тренажер для обучения механика-водителя бронированной гусеничной машины

Классы МПК:G09B9/04 наземными 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Общевойсковая академия ВС РФ
Приоритеты:
подача заявки:
1999-04-14
публикация патента:

Изобретение относится к тренажерам. Текущая информация о деятельности обучаемого отображается на пульте инструктора и в блоке регистрации ошибок, информация от которого поступает также на счетчики импульсов. Эта информация представляет собой время работы системы по очистке смотровых приборов при движении по маршруту, время переключений передач в процессе отработки упражнения, время пользования рычагами управления, педалями сцепления и тормоза и т.д. С выходов счетчиков электрические сигналы поступают в накопитель информации. По сигналу окончания отработки упражнения, подаваемому с пульта на вычислительный блок, цифровая информация о времени выполнения обучаемым действий из накопителя и времени выполнения упражнения с пульта поступает в сумматор. Далее информация об интенсивности деятельности обучаемого проходит в блок сравнения. Исходная информация, заложенная в задатчике, сравнивается с текущей и в виде соотношения текущего значения интенсивности деятельности к исходному выдается на индикатор, а затем на пульт управления. Тренажер обеспечивает повышение эффективности качества обучения. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Тренажер для обучения механика-водителя бронированной гусеничной машины, содержащий блок имитации визуальной обстановки, выходы которого соединены с входом блока считывания топограмм, первым входом блока моделирования динамики движения и первым входом пульта управления инструктора, второй вход которого соединен с выходом блока моделирования динамики движения, подключенного вторым входом к выходу блока считывания топограмм, электропривод колебательного движения кабины, соединенный входом со вторым выходом блока моделирования динамики движения блок регистрации ошибок, отличающийся тем, что в него введен блок датчиков контроля положения органов управления, вход которого соединен с первым выходом пульта управления инструктора, первым выход имеет электрическую связь с третьим входом блока моделирования динамики движения, второй выход - с входом блока регистрации ошибок, а третий-шестой выходы соединены с входами счетчиков импульсов, выходы которых имеют электрическую связь с входами накопителя информации, к выходу которого подключен первый вход вычислительного блока, блок сравнения, включенный между выходами задатчика интенсивности деятельности обучаемого и сумматора, подключенного входами к второму выходу пульта управления инструктора и выходу вычислительного блока, второй вход которого соединен с третьим выходом пульта управления инструктора.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к тренажерам для обучения механика-водителя бронированной гусеничной машины.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является кинотренажер (см. Изделие ТТВ-172. "Техническое описание и инструкция по эксплуатации". -М. : Воениздат, 1977, с. 10-12, 33- 35), содержащий кинопроектор, выходы которого соединены с входом блока считывания топограмм, первым входом блока моделирования динамики движения и первым входом пульта управления инструктора, второй вход которого соединен с выходом блока моделирования движения, подключенного вторым входом к выходу блока считывания топограмм, электрогидропривод колебательного движения кабины, соединенный входом с вторым выходом блока моделирования динамики движения, и блок регистрации ошибок.

Недостатком известного кинотренажера является его возможность только с помощью блока регистрации ошибок объективно оценить деятельность обучаемого и уровень его профессиональной подготовленности в данный момент времени. Кроме того, как показывает практика, в ходе обучения инструктор кинотренажера не в состоянии воспринять, переработать и отреагировать на огромный поток информации, поступающей на него во время тренировок обучаемых на кинотренажерах. К тому же, оценка правильности действий обучаемого инструктором является субъективной, так как зависит от личного опыта инструктора и его интуиции.

Такое положение привело к недостаточному качеству подготовки обучаемых, которое проявляется в том, что большинство обучаемых в период подготовки приобретают навык вождения, не достаточный для уверенного самостоятельного управления бронированной гусеничной машиной.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности качества обучения путем создания тренажера, устраняющего недостатки блока регистрации ошибок в известных конструкциях тренажеров типа ТТВ, система объективного контроля которого обеспечивала бы высокую точность оценки деятельности обучаемого.

Поставленная задача решается путем введения в известное устройство тренажера ТТВ-172 блока датчиков контроля положения органов управления, вход которого соединен с первым выходом пульта управления инструктора, а первый выход имеет электрическую связь с третьим входом блока моделирования динамики движения, второй вход - с входом блока регистрации ошибок, третий - шестой выходы соединены с входами счетчиков импульсов, выходы которых имеют электрическую связь с входами накопителя информации, подключенным к его выходу первым входом вычислительным блоком, сумматором, блоком сравнения, задатчиком интенсивности деятельности обучаемого и выходом сумматора, подключенного входами к второму выходу пульта управления инструктора и выходу вычислительного блока, второй вход которого соединен с третьим выходом пульта управления инструктора.

На чертеже представлена блок-схема предлагаемого тренажера.

Тренажер содержит блок 1 моделирования динамики движения; блок 2 имитации визуальной обстановки; блок 3 считывания топограмм; блок 4 датчиков положения органов управления; пульт 5 управления инструктора; электропривод 6 качания кабины и блок 7 регистрации ошибок.

Для повышения точности оценки деятельности обучаемого добавлены электрические счетчики 8-11 импульсов датчиков использования органами управления; накопитель 12 информации; вычислительный блок 13; сумматор 14; блок 15 сравнения; задатчик 16 интенсивности деятельности обучаемого и индикатор 17.

Тренажер работает следующим образом.

Перед началом отработки упражнения инструктор в задатчик 16 интенсивности деятельности обучаемого устанавливает значение скорости переработки информации, соответствующее эталонному. В качестве показателя, характеризующего интенсивность деятельности обучаемого, например, по очистке смотровых приборов может быть принято время работы системы очистки. Если необходимость системы очистки приборов отсутствует, то время работы системы очистки равно нулю. Доля времени работы средств очистки в общем времени по маршруту характеризует интенсивность деятельности обучаемого при ухудшении условий видимости через смотровые приборы.

В момент "трогания" машины с места в пульте 5 инструктора начинается отсчет времени движения по маршруту (отработки упражнения). В процессе движения обучаемого по маршруту в блок 1 моделирования динамики движения поступают сигналы, соответствующие профилю местности, от блока 2 имитации визуальной обстановки через блок 3 считывания топограмм, скорости движения от блока 4. Преобразованные сигналы от блока 1 поступают в блок 2 имитации визуальной обстановки, управляя скоростью представления информации дорожной обстановки, и в электропривод 6 качания кабины, управляя ее колебаниями.

Текущая информация о деятельности обучаемого отображается на пульте 5 инструктора и блока 7 регистрации ошибок. В то же время информация от блока 4 поступает и на счетчики 8-11. Эта информация представляет собой, например, время работы системы по очистке смотровых приборов при движении по маршруту, время переключений передач в процессе отработки упражнения, время пользования рычагами управления, педалями сцепления и тормоза и т.д. С выходов счетчиков 8-11 импульсов электрические сигналы поступают на накопитель 12 информации. По сигналу окончания отработки упражнения, подаваемому с пульта 5 инструктора, на вычислительный блок 13 цифровая информация о времени выполнения обучаемым действий накопителя 12 информации и времени выполнения упражнения (движения по маршруту) с пульта 5 управления инструктора поступает в сумматор 14, откуда информация об интенсивности деятельности обучаемого проходит в блок 15 сравнения. Исходная информация, заложенная в задатчике 16, сравнивается с текущей и в виде соотношения текущего значения интенсивности деятельности к исходному выдается на индикатор 17, а затем на пульт 5 управления инструктора. В результате этого инструктор делает вывод о необходимости интенсифицировать деятельность обучаемого или, наоборот, о чем он выдает соответствующие рекомендации.

Предлагаемый тренажер может найти применение при модернизации существующих тренажеров типа ТТВ с целью повышения эффективности обучения путем повышения точности оценки деятельности обучаемого.

Класс G09B9/04 наземными 

способ контроля отката транспортного средства -  патент 2527596 (10.09.2014)
автобусный тренажер -  патент 2467400 (20.11.2012)
бортовой тренажер вождения гусеничной машины -  патент 2433483 (10.11.2011)
тренажер для обучения машинистов локомотива -  патент 2430427 (27.09.2011)
способ фиксации ошибок перемещения автомобиля на автодроме -  патент 2416124 (10.04.2011)
динамический тренажер вождения гусеничной машины -  патент 2410756 (27.01.2011)
динамический тренажер вождения гусеничной машины -  патент 2396604 (10.08.2010)
танковый тренажер -  патент 2355040 (10.05.2009)
устройство для обучения эвакуации машин -  патент 2324981 (20.05.2008)
тренажер транспортного средства -  патент 2320022 (20.03.2008)
Наверх