лекарственное средство для лечения наркомании

Классы МПК:A61K31/4412  содержащие оксогруппы, непосредственно присоединенные к гетероциклическому кольцу
A61P25/36 опиоидного злоупотребления
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Смирнов Леонид Дмитриевич,
Воронина Татьяна Александровна
Приоритеты:
подача заявки:
1999-11-30
публикация патента:

Изобретение относится к медицине. Предложено применение мексидола для лечения опийных наркоманий. Мексидол ослабляет процесс формирования зависимости к опиатам, оказывает лечебный эффект на проявления абстинентного синдрома. 2 з.п. ф-лы, 2 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Применение мексидола (2-этил-6-метил-3-оксипиридинсукцината) в качестве средства для лечения опийных наркоманий.

2. Применение по п.1, в котором средство ослабляет процесс формирования зависимости к опиатам.

3. Применение по п.1, в котором средство оказывает лечебный эффект на проявления абстинентного синдрома.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области медицины, а именно к созданию лекарственного средства для лечения наркоманий.

Средство предназначено для лечения и купирования абстинентного синдрома, состояния ломки при опийной наркомании, ослабления процесса формирования опийной наркомании.

При опийном абстинентном синдроме используются средства, вызывающие купирование алгических, сомато-вегетативных проявлений синдрома и ослабляющие осознанное влечение к наркотику. Программу лечения составляет комбинированное применение препаратов, в частности клофелина, финлепсина, нейролептиков (галоперидол, тизерцин, аминазин, тиапридал и др.), транквилизаторов (феназепам, диазепам). Однако все эти средства обладают значительными побочными эффектами и вызывают значительное число осложнений (Харкевич Д.А. Фармакология, 1999; Энциклопедия лекарств. Регистр лекарственных средств России, 1999 и др.).

Целью настоящего изобретения явилось создание высокоэффективного и малотоксичного препарата без побочных эффектов, обладающего антинаркотической активностью в отношении эффектов, вызываемых опиоидными наркотиками. Эта задача решена путем создания препарата мексидол (2-этил-6-метил-3-оксипиридина сукцинат), который относится к классу гетероароматических антиоксидантов.

Пример 1. Исследования проводили на белых беспородных крысах-самцах массой 200-210 г. В связи с измерениями в ходе эксперимента веса животных их подбирали в экспериментальные группы с минимальными колебаниями в весе. Создание физической зависимости и абстинентного синдрома к морфину в эксперименте осуществляли по методике дозированного добавления морфина в пищу (Drug-admixed food), согласно методике Yanaura S. et аl., 1975; Suzuki Т., 1990. Эта методика создания физической зависимости к морфину рассматривается как наиболее физиологичная, поскольку исключает стресс и хирургическое вмешательство. Методика учитывает основные факторы, влияющие на степень развития физической зависимости, а именно - величину вводимой дозы наркотика, частоту введения и длительность введения.

Крысы хронически получали морфин в дозе 1,0 мг/г пищи в течение 6 дней. Средняя ежедневная доза потребляемого морфина составляла соответственно 76,94 мг/кг/день. Каждая доза испытывалась на 10 животных. Оценку физической зависимости к морфину проводили через 6 дней его введения по выраженности признаков синдрома отмены, который провоцировался налоксоном (3,0 мг/кг, подкожно). Основными показателями абстинентного синдрома являлись следующие: птоз, диарея, вздрагивание тела, стук зубами, вокализация, саливация, кровотечение из носа, потеря веса. Регистрацию этих показателей осуществляли в течение 3-х часов после введения налоксона. Эффекты мексидола оценивали параллельно с контрольной группой по динамике устранения показателей абстинентного синдрома.

Мексидол применяли в двух вариантах эксперимента. В первом эксперименте мексидол вводили в дозе 100 мг/кг внутрибрюшинно в течение всех 7-ми дней введения морфина, т.е. в период формирования физической зависимости. Затем вводили налоксон и регистрировали абстинентный синдром, вызванный морфином. Установлено, что в контрольной группе с введением морфина абстинентный синдром характеризуется существенным уменьшением веса животных. Этот показатель имеет статистически значимую разницу с интактным контролем уже через 3 дня после введения морфина и затем налоксона. Эффект имеет дозозависимый характер и усиливается через 6 дней введения морфина + налоксон.

Мексидол уменьшает падение веса у животных с зависимостью к морфину, как через 3 дня, так и особенно через 6 дней его введения (таблица 1). Разница статистически достоверна при P > 0,05.

Абстинентный синдром к морфину характеризуется комплексом показателей, отражающих сомато-вегетативные, алгические и психоневротические нарушения. Основными из них являются птоз, диарея, вздрагивание тела, стук зубами, вокализация, саливация, кровотечение из носа. Их выраженность зависит от дозы и длительности введения морфина.

Мексидол, вводимый в течение всего периода введения морфина, значительно уменьшает как выраженность признаков абстиненции, так и процент животных с определенными показателями (таблица 2).

Во второй серии экспериментов мексидол вводили в дозе 200 мг/кг внутрибрюшинно после введения налоксона на фоне развития абстинентного синдрома. В этих условиях мексидол также оказывал статистически значимый эффект на показатель уменьшения веса животных, что наблюдается у абстинентых крыс (таблица 1).

Введение мексидола на фоне абстиненции значимо уменьшает как выраженность признаков абстиненции, так и процент животных с определенными показателями (таблица 2).

Пример 2. Изучение возможного побочного миорелаксантного действия мексидола проводили в опытах на белых беспородных крысах самцах с использованием методик вращающегося стержня и удерживания на перевернутой сетчатой платформе. Мексидол вводили внутрибрюшинно в дозах 50, 100, 200 и 250 мг/кг за 40 минут до эксперимента. В используемых дозах мексидол не вызывал нарушения координации движений и падения животных с вращающегося стержня или перевернутой сетчатой платформы, что свидетельствует об отсутствии у него миорелаксантного действия.

При изучении влияния мексидола на общее поведение установлено, что вещество при внутрибрюшинном введении даже в верхнем диапазоне терапевтических доз (200 мг/кг) не оказывает ни угнетающего, ни стимулирующего действия на спонтанную двигательную активность, не изменяет координацию движений, ориентировочно-исследовательское поведение животных, ректальную температуру, корнеальный и пиннеальный рефлексы, не вызывает сонливости. На фоне препарата сохраняется адекватность реагирования животных на провоцирующие тест стимулы, не нарушаются простые рефлексы.

Таким образом, выполненные исследования выявили отчетливую способность мексидола устранять наркотическое действие опиоидов. Препарат вызывает выраженное уменьшение проявлений абстинентного синдрома как при его введении в период применения морфина, так и на фоне абстинентного синдрома. Полученные данные свидетельствуют как о влиянии мексидола на процесс формирования физической зависимости к морфину, так и о его способности оказывать лечебный эффект на проявления абстинентного синдрома. Наряду с этим, мексидол не обладает побочными эффектами, которые свойственны препаратам, традиционно применяемым при этих состояниях.

Литература

1. Лекарственные препараты зарубежных фирм в России, 1993.

2. Справочник Видаль "Лекарственные препараты в России", 1996.

3. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. - Издание шестое. - М.: ГЭОТАР Медицина, 1999, 650 с.

4. Энциклопедия лекарств. - Регистр лекарственных средств России. - Изд. 6, 1999.

5. Yanaura S., Tagashira E., Suzuki Т. Physical dependence on morphine, phenobarbital and diazepam in rats by drug-admixed food ingestion.- Japan J. Pharmacol. - 1975, v. 25, p. 453-463.

6. Suzuki Т. Pharmacological studies on drug dependence in rodens: dependence on opiods and CNS depressants.- Japan J. Pharmacol.- 1990, v. 52, p. 1-10.

Класс A61K31/4412  содержащие оксогруппы, непосредственно присоединенные к гетероциклическому кольцу

стабильная жидкая фармацевтическая композиция комплекса 3-(2,2,2-триметилгидразиний) пропионат-2-этил-6-метил-3-гидроксипиридина дисукцината, обладающая антигипоксическим, антиоксидантным и адаптогенным действием -  патент 2527347 (27.08.2014)
способ профилактики острого послеоперационного панкреатита -  патент 2517210 (27.05.2014)
способ лечения лимфом органа зрения -  патент 2514638 (27.04.2014)
способ управляемого снижения агрегационной активности тромбоцитов мексидолом в эксперименте -  патент 2512788 (10.04.2014)
3-азабицикло[3.1.0]гексильные производные в качестве модуляторов метаботропных глутаматных рецепторов -  патент 2510396 (27.03.2014)
гетероциклические ингибиторы мек и способы их применения -  патент 2500673 (10.12.2013)
способ лечения ожогов глаза -  патент 2495651 (20.10.2013)
способ лечения открытоугольной глаукомы -  патент 2494707 (10.10.2013)
средство, улучшающее противоопухолевый эффект, содержащее липосомальное средство, содержащее оксалиплатин, и противоопухолевое средство, содержащее липосомальное средство -  патент 2492863 (20.09.2013)
комбинированные лекарственные средства для лечения бактериальных инфекций -  патент 2488394 (27.07.2013)

Класс A61P25/36 опиоидного злоупотребления

лиофилизированный препарат на основе тетродотоксина и способ его производства -  патент 2519654 (20.06.2014)
1-арил-3-аминоалкоксипиразолы как сигма-лиганды, усиливающие обезболивающее действие опиоидов и ослабляющие зависимость от них -  патент 2519060 (10.06.2014)
конъюгаты гидрокодона с бензойной кислотой, производными бензойной кислоты и гетероарилкарбоновой кислотой, пролекарства, способы их получения и их применение -  патент 2505541 (27.01.2014)
способ дезинтоксикационно-инфузионного лечения больных при употреблении психотропных продуктов из конопли -  патент 2503449 (10.01.2014)
имплант на основе дисульфирама для лечения пациентов, зависимых от алкоголя или опиатов -  патент 2495679 (20.10.2013)
композиции и способы профилактики и лечения зависимостей -  патент 2492858 (20.09.2013)
средство для купирования абстинентного синдрома при зависимости от опиатов -  патент 2485954 (27.06.2013)
имплантируемое лекарственное средство на основе налтрексона для лечения пациентов, зависимых от алкоголя или опиатов -  патент 2476209 (27.02.2013)
имплантируемое лекарственное средство на основе дисульфирама для лечения пациентов, зависимых от алкоголя или опиатов -  патент 2475272 (20.02.2013)
способ дезинтоксикационно-инфузионного лечения больных при употреблении дезоморфина -  патент 2460515 (10.09.2012)
Наверх