способ разрушения ледяного покрова

Классы МПК:B63B35/08 ледоколы
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Институт машиноведения и металлургии ДВО РАН
Приоритеты:
подача заявки:
1999-03-16
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению в частности к судам, разрушающим ледяной покров на мелководных участках. Судно перемещают в направлении ледяного покрова перпендикулярно его кромке со скоростью, соответствующей максимальному волновому сопротивлению. Для увеличения амплитуды поперечных волн носового сектора по бортам судна симметрично устанавливают пластины на расстоянии друг от друга, равном длине гравитационных волн, и не выше высоты волн. Первая пара пластин устанавливается в месте первого гребня носовой волны. Количество пар пластин равно числу длин волн, укладывающихся по длине судна. Пластины крепятся на вертикальных осях с возможностью поворота на определенный угол и перемещения вдоль бортов судна. Перед мелководным участком, не вступая в контакт со сплошным льдом, судно разворачивают на 180° и перемещают его в этом направлении. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения льда. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Способ разрушения ледяного покрова преимущественно на мелководном участке, заключающийся в том, что сплошной ледяной покров разрушают возбуждаемыми движущимся судном волнами, отличающийся тем, что судно перемещают в направлении ледяного покрова перпендикулярно его кромке со скоростью, соответствующей максимальному волновому сопротивлению, при этом для увеличения амплитуды поперечных волн носового сектора по бортам судна симметрично устанавливают пластины на расстоянии друг от друга, равном длине возбуждаемых гравитационных волн, и имеющие протяженность по вертикали не менее высоты возбуждаемых волн, причем первая пара пластин устанавливается в месте первого гребня носовой волны, а количество пар пластин равно числу длин волн, укладывающихся по длине судна, при этом пластины крепятся на вертикальных осях с возможностью поворота на определенный угол и перемещения вдоль бортов судна, перед указанным мелководным участком, не вступая в контакт со сплошным льдом, судно разворачивают на 180o и перемещают его в этом направлении.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к ледотехнике, в частности может использоваться для разрушения ледяного покрова.

Известен способ разрушения ледяного покрова, заключающийся в воздействии на сплошной ледяной покров гравитационными волнами от идущего вдоль кромки ледяного покрова судна, причем судно дополнительно подвергают искусственной качке. Ледяной покров разрушается путем взаимодействия основной и дополнительной корабельных систем волн ([1] - RU 2081025 C1, 10.06.1997).

Однако данный способ является малоэффективным для разрушения ледяного покрова.

Сущность изобретения заключается в увеличении амплитуды гравитационных волн, возбуждаемых при движении судна.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: ледяной покров разрушают возбуждаемыми движущимся судном волнами.

Отличительные: судно перемещают в направлении ледяного покрова перпендикулярно его кромке со скоростью, соответствующей максимальному волновому сопротивлению, при этом для увеличения амплитуды поперечных волн носового сектора по бортам судна симметрично устанавливают пластины на расстоянии друг от друга, равном длине возбуждаемых гравитационных волн и имеющих протяженность по вертикали не менее высоты возбуждаемых волн, причем первая пара пластин устанавливается в месте первого гребня носовой волны, а количество пар пластин равно числу длин волн, укладывающихся по длине судна, при этом пластины крепятся на вертикальных осях с возможностью поворота на определенный угол и перемещения вдоль бортов судна; перед указанным мелководным участком, не вступая в контакт со сплошным льдом, судно разворачивают на 180o и перемещают его в этом направлении.

Известно ([2] - Войткунский Я.И. Сопротивление движению судов. - Л.: Судостроение, 1988, 288 с.), что при движении судна на поверхности воды развивается система корабельных волн, состоящая из носового и кормового секторов. В свою очередь каждый сектор включает в себя поперечные и расходящиеся волны, скорость и длина которых, а также положение первого и последующих гребней зависят от скорости судна.

Поскольку сектор кормовых волн формируется за кормой судна, а расходящиеся волны носового сектора также после возникновения не взаимодействуют с корпусом судна, то изменять величину волнового сопротивления, а значит и интенсивность волнообразования, можно только за счет изменения параметров поперечных волн носового сектора. В связи с этим повысить эффективность разрушения ледяного покрова можно за счет увеличения амплитуды поперечных носовых волн, которые, возникнув в носовой оконечности, движутся вместе с судном, омывая его борта. Таким образом, если по бортам судна в местах расположения гребней поперечных волн установить пластины, которые можно поворачивать на вертикальных осях на определенный угол, т.е. ухудшить обтекаемость корпуса судна, то можно увеличить амплитуду поперечных гравитационных волн.

Способ осуществляется следующим образом. Перед началом ледокольных работ в зависимости от глубины волн определяется скорость судна способ разрушения ледяного покрова, патент № 2158693 , соответствующая максимальному волновому сопротивлению на мелководье [2]. В зависимости от этой скорости определяется длина возбуждаемых судном гравитационных волн способ разрушения ледяного покрова, патент № 2158693 = 2способ разрушения ледяного покрова, патент № 2158693способ разрушения ледяного покрова, патент № 21586932/g [2]. После этого судно перемещают со скоростью способ разрушения ледяного покрова, патент № 2158693, визуально определяют место расположения вершины первой гравитационной волны относительно корпуса судна, затем совмещают первую пару пластин, установленных по бортам судна, с местом расположения первой вершины поперечных гравитационных волн. Последующие пары устанавливаются по бортам судна на расстоянии друг от друга и от первой пары пластин, равном способ разрушения ледяного покрова, патент № 2158693 . Затем их поворачивают на угол способ разрушения ледяного покрова, патент № 2158693 вокруг вертикальных осей. Величина способ разрушения ледяного покрова, патент № 2158693 определяется запасом мощности силовой установки судна, так как с увеличением способ разрушения ледяного покрова, патент № 2158693 волновое сопротивление возрастает. Таким образом способ разрушения ледяного покрова, патент № 2158693 увеличивают до значения, при котором полностью используется мощность силовой установки на скорости судна, равной способ разрушения ледяного покрова, патент № 2158693 . После этого судно с повернутыми на угол способ разрушения ледяного покрова, патент № 2158693 пластинами разгоняют до скорости способ разрушения ледяного покрова, патент № 2158693 , соответствующей максимальному волновому сопротивлению, и направляют перпендикулярно кромке ледяного покрова. Не доходя до мелководного участка и не вступая в контакт со сплошным льдом, судно разворачивают на 180o. После такого маневра на ледяной покров начинают воздействовать нагрузки: от волнообразования, вызванного корпусом судна и повернутыми пластинами; от волн бокового дрейфа; от струй работающего гребного винта. В результате во льду появляются изгибные напряжения, при достаточном уровне которых происходит разрушение льда.

Изобретение поясняется графически, где на фиг. 1 показана схема волнообразования и установки пластин, а на фиг. 2 - схема маневрирования судна при выполнении ледокольных работ.

При движении судна 1 на поверхности воды 2 возникают гравитационные волны 3, при этом в носу судна образуется носовой сектор волн 4, а в корме - кормовой сектор 5 [2]. Эти сектора в свою очередь состоят из расходящихся 6 и поперечных 7 волн. Поскольку сектор кормовых волн 5 формируется за кормой судна, а расходящиеся волны 6 носового сектора 4 после их возникновения не воздействуют с корпусом судна, то изменять величину волнового сопротивления, а значит и интенсивность волнообразования можно только за счет изменения параметров поперечных волн 7 носового сектора 4. Для увеличения амплитуды поперечных волн 7 носового сектора 4 по бортам судна 1 симметрично устанавливают пластины 8 на расстоянии друг от друга, равном длине возбуждаемых волн способ разрушения ледяного покрова, патент № 2158693 и имеющих протяженность по вертикали h не менее высоты возбуждаемых волн a. Первая пара пластин 9 устанавливается в месте первого гребня 10 носовых волн 3. Количество пар пластин 8 равно числу длин волн, укладывающихся по длине судна (на приведенном чертеже их четыре). Пластины крепятся на вертикальных осях 11 с возможностью поворота на угол способ разрушения ледяного покрова, патент № 2158693 и перемещения вдоль бортов судна (например, в положение 12).

Класс B63B35/08 ледоколы

судно или плавучая конструкция, работающая в покрытых льдом водах, и способ его использования -  патент 2526119 (20.08.2014)
корпус морской ледостойкой платформы -  патент 2522672 (20.07.2014)
морская технологическая ледостойкая платформа -  патент 2522628 (20.07.2014)
судно-газовоз для перевозки сжиженного природного газа преимущественно в ледовых условиях -  патент 2522201 (10.07.2014)
морская технологическая ледостойкая плавучая платформа судового типа -  патент 2510756 (10.04.2014)
буксируемое устройство для разрушения ледового покрова при формировании судоходного канала во льдах -  патент 2508224 (27.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506195 (10.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506194 (10.02.2014)
способ разрушения льда -  патент 2495785 (20.10.2013)
кормовая оконечность судна ледового плавания -  патент 2494911 (10.10.2013)
Наверх