установки 11 противоледового типа, например, установки Aziped (см. журнал "Navigater", N 1, 98, p. 22), а по бортам по всей длине корпуса 1 смонтированы водометные устройства 12.

Для создания дополнительного сопротивления ледовым нагрузкам и повышения безопасности при работе с углеводородами корпус 1 выполнен с двойным бортами 13 и двойным дном 14 в районе отсеков 15 с технологическим оборудованием 5 и днищевых топливных цистерн 16.

Для оптимального выбора расположения оси турели 2 и схемы разрушения ледового поля корпусом 1 судна были проведены предварительные испытания в опытовом бассейне Государственного научного центра Российской Федерации - ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова.

После закрепления якорных цепей 8 к якорям 9 на морском дне и натяжения якорных цепей 8 якорными механизмами (не показаны), расположенными на турели 2, судно устанавливается в рабочее положение на многолетнюю стоянку на месторождении.

При эксплуатации судна в ледовых условиях, когда велика вероятность появления в районе месторождения айсбергов или нагромождения ледяных торосов, расположенные в носовой части судна движительные установки 11 Aziped при своей работе разрушают крупные льдины и превращают в мелкобитый лед нагромождения торосов. В то же время струи воды, выходящие из сопел водометных устройств 12, расположенных по всей длине корпуса 1 в совокупности с его упрощенными обводами a, ломают и отталкивают от корпуса наползающие льдины, что предотвращает скопление ледовых образований, улучшает условия обтекания и создает благоприятные условия для самопроизвольного поворота судна на оси турели 2 носом 4 на движущийся битый лед 10 в направлении действия ледовой нагрузки.

Испытания, проведенные в бассейне ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова показали оптимальность выбора расположения оси турели 2 в нос 4 от миделевого сечения, так как при размещении оси турели 2 в миделевом сечении разворота судна под действием дрейфующего льда не происходит, а также оптимальность выбора схемы разрушения ледового поля по изобретению.

Заявляемое изобретение обеспечивает возможность безопасной эксплуатации добычного судна в ледовых условиях.

Класс B63B35/44 плавучие сооружения, склады, буровые платформы, мастерские, например снабженные устройствами для отделения воды от нефти или масла

способ разработки углеводородных месторождений арктического шельфа и технические решения для реализации способа -  патент 2529683 (27.09.2014)
плавучая парковочная платформа -  патент 2529124 (27.09.2014)
устройство для приема и переработки жидкостей, включая плавучий объект, снабженное одноточечной системой постановки на мертвый якорь -  патент 2529114 (27.09.2014)
полупогружная буровая платформа катамаранного типа -  патент 2529098 (27.09.2014)
способ перемещения плавучей буровой установки средствами комплекса транспортных судов на воздушной подушке -  патент 2526431 (20.08.2014)
устройство для выравнивания натяжения якорных тросов или цепей -  патент 2524292 (27.07.2014)
способ обеспечения электроэнергией потребителей в условиях замерзающих арктических морей и комплекс технических средств для осуществления способа -  патент 2522698 (20.07.2014)
корпус морской ледостойкой платформы -  патент 2522672 (20.07.2014)
морская технологическая ледостойкая платформа -  патент 2522628 (20.07.2014)
морская плавучая платформа -  патент 2519580 (20.06.2014)
Наверх