стеклоподъемник двухточечный

Классы МПК:B60J1/17 вертикально
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Баширов Наиль Халимович,
Баширов Тимур Наилевич
Приоритеты:
подача заявки:
1999-01-25
публикация патента:

Использование: изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано для подъема стекла дверей транспортных средств. Сущность изобретения: гибкая рейка закреплена к стеклу обоими концами. Форма направляющей трубки обеспечивает перемещение обоих концов рейки в одном направлении за счет возможности разворота одного из них на 180o относительно другого и расположения точки контакта витков рейки с ведущей и опорной шестернями между точками крепления концов гибкой рейки к стеклу. Технический результат - повышение надежности стеклоподъемника за счет передачи усилия от привода к стеклу в двух точках, ограничение предельно допустимого усилия и обеспечение аварийного перемещения стекла при отказе привода. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Стеклоподъемник двухточечный, содержащий гибкую рейку, прикрепленную одним концом к стеклу и находящуюся в зацеплении с ведущей шестерней с возможностью передвижения в направляющей, снабженный опорной шестерней, находящейся в зацеплении с гибкой рейкой, рейка выполнена металлической с витками, а ведущая и опорная шестерни выполнены косозубыми, поверхность зубьев которых выполнена с возможностью обеспечения линейного контакта с витками рейки, отличающийся тем, что гибкая рейка закреплена к стеклу обоими концами, форма направляющей трубки обеспечивает перемещение обоих концов рейки в одном направлении за счет возможности разворота одного из них на 180o относительно другого и расположения точки контакта витков рейки с ведущей и опорной шестернями между точками крепления концов гибкой рейки к стеклу.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано для подъема стекла дверей транспортных средств.

Известен стеклоподъемник (а.с. СССР N 1141025, МКИ B 60 J 1/17, опубл. 85.02.23), содержащий ручной привод перемещения стекла, имеющий снабженное рукояткой зубчатое колесо, кинематически связанное со стеклом, а также промежуточный реечный механизм, имеющий две рейки, установленные параллельно одна другой по обе стороны зубчатого колеса для поочередного взаимодействия с ним, причем рейки снабжены приводом их независимого перемещения в противоположные стороны и выполнены с продольными пазами, в которых установлены с возможностью перемещения концы элементов привода. Кроме того, привод перемещения реек выполнен в виде элементов с эффектом памяти формы, связанных с электронагревом, а рейки снабжены направляющими роликами.

Известен также стеклоподъемник (заявка ЕПВ N 0230697, МКИ B 60 J 1/17, E 05 F 11/48, опубл. 87.08.05), содержащий опорную ленту для стекла, скользящую в первой направляющей, и привод, соединенный с лентой через гибкий приводной элемент, скользящий во второй направляющей. Стекло прикреплено к ленте. Вторая направляющая имеет центральный канал, из продольных краев которого симметрично выступают нависающие козырьки, образующие направляющую. Центральный канал соединен непосредственно с приводом.

Известен также стеклоподъемник (заявка Франции N 2577857, МКИ B 60 J 1/20, 1/17, опубл. 86.08.29), содержащий средства поступательного перемещения стекла, снабженныe зубчатой звездочкой, свободно установленной на приводном валу. Звездочка соединена c валом самоблокируемым механизмом. Между этим механизмом и приводным валом со звездочкой встроены соответствующие ускоряющие приспособления, освобождающие механизм самоблокирования под действием приводного вала и средства ускорения блокирования этого механизма под действием звездочки.

Кроме того, известен стеклоподъемник (заявка Франции N 2585297, МКИ B 60 J 1/17, опубл. 87.01.30), содержащий узел привода с шариками, выполненными из жесткой пластмассы и нанизанными на проволоку или какой-либо другой гибкий и нерастягивающийся элемент. Один конец шарикового узла закреплен на рамке окна. Предусмотрена удлиняющая направляющая шариков, установленная на двери и перепускающая шарики вдоль вертикального участка траектории движения. На нижнем конце вертикального участка установлено приводное колесо, закрепленное с возможностью вращения на рамке двери и имеющее несколько углублений по периферии для захвата шариков. Рамка окна может быть выдвинута вверх или опущена с помощью приводного шарикового узла, действующего в двух направлениях вращения колеса, приводимого вручную или реверсивным электродвигателем.

Известен стеклоподъемник (заявка Франции N 2611609, МКИ B 60 J 1/17, опубл. 88.09.09), содержащий гибкий зубчатый винт, находящийся в зацеплении с гайкой, и устройство крепления винта к стеклу, состоящее из двух скоб, стянутых по двум торцам присоединенной пластиной стекла с помощью промежуточной проставки из упругодеформируемого материала.

Известен также стеклоподъемник (заявка Франции N 2482905, МКИ B 60 J 1/17, опубл. 81.11.27), содержащий пластину, связанную с кромкой поднимаемого стекла, направляющий элемент пластины, скользящей параллельно направлению перемещения стекла, гибкий элемент управления, соединенный с пластиной стыковочными средствами, а также приспособления для привода в возвратно-поступательное движение гибкого элемента управления, представляющего собой гибкий винт, с гибкой центральной металлической частью, снабженный наружной пластмассовой крышкой.

И, наконец, известен стеклоподъемник (заявка Франции N 2489218, МКИ B 60 J 1/17, опубл. 82.03.05), состоящий из гибкой рейки, прикрепленной одним концом к стеклу и находящейся в зацеплении с шестерней, которая может вращаться на стенке. Рейка передвигается внутри пустотелой направляющей трубки, прикрепленной к стенке и имеющей изогнутый участок. Другие участки трубки смещены на одинаковые расстояния от траектории перемещения стекла, а изогнутый участок наклонен относительно прямых участков и удален от указанной траектории.

Недостатком аналогов является невысокая надежность механизмов стеклоподъемников.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому является стеклоподъемник (патент РФ N 2123943, МПК 6 B 60 J 1/17, E 05 F 11/42, опубл. 98.12.27), содержащий гибкую рейку, прикрепленную одним концом к стеклу и находящуюся в зацеплении с ведущей шестерней с возможностью передвижения в направляющей, снабженный опорной шестерней, находящейся в зацеплении с гибкой рейкой, рейка выполнена металлической с витками, а ведущая и опорная шестерни выполнены косозубыми, поверхность зубьев которых выполнена с возможностью обеспечения линейного контакта с витками рейки.

Недостатком прототипа является невысокая надежность механизма вследствие следующих причин.

1. Передача усилия от рейки к стеклу в одной точке приводит к перекосам стекла при его движении.

2. Не обеспечено ограничение предельно допустимых усилий, передаваемых от привода (неручное исполнение) к стеклу.

3. Не предусмотрено аварийное перемещение стекла при отказе привода (неручное исполнение).

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение надежности стеклоподъемника за счет обеспечения передачи усилий от рейки к стеклу в двух точках, ограничение передаваемых усилий от привода (неручное исполнение) к стеклу за счет использования предохранительной муфты, возможности передачи крутящего момента от ручного привода через опорную шестерню в случае отказа основного привода.

Поставленная задача достигается тем, что в стеклоподъемнике двухточечном, содержащем гибкую рейку, прикрепленную одним концом к стеклу и находящуюся в зацеплении с ведущей шестерней с возможностью передвижения в направляющей трубке, снабженном опорной шестерней, находящейся в зацеплении с гибкой рейкой, рейка выполнена металлической с витками, а ведущая и опорная шестерни выполнены косозубыми, поверхность зубьев которых выполнена с возможностью обеспечения линейного контакта с витками рейки, в отличие от прототипа гибкая рейка закреплена к стеклу обоими концами, форма направляющей трубки обеспечивает перемещение обоих концов рейки в одном направлении за счет возможности разворота одного из них на 180o относительно другого и расположения точки контакта витков рейки с ведущей и опорной шестернями между точками крепления концов гибкой рейки к стеклу, при этом ведущая шестерня соединена с ручным приводом посредством тормозного устройства, при всех остальных исполнениях привода - посредством предохранительной муфты, причем в последнем случае опорная шестерня выполнена с осевым профильным отверстием с возможностью использования в качестве ведущей.

Закрепление обоих концов гибкой рейки к стеклу позволяет передавать усилие от привода к стеклу в двух точках. Возможность разворота одного из концов направляющей трубки на 180o относительно другого и расположение ведущей шестерни между закрепленными концами рейки позволяет обеспечить перемещение обоих концов рейки в одну сторону. Передача крутящего момента от привода (неручное исполнение) к ведущей шестерне через предохранительную муфту позволяет ограничить величину усилия, прилагаемого к стеклу. Наличие предохранительной муфты дает возможность перемещения гибкой рейки при передаче усилия к ней от опорной шестерни, что обеспечит аварийное перемещение стекла.

Сущность устройства поясняется чертежом, на котором изображены общий вид стеклоподъемника и механизмы перемещения гибкой рейки в разрезе как для ручного варианта привода, так и для иных исполнений привода.

Стеклоподъемник содержит гибкую металлическую рейку с витками 1, прикрепленную обоими концами с помощью пластин 2 к стеклу. Гибкая рейка 1 расположена в пустотелой направляющей трубке 3, один конец которой развернут на 180o относительно другого. Ведущая 4 и опорная 5 косозубые шестерни, находящиеся в зацеплении с гибкой рейкой 1, расположены между точками ее крепления к стеклу. Ведущая шестерня 4 соединена при всех исполнениях привода 6 (кроме ручного) посредством предохранительной муфты, состоящей из оси 7, соединенной с ней с возможностью только осевого перемещения шайбы 8, тарельчатых пружин 9 и прижимной гайки 10. Опорная шестерня 5 имеет осевое отверстие в форме квадрата. При ручном исполнении привода ведущая шестерня 4 соединена с ним посредством тормозного устройства 11.

Стеклоподъемник работает следующим образом. При вращении ручного привода крутящий момент передается непосредственно ведущей шестерне 4, при всех иных исполнениях привода 6, крутящий момент передается к ведущей шестерне 4 за счет сил трения между ее торцами, осью 7 и шайбой 8. Сила трения создается тарельчатыми пружинами 9 в пределах их рабочих характеристик прижимной гайкой 10. При достижении предельно допустимой величины усилия на гибкой рейке 1 происходит проскальзывание ведущей шестерни 4 относительно оси 7 и шайбы 8. При вращении ведущей шестерни 4 ее зубья входят в зацепление с витками гибкой рейки 1, за счет чего последняя перемещается поступательно. Гибкая рейка 1 перемещается в направляющей трубке 3, причем ее концы перемещаются в одном направлении. Стекло перемещается вдоль направляющей трубки 3. При отказе привода 6 ведущей шестерни 4 усилие к гибкой рейке 1 может быть передано от опорной шестерни 5. При этом для облегчения аварийного перемещения стекла предельное усилие срабатывания предохранительной муфты должно быть минимальным, что обеспечивается ослаблением прижимной гайки 10.

Итак, заявляемое изобретение позволяет значительно повысить надежность стеклоподъемника особенно при больших размерах стекла.

Класс B60J1/17 вертикально

дверной модуль для встраивания в автомобильную дверь -  патент 2513349 (20.04.2014)
приводное устройство для выставного элемента автомобиля -  патент 2483183 (27.05.2013)
устройство для перемещения форточной створки окна -  патент 2473438 (27.01.2013)
устройство для направления опускного стекла -  патент 2469873 (20.12.2012)
способ и устройство управления электрическим стеклоподъемником автомобиля -  патент 2463427 (10.10.2012)
стеклоподъемник и способ установки оконного стекла -  патент 2361994 (20.07.2009)
устройство для преобразования вращательного движения в поступательное перемещение -  патент 2361137 (10.07.2009)
устройство для преобразования вращательного движения в поступательное -  патент 2327915 (27.06.2008)
электростеклоподъемник автомобиля -  патент 2282540 (27.08.2006)
стеклоподъемник автомобиля -  патент 2282539 (27.08.2006)
Наверх