резервированный электронасосный агрегат
Классы МПК: | F04D13/14 с насосами только центробежного типа |
Автор(ы): | Белоусов Н.И. |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королева" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-05-24 публикация патента:
10.12.2000 |
Резервированный электронасосный агрегат относится к машиностроительной гидравлике и может быть использован в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники, а также в других областях техники. Резервированный электронасосный агрегат содержит корпус с входным и выходным штуцерами, установленные в нем n (n = 2, 3 и т.д.) центробежных электронасосов. Каждый электронасос выполнен в виде цилиндрической обоймы, в которой установлен насосный блок и электродвигатель, диффузор насосного блока выполнен в виде канавки переменного сечения на наружной поверхности обоймы, при этом в корпусе выполнено n расточек для размещения обойм и n каналов, соединяющих отверстие выходного штуцера с диффузорами электронасосов, причем на наружной поверхности каждой из обойм выполнена дополнительная винтовая канавка, один конец которой выполнен глухим, а другой - выходящим в канавку диффузора, в винтовой канавке размещен плунжер с поперечным сечением, равным поперечному сечению канавки, выполненный с возможностью перемещения вдоль канавки, в обойме со стороны диффузора выполнен упор для ограничения перемещения плунжера, а в полости между плунжером и глухим концом винтовой канавки размещена возвратная пружина сжатия, при этом полость между плунжером и глухим концом винтовой канавки сообщена с входной полостью, наружная цилиндрическая поверхность плунжера выполнена охватывающей сечение канала в месте его выхода на цилиндрическую поверхность расточки. При использовании изобретения достигается снижение массы и габаритов агрегата. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
1. Резервированный электронасосный агрегат, содержащий корпус с входным и выходным штуцерами, установленные в нем n (n = 2, 3 и т.д.) центробежных электронасосов, при этом входные полости электронасосов сообщены с входным штуцером, а выходные полости сообщены с выходным штуцером, отличающийся тем, что каждый электронасос выполнен в виде цилиндрической обоймы, в которой установлен насосный блок и электродвигатель, диффузор насосного блока выполнен в виде канавки переменного сечения на наружной поверхности обоймы, при этом в корпусе выполнено n расточек для размещения обойм и n каналов, соединяющих отверстие выходного штуцера с диффузорами электронасосов, причем на наружной поверхности каждой из обойм выполнена дополнительная винтовая канавка, один конец которой выполнен глухим, а другой - выходящим в канавку диффузора, в винтовой канавке размещен плунжер с поперечным сечением, равным поперечному сечению канавки, выполненный с возможностью перемещения вдоль канавки, в обойме со стороны диффузора выполнен упор для ограничения перемещения плунжера, а в полости между плунжером и глухим концом винтовой канавки размещена возвратная пружина сжатия, при этом полость между плунжером и глухим концом винтовой канавки сообщена с входной полостью, наружная цилиндрическая поверхность плунжера выполнена охватывающей сечение канала в месте его выхода на цилиндрическую поверхность расточки, причем минимальное расстояние Н от края плунжера, противоположного пружине при положении плунжера на упоре, до ближайшей к нему точки отверстия канала на цилиндрической поверхности расточки0


где L - величина хода плунжера;
LОТВ - расстояние между краями отверстия канала,
при этом H, L и LОТВ измерены по цилиндрической поверхности расточки в направлении перемещения плунжера, и в этом положении края плунжера размещены с противоположных сторон канала. 2. Резервированный электронасосный агрегат по п.1, отличающийся тем, что каждая дополнительная канавка выполнена в виде участка кольцевой канавки. 3. Резервированный электронасосный агрегат по п.1, отличающийся тем, что каждая дополнительная канавка выполнена в виде канавки, параллельной оси обоймы.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники, а также в других областях техники. Известен резервированный электронасосный агрегат (ЭНА), содержащий корпус с входным и выходным штуцерами, в котором установлены два центробежных электронасоса, при этом входные полости электронасосов сообщены с входным штуцером, а выходные полости сообщены с выходным штуцером через двусторонний обратный клапан, установленный между диффузорами электронасосов [1]. Недостатками этого ЭНА являются низкая технологичность конструкции ЭНА, так как размещение двустороннего обратного клапана требует применения сварочных операций, а также повышенный радиальный габарит, вызванный наличием протяженных конических диффузоров в каждом электронасосе. Другим недостатком является низкая степень резервирования, т.к. данная конструкция позволяет объединять в одном корпусе только два электронасоса, что является недостаточным для ЭНА долговременных космических объектов. Последнего недостатка лишен выбранный в качестве прототипа резервированный ЭНА, содержащий корпус с входным и выходным штуцерами, установленные в нем n (в данном техническом решении n = 2) электронасосов, входные полости которых объединены с входным штуцером, а их выходные полости через обратные клапаны связаны с выходным штуцером [2]. В данной конструкции степень резервирования принципиально не ограничивается. Недостатком этого ЭНА являются значительные габариты и масса, что является следствием наличия обратных клапанов в виде отдельных сборочных единиц, а также наличие общего корпуса наряду с корпусами электронасосов. Техническим результатом, достигаемым с помощью заявленного изобретения, является снижение массы и габаритов. Этот результат достигается за счет того, что в известном ЭНА, содержащем корпус с входным и выходным штуцерами, установленные в нем n (n = 2, 3 и т. д.) центробежных электронасосов, при этом входные полости электронасосов сообщены с входным штуцером, а выходные полости сообщены с выходным штуцером, согласно изобретению, каждый электронасос выполнен в виде цилиндрической обоймы, в которой установлен насосный блок и электродвигатель, диффузор насосного блока выполнен в виде канавки переменного сечения на наружной поверхности обоймы, при этом в корпусе выполнено n расточек для размещения обойм и n каналов, соединяющих отверстие выходного штуцера с диффузорами электронасосов, причем на наружной поверхности каждой из обойм выполнена дополнительная винтовая канавка, один конец которой выполнен глухим, а другой - выходящим в канавку диффузора, в винтовой канавке размещен плунжер с поперечным сечением, равным поперечному сечению канавки, выполненный с возможностью перемещения вдоль канавки, в обойме со стороны диффузора выполнен упор для ограничения перемещения плунжера, а в полости между плунжером и глухим концом винтовой канавки размещена возвратная пружина сжатия, при этом полость между плунжером и глухим концом винтовой канавки сообщена с входной полостью, наружная цилиндрическая поверхность плунжера выполнена охватывающей сечение канала в месте его выхода на цилиндрическую поверхность расточки, причем минимальное расстояние H от края плунжера, противоположного пружине при положении плунжера на упоре до ближайшей к нему точки отверстия канала на цилиндрической поверхности расточки0


где L - величина хода плунжера,
Lотв - расстояние между краями отверстия канала,
при этом H, L и Lотв измерены по цилиндрической поверхности расточки в направлении перемещения плунжера, и в этом положении края плунжера размещены с противоположных сторон канала. В частных случаях выполнения дополнительная канавка может быть выполнена в виде участка кольцевой канавки или в виде канавки, параллельной оси обоймы. Так как заявленная совокупность существенных признаков устройства позволяет получить указанный технический результат (габариты ЭНА снижаются благодаря использованию для размещения плунжера и возвратной пружины имеющегося объема обоймы, при этом высвобождается пространство, занятое в прототипе обратными клапанами; выполнение электронасосов в виде цилиндрической обоймы, в которой установлены насосный блок и электродвигатель, и выполнение диффузора насосного блока в виде канавки переменного сечения на наружной поверхности обоймы позволяет сообщить расточки корпуса относительно коротким цилиндрическим каналом с выходным штуцером, что приводит к повышению технологичности ЭНА и снижению радиальных габаритов; выполнение электронасосов в виде цилиндрической обоймы, в которой установлены насосный блок и электродвигатель, и выполнение диффузора насосного блока в виде канавки переменного сечения на наружной поверхности обоймы известны в технике (см. , например, [3]), однако только в совокупности с сообщением расточек корпуса относительно короткими цилиндрическими каналами с выходным штуцером это приводит к снижению радиальных габаритов), то заявленное устройство соответствует критерию "изобретательский уровень". На фиг. 1 приведен пример конкретного выполнения резервированного электронасосного агрегата, продольный разрез, на фиг. 2 и 3 - то же, поперечный разрез по рабочим колесам при неработающих центробежных насосах (фиг. 2) и при одном работающем и другом неработающем центробежных насосах (фиг. 3), на фиг. 4, 5, 6 - развертка наружной цилиндрической поверхности обоймы при различных вариантах выполнения дополнительной канавки. Резервированный электронасосный агрегат содержит корпус 1 с входным 2 и выходным 3 штуцерами, в котором установлены два центробежных электронасоса 4 и 5. Каждый из электронасосов 4 и 5 выполнен в виде цилиндрической обоймы 6, в которой установлены насосный блок 7 и электродвигатель 8. В данном примере конкретного выполнения насосный блок состоит из рабочего колеса 9, установленного на валу электродвигателя 8, однако в общем случае насосный блок может быть выполнен из нескольких последовательно соединенных между собой ступеней, что и объясняет использование в формуле изобретения обобщающего термина "насосный блок". Диффузор каждого насосного блока 7 выполнен в виде канавки 10 переменного сечения на наружной поверхности обоймы 6, при этом в корпусе 1 выполнены расточки 11 под каждую обойму 6 и цилиндрические каналы 12, соединяющие отверстие выходного штуцера 3 с диффузорами - канавками 10. Входной штуцер 2 сообщен с входными полостями 13 электронасосов 4 и 5 посредством каналов 14. Выходные полости 15 (конечные участки диффузоров - канавок 10) сообщены с выходным штуцером 3 посредством каналов 12. На наружной поверхности обоймы 6 выполнена дополнительная винтовая канавка 16. В винтовой канавке 16 размещен плунжер 17 с поперечным сечением, равным поперечному сечению канавки 16, выполненный с возможностью перемещения вдоль канавки. В обойме 6 со стороны диффузора 10 выполнен упор 18 (в виде штифта на фиг. 4 и 5 или в виде плоского торца канавки 16 на фиг. 6) для ограничения перемещения плунжера 17. Один конец 19 канавки 16 выполнен глухим, а другой - выходящим в канавку 10 диффузора, а в полости между плунжером 17 и глухим концом 19 винтовой канавки 16 размещена возвратная пружина сжатия 20. В обойме 6 выполнен спиральный отвод 21, выход которого сообщен с канавкой 10. Полость между плунжером 17 и глухим концом 19 винтовой канавки 16 сообщена с входным штуцером 2 посредством канавки 22, выполненной на наружной поверхности обоймы 6, а наружная цилиндрическая поверхность плунжера 17 выполнена охватывающей сечение канала 12 в месте его выхода на цилиндрическую поверхность расточки 11 (показано штриховой линией 23 на фиг. 4, 5 и 6), причем минимальное расстояние H от края плунжера 17, противоположного пружине 20 при положении плунжера 17 на упоре 18 до ближайшей к нему точки отверстия канала 12 на цилиндрической поверхности расточки 11
0


где L - величина хода плунжера 17,
Lотв - расстояние между краями отверстия канала 12,
при этом H, L и Lотв измерены по цилиндрической поверхности расточки 11 в направлении перемещения плунжера 17, и в этом положении края плунжера 17 размещены с противоположных сторон отверстия 17 канала 12. На фиг. 4, 5 и 6 иллюстрированы различные конфигурации канавки 16, выполненной в виде винтовой канавки. На фиг. 4 канавка 16 изображена в виде участка кольцевой канавки (винтовая линия с углом подъема 0o). На фиг. 5 канавка 16 изображена в виде участка винтовой канавки с углом A подъема 0o < A < 90o. На фиг. 6 канавка 16 изображена в виде канавки, параллельной оси обоймы 6 (винтовая линия с углом подъема 90o). Все возможные конфигурации канавки 16 позволяют плунжеру 17 перемещаться вдоль канавки 16, поэтому в формуле изобретения применен обобщающий термин "винтовая канавка". Математически более определенно канавку 16 следовало бы назвать "канавкой, ось которой выполнена в виде линии откоса" [4] , однако термины "винтовая линия" и "винтовая канавка" являются гораздо более распространенными в технике и поэтому термин "винтовая канавка" применен в формуле изобретения. ЭНА работает следующим образом: при выключенных электродвигателях 8 давления во входном 2 и выходном 3 штуцерах одинаковы. Плунжеры 17 под воздействием пружин 20 поджаты к упорам 18, перекрывая отверстия 23 и предотвращая, таким образом, переток жидкости от выходного 3 к входному 2 штуцеру, что показано на фиг. 2. При включении электродвигателя 8 электронасоса 4 (верхнего на фиг. 3) он вращает свое колесо 9. Жидкость через входной штуцер 2, верхний канал 14 и верхнюю входную полость 13 поступает на периферию верхнего колеса 9, затем через спиральный отвод 21 поступает в диффузор - канавку 10 на наружной поверхности верхней обоймы 6. За счет разности давлений в канавке и в канавке 16 со стороны ее глухого конца 19 (где давление равно давлению во входном штуцере 2 благодаря наличию соединительной канавки 22) на плунжер 17 начинает действовать сила давления, которая, преодолевая усилие пружины 20, сдвигает плунжер 17 вдоль канавки 16 в направлении ее глухого конца 19 (это положение показано на фиг. 3 для верхнего электронасоса 4). Таким образом, выходная полость 15 верхней канавки 10 сообщается с выходным штуцером 3, куда и поступает рабочая жидкость из верхней канавки 10. То, что поперечное сечение плунжера 17 равно поперечному сечению канавки 16, позволяет сохранить перепад давлений между канавками 10 и 16 (давление падает на капиллярных зазорах по периметру сечения плунжера 17). Выполнение канавки 16 в виде винтовой линии позволяет плунжеру 17 перемещаться в направлении оси канавки 16, обеспечивая при этом неизменность зазора по периметру сечения плунжера 17. Это справедливо и для частных случаев выполнения винтовой канавки - в виде участка кольцевой канавки (фиг. 4) и в виде канавки, параллельной оси обоймы 6 (фиг. 6). Заявленное же соотношение 0


1. М.В. Краев, В.А. Лукин, Б.В. Овсянников, "Малорасходные насосы авиационных и космических систем", М. , "Машиностроение", 1985, стр. 18, рис. 1.11. 2. Авторское свидетельство СССР N 155399 по кл. F 04 D 13/14, 1963 г. (прототип). 3. Патент РФ N 2103556, 1998 г. 4. "Математическая энциклопедия", М., "Советская энциклопедия", 1984, т. 4, стб. 141, статья "Откоса линия",
Класс F04D13/14 с насосами только центробежного типа
способ одновременно-раздельной добычи нефти из двух пластов одной скважины - патент 2520315 (20.06.2014) | ![]() |
дублированный электронасосный агрегат - патент 2514467 (27.04.2014) | ![]() |
дублированный электронасосный агрегат - патент 2511788 (10.04.2014) | ![]() |
дублированный электронасосный агрегат - патент 2386861 (20.04.2010) | ![]() |
дублированный электронасосный агрегат - патент 2357104 (27.05.2009) | ![]() |
дублированный электронасосный агрегат - патент 2329402 (20.07.2008) | ![]() |
электронасосный агрегат - патент 2329401 (20.07.2008) | ![]() |
дублированный центробежный нагнетатель - патент 2173407 (10.09.2001) | |
дублированный электронасосный агрегат - патент 2160389 (10.12.2000) | |
нагнетательная установка - патент 2143593 (27.12.1999) |