летательный аппарат с вертикальным взлетом

Классы МПК:B64C15/12 с помощью поворотно установленных реактивных двигателей 
B64C29/04 с реактивными двигателями 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Козьминых Сергей Викторович
Приоритеты:
подача заявки:
1998-12-07
публикация патента:

Изобретение относится к авиационной и космической технике. Летательный аппарат содержит корпус (1), реактивные двигатели (2), привод изменения положения двигателей и крыльев, систему управления. Реактивные двигатели (2) установлены на консолях (3) и имеют горизонтальные и вертикальные оси (6) вращения. Реактивные двигатели (2) установлены с возможностью вращения на 360o. Летательный аппарат имеет крылья (7), установленные на консолях. Крылья выполнены поворотными с возможностью вращения на 360o независимо от реактивных двигателей. Изобретение позволяет выполнять летательному аппарату полет килем вперед. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7

Формула изобретения

1. Летательный аппарат с вертикальным взлетом, содержащий корпус, реактивные двигатели, привод изменения положения реактивных двигателей и крыльев, систему управления, при этом реактивные двигатели установлены на консолях поворотно и имеют горизонтальные и вертикальные оси вращения, отличающийся тем, что реактивные двигатели установлены на консолях поворотно с возможностью вращения на 360o.

2. Летательный аппарат по п.1, отличающийся тем, что содержит крылья, установленные на консолях, выполненные поворотными с возможностью вращения на 360o независимо от реактивных двигателей.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной и космической технике.

Известен летательный аппарат с вертикальным взлетом, имеющий корпус, реактивные двигатели, привод изменения положения двигателей, систему управления. Двигатели установлены на консолях поворотно и имеют горизонтальные и вертикальные оси вращения. Он раскрыт в патенте РФ 2095283, кл. B 64 C 29/00. Управление полетом такого летательного аппарата осуществляется по командам системы управления путем поворота блоков реактивных двигателей, перемещающихся по корпусу летательного аппарата.

Однако известный летательный аппарат с вертикальным взлетом сложен в эксплуатации из-за наличия на нем большого количества оборудования, в частности двигателей на нем размещено не менее 12. К тому же указанный летательный аппарат имеет низкое аэродинамическое качество, высокое лобовое сопротивление. Невозможность использования всех двигателей в крейсерском полете не позволит такому летательному аппарату развивать сверхзвуковую скорость.

Также известен летательный аппарат с вертикальным взлетом, имеющий корпус, реактивные двигатели, привод изменения положения двигателей, систему управления. Двигатели установлены на консолях поворотно и имеют горизонтальные и вертикальные оси вращения. Он раскрыт в заявке Франции 2104709 А, кл. B 64 C 29/00, опубл. 21.04.1972. Управление полетом такого летательного аппарата осуществляется по командам системы управления путем поворота блоков реактивных двигателей.

Недостатком указанного летательного аппарата является его недостаточная маневренность.

Целью предлагаемого изобретения является расширение маневренности летательного аппарата, в частности обеспечения возможности выполнять полет килем вперед.

Предлагаемый летательный аппарат с вертикальным взлетом содержит корпус, реактивные двигатели, привод изменения положения реактивных двигателей и крыльев, систему управления. Реактивные двигатели установлены на консолях поворотно и имеют горизонтальные и вертикальные оси вращения. При этом реактивные двигатели установлены на консолях поворотно с возможностью вращения на триста шестьдесят градусов. Летательный аппарат также содержит крылья, установленные на консолях и выполненные поворотными с возможностью вращения на триста шестьдесят градусов независимо от реактивных двигателей.

На приведенных графических материалах изображено следующее:

- на фиг. 1 - летательный аппарат с вертикальным взлетом в положении взлета на пусковой установке, когда его продольная ось расположена вертикально;

- на фиг. 2 - летательный аппарат с вертикальным взлетом в положении взлета на пусковой установке, когда его продольная ось расположена горизонтально;

- на фиг.3 - летательный аппарат с вертикальным взлетом в горизонтальном полете, вид сбоку;

- на фиг.4 - летательный аппарат с вертикальным взлетом в горизонтальном полете, вид сверху;

- на фиг.5 - горизонтальный полет летательного аппарата с вертикальным взлетом килем вперед;

- на фиг.6 - двигатель и крыло при полете в атмосфере в горизонтальном полете;

- на фиг.7 - двигатель и крыло при вертикальном взлете в атмосфере.

Предложенный летательный аппарат содержит (см.фиг. 1) корпус 1, реактивные двигатели 2, установленные на консолях 3, приводы 4 поворота реактивных двигателей 2 и крыльев 7, расположенные в корпусе 1, оси 6 вращения реактивных двигателей 2 и крыльев 7. Имеется киль 5.

В положении, показанном на фиг.2, летательный аппарат может взлетать с любой площадки, с корабля без пусковой установки, а также производить вертикальную посадку. Поворотные реактивные двигатели устанавливают параллельно продольной оси летательного аппарата для создания максимальной подъемной силы. После набора высоты реактивные двигатели 2 с помощью привода 4 поворота поворачиваются вокруг осей 6 и летательный аппарат переходит в горизонтальный полет. Управление по курсу осуществляется поворотом реактивных двигателей 2 вместе с килем 5 вокруг оси 11.

Летательный аппарат вертикального взлета имеет возможность реверсивного движения. Если после набора высоты реактивные двигатели 2 повернуть назад на 180 градусов, то летательный аппарат полетит килем 5 вперед.

При горизонтальном полете в атмосфере продольная ось двигателя расположена вдоль оси летательного аппарата, а крыло 7 с осью 9 установлено под углом атаки 10. При полете в атмосфере крыло 7, находящееся в потоке под углом атаки, создает подъемную силу.

При вертикальном взлете в атмосфере оси 8 реактивного двигателя и 9 крыла совпадают для уменьшения сопротивления среды.

В качестве двигателей могут быть использованы турбореактивные (для полетов в атмосфере) или жидкостно-реактивные двигатели (для полетов в атмосфере и космосе).

Раскрытая конструкция летательного аппарата позволяет достичь указанного вначале технического результата - способности выполнять полет килем вперед.

Класс B64C15/12 с помощью поворотно установленных реактивных двигателей 

способ посадки самолета на палубу авианесущего корабля -  патент 2251515 (10.05.2005)
способ подготовки самолета к взлету со стартовой позиции авианесущего корабля -  патент 2249545 (10.04.2005)
военно-транспортный самолет (втс +5) -  патент 2243920 (10.01.2005)
многофункциональный самолет -  патент 2231478 (27.06.2004)
многофункциональный самолет тактического назначения -  патент 2226166 (27.03.2004)
многофункциональный двухместный высокоманевренный самолет тактического назначения -  патент 2184683 (10.07.2002)
многофункциональный самолет -  патент 2177897 (10.01.2002)
многофункциональный самолет -  патент 2174932 (20.10.2001)
способ торможения летательного аппарата -  патент 2094329 (27.10.1997)
высокоскоростной летательный аппарат (варианты) -  патент 2065378 (20.08.1996)

Класс B64C29/04 с реактивными двигателями 

Наверх