предохранительная муфта

Классы МПК:F16D7/02 фрикционного типа (муфты, в которых перегрузка вызывает уменьшение силы нажатия или расцепление, см группы, к которым отнесены муфты сцепления) 
F16D43/20 срабатывающие за счет изменения величины крутящего момента, например муфты, расцепляющиеся при перегрузке, проскальзывающие фрикционные муфты предельного момента 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Воронежская государственная лесотехническая академия
Приоритеты:
подача заявки:
1998-09-08
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах приводов различных машин. Предохранительная муфта состоит из установленных на валу ведущей и ведомой полумуфт, между которыми размещен фрикционный элемент. На торцах полумуфт выполнены кулачки. Ведущая полумуфта установлена на валу свободно, а ведомая полумуфта - на шпонке. Предохранительная муфта имеет механизм размыкания, размещенный в ступице ведомой полумуфты, на внутренней поверхности которой выполнен конический выступ. Механизм размыкания состоит из нажимной пружины, взаимодействующей с конической шайбой, имеющей радиальные наклонные пазы, в которых размещены тела качения, контактирующие с торцом гайки. Узел регулирования величины передаваемого крутящего момента выполнен в виде установленного в центральном осевом отверстии вала болта с фигурной гайкой, размещенной в сквозном продольном пазу вала. При повороте болта фигурная гайка перемещается по продольному пазу вала, тем самым уменьшая или увеличивая усилие нажатия пружины на коническую шайбу. Технический результат заключается в повышении удобства эксплуатации. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Предохранительная муфта, включающая установленные на валу и подпружиненные ведущую и ведомую полумуфты с кулачками на торцах, размещенный в ступице одной из полумуфт механизм размыкания, содержащий нажимную пружину, один конец которой взаимодействует с установленной свободно относительно вала шайбой с радиальными наклонными пазами, в которых размещены тела качения, контактирующие с коническим выступом ступицы и торцом сопряженной с валом гайки, и узел регулирования величины передаваемого крутящего момента, отличающаяся тем, что узел регулирования величины передаваемого крутящего момента выполнен в виде установленного в центральном осевом отверстии вала болта с фигурной гайкой, размещенной в сквозном продольном пазу вала, торец которой взаимодействует с другим концом нажимной пружины.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системе приводов различных машин.

Известна предохранительная муфта, на фланце ведущей полумуфты которой выполнены выемки различного заглубления, а на фланце ведомой полумуфты - соединенные между собой спиралевидные и кольцевые канавки, служащие для перемещения тел качения при размыкании. Изменение величины передаваемого крутящего момента осуществляется с помощью регулировочной гайки (SU, авторское свидетельство 339698, кл. F 16 D 7/02, 1970).

Недостатком такой муфты является сложность конструкции и ненадежность при срабатывании.

Известна предохранительная муфта, состоящая из установленных на валу и подпружиненных ведущей и ведомой полумуфт с кулачками на торцах (SU, авторское свидетельство 1218193, кл. F 16 D 17/04, 1984). В ступице одной из полумуфт расположен механизм размыкания, содержащий нажимную пружину, один конец которой взаимодействует с установленной свободно относительно вала шайбы с радиальными наклонными пазами, в которых размещены тела качения, контактирующие с коническим выступом ступицы и торцом сопряженной с валом гайки. Регулирование величины передаваемого крутящего момента осуществляется с помощью набора прокладок, взаимодействующих с другим концом нажимной пружины и кольцевым буртиком вала.

Недостатком такой предохранительной муфты является трудность осуществления регулирования передаваемого крутящего момента: для изменения величины передаваемого крутящего момента надо полностью разбирать предохранительную муфту и менять набор регулировочных прокладок. Точность регулирования передаваемого крутящего момента невысока.

Цель изобретения - повышение удобства эксплуатации и повышение точности регулирования.

Поставленная цель достигается тем, что в предохранительной муфте, включающей установленные на валу и подпружиненные ведущую и ведомую полумуфты с кулачками на торцах, размещенный в ступице одной из полумуфт механизм размыкания, содержащий нажимную пружину, один конец которой взаимодействует с установленной свободно относительно вала шайбой с радиальными наклонными пазами, в которых размещены тела качения, контактирующие с коническим выступом ступицы и торцом сопряженной с валом гайки, и узел регулирования величины передаваемого крутящего момента, последний выполнен в виде установленного в центральном осевом отверстии вала болта с фигурной гайкой, размещенной в сквозном продольном пазу вала, торец которой взаимодействует с другим концом нажимной пружины.

На фиг. 1 показана предохранительная муфта в разрезе; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1.

Предохранительная муфта состоит из установленных на валу 1 ведущей 2 и ведомой 3 полумуфт, между которыми размещен фрикционный элемент 4. На торцах полумуфт 2 и 3 выполнены кулачки 5 и 6. Ведущая полумуфта 2 установлена на валу 1 свободно, а ведомая полумуфта 3 - на шпонке 7.

Предохранительная муфта имеет механизм размыкания, размещенный в ступице 8, на внутренней поверхности которой выполнен конический выступ 9. Механизм размыкания состоит из нажимной пружины 10, взаимодействующей с конической шайбой 11, имеющей радиальные наклонные пазы 12, в которых размещены тела качения 13, контактирующие с торцом гайки 14.

Узел регулирования величины передаваемого крутящего момента выполнен в виде установленного в центральном осевом отверстии 15 вала 1 болта 16 с фигурной гайкой 17, размещенной в сквозном продольном пазу 18 вала 1, торец которой взаимодействует с другим концом нажимной пружины 10.

Предохранительная муфта работает следующим образом.

Перед началом эксплуатации предохранительной муфты необходимо отрегулировать ее на заданную величину передаваемого крутящего момента. Поворотом болта 16 фигурная гайка 17 перемещается по продольному пазу 18 вала 1, тем самым уменьшая или увеличивая усилие нажатия пружины 10 на шайбу 11.

Отрегулированный крутящий момент передается от ведущей полумуфты 2 через фрикционный элемент 4 (частично и через кулачки 5 и 6) и шпонку 7 на вал 1.

В случае перегрузки вал 1 и ведомая полумуфта 3 останавливаются. Ведущая полумуфта 2 продолжает вращаться и, воздействуя своими кулачками 5 на кулачки 6 ведомой полумуфты 3, перемещает ее в осевом направлении. При этом конический выступ 9 давит на тела качения 13, которые, в свою очередь, воздействуют на коническую шайбу 11 и, преодолевая усилие пружины 10, переходят на гладкую поверхность ступицы 8. В результате муфта отключается, что полностью исключает износ ее фрикционных поверхностей. В рабочее положение муфта возвращается легким нажатием руки на ведомую полумуфту 3.

Класс F16D7/02 фрикционного типа (муфты, в которых перегрузка вызывает уменьшение силы нажатия или расцепление, см группы, к которым отнесены муфты сцепления) 

червячная предохранительная муфта -  патент 2495288 (10.10.2013)
изолирующий разъединитель -  патент 2489618 (10.08.2013)
шасси, оборудованное устройством селективной передачи усилия -  патент 2485015 (20.06.2013)
вал передачи крутящего момента -  патент 2484326 (10.06.2013)
привод, содержащий средство защиты от перегрузок, для приведения в движение кольцевой шестерни -  патент 2459988 (27.08.2012)
торсионная разъединительная пружина -  патент 2443917 (27.02.2012)
демпфер крутильных колебаний малой жесткости с возможностью регулирования момента трения -  патент 2399812 (20.09.2010)
муфта предохранительная -  патент 2381395 (10.02.2010)
муфта-амортизатор ма-50-эр -  патент 2376509 (20.12.2009)
проскальзывающая муфта для по меньшей мере одного ходового колеса самодвижущейся единицы подвижного состава на рельсовом ходу -  патент 2376176 (20.12.2009)

Класс F16D43/20 срабатывающие за счет изменения величины крутящего момента, например муфты, расцепляющиеся при перегрузке, проскальзывающие фрикционные муфты предельного момента 

Наверх