муфта с упругими брусками (варианты)

Классы МПК:B60K25/00 Приводы вспомогательных устройств
F16D1/06 для крепления деталей на валу или его конце
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Московский машиностроительный завод "Вперед"
Приоритеты:
подача заявки:
1999-04-13
публикация патента:

Изобретение относится к приводам наземных транспортных средств, в частности к приводам тепловозов, и содержит муфту с упругими брусками, включающую две соосно установленные на валу полумуфты с отверстиями, в которых расположены упругие элементы. Муфта также содержит четное количество упругих элементов, равное по крайней мере 6, помимо этого, полумуфты сочленены между собой посредством выполненных на них соответственно выступов и пазов, имеющих форму уголков, и содержат их четное и одинаковое количество, равное по крайней мере 4. Опорная часть муфты выполнена в виде двух сменных втулок, одна из которых расположена в другой, имеющей форму полого цилиндрического стакана, причем одна из них закреплена на валу, а другая на переходнике наружной полумуфты, при этом втулки установлены с зазором и с возможностью перемещения относительно друг друга. Технический результат - повышение срока службы тепловоза и его надежности в условиях тяжелого режима работы. 2 с. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. Муфта с упругими брусками, содержащая две соосно установленные на валу полумуфты с отверстиями, в которых расположены упругие элементы, отличающаяся тем, что содержит четное количество упругих элементов, равное по крайней мере 6, а опорная часть муфты выполнена в виде двух сменных втулок, одна из которых расположена в другой, имеющей форму полого цилиндрического стакана, причем одна из них закреплена на валу, а другая на переходнике наружной полумуфты, при этом втулки установлены с зазором и с возможностью перемещения относительно друг друга.

2. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что упругие элементы выполнены из материала, работающего в режиме температуры от -60 до +100oС.

3. Муфта с упругими брусками, содержащая две соосно установленные на валу полумуфты с отверстиями, в которых расположены упругие элементы, отличающаяся тем, что полумуфты сочленены между собой посредством выполненных на них соответственно выступов и пазов, имеющих форму уголков, и содержит их четное и одинаковое количество, равное по крайней мере 4, причем выступы расположены в продольных участках пазов, а упругие элементы расположены в гнездах между зубьями и обечайкой, причем опорная часть муфты выполнена в виде двух сменных втулок, одна из которых расположена в другой, имеющей форму полого цилиндрического стакана, при этом одна из них закреплена на валу, а другая на переходнике наружной полумуфты, при этом втулки установлены с зазором и с возможностью перемещения относительно друг друга.

4. Муфта по п.3, отличающаяся тем, что упругие элементы выполнены из материала, работающего в режиме температуры от -60 до +100oС.

Описание изобретения к патенту

Предложенное техническое решение относится к машиностроению, а именно к установке силовых механизмов транспортных средств.

Известна соединительная муфта, содержащая две соосно установленные на валу полумуфты, сочлененные между собой посредством выполненных на них соответственно выступов и пазов, имеющих форму уголка, причем зубья расположены в горизонтальных участках пазов.

/А.с.СССР N350998, МКИ F 10 D 1/10 от 2.06.71/.

Недостатком такой муфты является ее ненадежность в условиях тяжелого режима работы в приводе вспомогательных механизмов тепловоза, неспособность компенсировать значительные крутильные колебания привода и смещения валов.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является муфта, состоящая из двух полумуфт с отверстиями, в которых расположены упругие бруски, выполненные по форме отверстий. /Кудрявцев В.Н. Детали машин. М.: Машиностроение, 1980, с.438/

Недостатками такой муфты является ненадежность работы в условиях тяжелого режима эксплуатации, неспособность компенсировать значительные крутильные колебания привода и смещения валов.

Все это приводит к замене привода через 1-1,5 года эксплуатации тепловоза и неплановому ремонту тепловоза.

Данное предложение направлено на повышение срока службы привода вспомогательных механизмов тепловоза и его надежности в условиях тяжелого режима работы /передача более 200 л.с., при 3000 об/мин в условиях температурных колебаний от -60oC до +100oC за счет исключения перечисленных недостатков.

Технический результат достигается за счет того, что муфта с упругими брусками, содержащая соосно установленные на валу полумуфты с отверстиями, в которых расположены упругие бруски, причем содержит их четное количество, равное по крайней мере 6, а опорная часть муфты выполнена в виде двух сменных втулок, одна из которых расположена в другой, имеющей форму полого стакана, причем одна из них закреплена на валу, а другая на переходнике наружной полумуфты, при этом втулки установлены с зазором и с возможностью перемещения относительно друг друга.

Муфта отличается тем, что упругие элементы выполнены из материала, работающего в режиме температур от -60oC до + 100oC.

Второй вариант муфты с упругими брусками отличается тем, что полумуфты сочленены между собой посредством выполненных на них соответственно выступов и пазов, имеющих форму уголков, и содержат их четное и одинаковое количество, равное по крайней мере 4, причем выступы расположены в продольных участках пазов, а упругие элементы расположены в гнездах между зубьями и обечайкой.

На фиг.1 представлен привод вспомогательных механизмов тепловоза, общий вид; на фиг.2 - общий вид муфты первого варианта; на фиг. 3 - общий вид муфты второго варианта.

Привод вспомогательных механизмов состоит из ведущего вала 10, с закрепленной на нем муфтой 9, соединенного одним своим концом через проставочное кольцо с валом дизеля, а другим через редуктор 7 с фланцем 8 и с синхронным подвозбудителем 1, а также с ведомыми валами 2, на которых закреплены муфты 5 с фланцами 4, которые связаны с гидроприводом вентилятора холодильника 6; 3 - промежуточная опора.

На фиг. 2 представлен общий вид муфты с упругими брусками 18, состоящая из корпуса 12, крышки 13, центрирующей втулки 14 со сменными втулками 15 и 16; причем втулка 16 закреплена на переходнике 17 вала 2.

На фиг.3 представлен общий вид и разрез по A-A второго варианта муфты с упругими брусками 25 и двумя одинаковыми полумуфтами: ведущей 20,закрепленной на валу 10, связанным с валом дизеля 11 через проставочное кольцо 19 и ведомой 21, связанной с фланцем 8 редуктора 7 /фиг.1/. Кожух 26, закрепленный на ведущей полумуфте 20 болтами 27, удерживает упругие бруски 25 от выпадения; в ведомой полумуфте 21 установлена центрирующая втулка 22 со сменной цилиндрической втулкой 23, в которой установлена втулка 24, закрепленная на валу 10.

Эти муфты взаимозаменяемы, так как могут работать и на ведомых валах и на ведущих.

Пример конкретного выполнения

Муфта ведущего вала

кол-во упр.брусков - 12

диаметр скв.отв. - 6 мм

конусность бруска - 28

кол-во зубьев - 6

Муфта ведомого вала

кол-во упр.брусков - 6

диаметр скв.отв. - 9 мм

конусность бруска - 45

Размеры сечения втулки 24:

Rкруга = 25 мм

Длина хорды = 20 мм

В точке касания двух сменных втулок на поверхности втулки 24 выполнена площадка длиной до 1 мм. Это увеличивает срок службы втулок.

Для упругих брусков применяют резиновую смесь В-14-1/ТУ 380051166=73

Крутящий момент от дизеля передается через муфту 9 на ведущий вал 10 заднего редуктора 7, а затем с помощью ведомых валов 2 /бесшлицевых валов, которых может быть от 1 до 3 в зависимости от расстояния между агрегатами/ с упругими муфтами 5 передается на гидропривод 6 вентилятора холодильника и далее на колесо вентилятора. Наличие промежуточной опоры зависит от длины вала и его диаметра.

Данный привод может быть использован, как со стороны холодильника, так и со стороны генератора. Нагрузки со стороны генератора меньше, чем со стороны холодильной камеры. Отличия будут заключаться в диаметре муфт, в количестве упругих брусков, в размерах отверстий в них, в количестве пазов и выступов в муфте.

Предложенные муфты жестко скрепляют валы, при этом сохраняют их подвижность за счет подвижности сменных втулок относительно друг друга, что позволяет сбалансировать возникающие динамические моменты и снизить их уровень в 3-6 раз, уменьшить трудозатраты на обслуживание привода в 2-2,5 раза, увеличить межремонтные сроки тепловоза в 3-3,5 раза.

Это позволяет ремонтировать привод с заменой опорных частей и амортизаторов только при прохождении тепловозом заводского ремонта, т.е. через 6 лет эксплуатации тепловоза.

Технология изготовления муфт большого диаметра сопряжена с трудоемкостью изготовления пресс-формы для отливки полумуфт. Так как конструкция внешней и внутренней полумуфт одинакова /2-й вариант муфты/, то они отливаются в одной пресс-форме, т. е. трудозатраты на изготовление пресс-формы уменьшаются вдвое. Это является дополнительным преимуществом предложенного решения.

Класс B60K25/00 Приводы вспомогательных устройств

приводное устройство и способ приведения в действие сельскохозяйственного рабочего механизма -  патент 2497335 (10.11.2013)
способ и устройство управления работой гидросистемы привода вспомогательных потребителей транспортного средства и само транспортное средство -  патент 2494896 (10.10.2013)
комбинированная энергетическая установка транспортного средства -  патент 2478487 (10.04.2013)
устройство для получения электрической энергии при механических колебаниях -  патент 2468491 (27.11.2012)
блок энергетический для электромобилей -  патент 2462373 (27.09.2012)
способ и устройство для управления работой коробки отбора мощности и транспортное средство -  патент 2427479 (27.08.2011)
установка компрессора на транспортной машине -  патент 2425234 (27.07.2011)
способ самобуксировки транспортных средств -  патент 2423247 (10.07.2011)
привод генератора системы электроснабжения мобильного комплекса топопривязки -  патент 2410251 (27.01.2011)
механизм для привода ротора очистной машины -  патент 2378059 (10.01.2010)

Класс F16D1/06 для крепления деталей на валу или его конце

Наверх