жаропрочный сплав на основе никеля

Классы МПК:C22C19/05 с хромом
Автор(ы):, , , , , , , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Научно-производственное объединение энергетического машиностроения им. акад. В.П. Глушко,
ОАО "Всероссийский институт легких сплавов"
Приоритеты:
подача заявки:
1998-11-20
публикация патента:

Жаропрочный сплав на основе никеля содержит, мас.%: хром 8,0 - 11,0, молибден 3,0 - 5,5, вольфрам 4,5 - 5,9, алюминий 4,5 - 6,0, титан 1,5 - 3,0, ниобий 2,0 - 3,5, кобальт 14,0 - 18,0, гафний 0,2 - 1,5, бор 0,01 - 0,035, углерод 0,02 - 0,08, магний 0,005 - 0,1, церий 0,01 - 0,06, цирконий 0,01 - 0,1, никель - остальное. Технический результат заключается в повышении жаропрочности и длительной пластичности сплава при рабочих температурах 750 - 850oC. 2 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Жаропрочный сплав на основе никеля, содержащий хром, кобальт, молибден, вольфрам, алюминий, титан, ниобий, углерод, бор, перий, цирконий, отличающийся тем, что он дополнительно содержит гафний и магний при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Хром - 8,0 - 11,0

Молибден - 3,0 - 5,5

Вольфрам - 4,5 - 5,9

Алюминий - 4,5 - 6,0

Титан - 1,5 - 3,0

Ниобий - 2,0 - 3,5

Кобальт - 14,0 - 18,0

Гафний - 0,2 - 1,5

Бор - 0,01 - 0,035

Углерод - 0,02 - 0,08

Магний - 0,005 - 0,1

Церий - 0,01 - 0,06

Цирконий - 0,01 - 0,1

Никель - Остальноее

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области металлургии, а именно к составам жаропрочных сплавов на никелевой основе, получаемых прямым контактированием в изостатических условиях методами порошковой металлургии, предназначенных для тяжелонагруженных деталей, работающих при температурах 650-850oC.

Широко известны в металлургии сплавы, содержащие в качестве основы никель, а также хром, молибден, титан, алюминий, вольфрам, кобальт, служащие для изготовления многих деталей газовых турбин реактивной авиации и ракетных двигателей.

Наиболее близким по химическому составу является сплав на основе никеля, используемый для изготовления деталей турбоколес форсированных двигателей, который содержит ингредиенты в следующих количествах, мас.%:

хром - 12,5 -14,0

кобальт - 0,1 - 6,0

молибден - 2,2 - 3,2

вольфрам - 2,8 - 3,9

алюминий - 3,8 - 4,45

титан - 4,2 - 5,1

ниобий - 0,5 -1,0

углерод - 0,06 - 0,16

церий - 0,01 - 0,05

цирконий - 0,015 - 0,05

бор - 0,01 - 0,05

никель - остальное

(SU, авт.свид. 1719450, C 22 C 19/05, 1992).

Недостатком известного сплава является недостаточный уровень жаропрочности и длительной пластичности при рабочих температурах 750-850oC, который становится еще ниже при производстве сплавов методом порошковой металлургии, так как в этом случае сплавы имеют более мелкое зерно.

Задачей данного изобретения является повышение жаропрочности и длительной пластичности при рабочих температурах.

Данная задача решена за счет того, что в известный сплав, содержащий хром, кобальт, молибден, вольфрам, алюминий, титан, ниобий, углерод, бор, церий, цирконий и никель, дополнительно вводят гафний и магний, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

хром - 8,0 - 11,0

молибден - 3,0 - 5,5

вольфрам - 4,5 - 5,9

алюминий - 4,5 - 6,0

титан - 1,5 - 3,0

ниобий - 2,0 - 3,5

кобальт - 14,0 - 18,0

гафний - 0,2 -1,5

бор - 0,01 - 0,035

углерод - 0,02 - 0,08

магний - 0,005 - 0,1

церий - 0,01 - 0,06

цирконий - 0,01 - 0,1

никель - остальное

Введение в сплав гафния используется для повышения длительной прочности при сохранении ударной вязкости, пластичности при рабочих температурах, также повышается коррозионная стойкость. Введение магния в сочетании с церием и цирконием позволяет повысить жаропрочность при высоких температурах, до 850oC.

Наличие в сплаве ниобия в приведенном количестве в сочетании с повышенным по сравнению с известным содержанием алюминия способствует увеличению жаростойкости и сопротивляемости сплава коррозии.

Для стабилизации характеристик длительной прочности, увеличения растворимости алюминия и титана значительно увеличено содержание кобальта. Повышенное содержание вольфрама обеспечивает возрастание жаропрочности при эксплуатационных температурах.

Сплав обладает более высокой жаропрочностью и длительной пластичностью при рабочих температурах 750-850oC за счет упрочнения границ зерен при введении магния, церия и циркония, сохраняя при этом высокий уровень жаростойкости при 650oC и проявляя нечувствительность к концентраторам напряжений.

Были опробованы три сплава в пределах заявленного состава, получаемые способом порошковой металлургии, которые приведены в таблице 1.

Сопоставление жаропрочности в гладких образцах /жаропрочный сплав на основе никеля, патент № 2160789гл100/ и образцах с надрезом жаропрочный сплав на основе никеля, патент № 2160789 , /r=0,15 мм/ и длительной пластичности /жаропрочный сплав на основе никеля, патент № 2160789%/ предложенного и известного сплавов приведено в таблице 2.

Из таблицы 2 видно, что жаропрочность у предлагаемого сплава при 850oC на гладких образцах выше на 4 кгс/мм2, а на надрезанных - на 3 кгс/мм2. При 650oC на гладких образцах выше на 6 кгс/мм2 и с надрезом - на 4 кгс/мм2.

Класс C22C19/05 с хромом

сплав на основе никеля для нанесения износо- и коррозионностойких покрытий микроплазменным или холодным сверхзвуковым напылением -  патент 2527543 (10.09.2014)
жаропрочный сплав на основе никеля -  патент 2525952 (20.08.2014)
жаропрочный сплав на основе никеля для литья рабочих лопаток газотурбинных установок -  патент 2525883 (20.08.2014)
нанокомпозит на основе никель-хром-молибден -  патент 2525878 (20.08.2014)
жаропрочный сплав на основе никеля для литья рабочих лопаток газотурбинных установок -  патент 2524515 (27.07.2014)
металлическое покрытие со связующим веществом с высокой температурой перехода гамма/гамма' и деталь -  патент 2523185 (20.07.2014)
металлическое связующее покрытие с высокой гамма/гамма' температурой перехода и компонент -  патент 2521925 (10.07.2014)
сплав, защитный слой и деталь -  патент 2521924 (10.07.2014)
сплав на основе интерметаллида ni3al и изделие, выполненное из него -  патент 2521740 (10.07.2014)
жаропрочный никелевый сплав, обладающий высоким сопротивлением к сульфидной коррозии в сочетании с высокой жаропрочностью -  патент 2520934 (27.06.2014)
Наверх