способ получения ароматических углеводородов и высококачественного моторного топлива

Классы МПК:C10G69/02 только из нескольких последовательных ступеней
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Нефтехим",
Открытое акционерное общество "Салаватнефтеоргсинтез"
Приоритеты:
подача заявки:
1996-03-12
публикация патента:

Изобретение может быть использовано в нефтехимии. Жидкие продукты пиролиза подвергают гидростабилизации и разделению на фракции: 35 - 62, 62 - 105 и 105 - 190oC. Фракцию 62 - 105oC отдельно или в смеси с выкипающей в пределах 62 - 110oC бензол-толуольной фракцией продуктов риформинга с содержанием последней в смеси до 90 мас.% подвергают последовательно гидрообессериванию, избирательному гидрокрекингу и изомеризации, доочистке и экстракции с выделением бензола, толуола и высокооктанового неароматического концентрата. Фракции 35 - 62 и 105 - 190°С смешивают с неароматическим концентратом в оптимальном соотношении с получением высококачественного моторного топлива. Изобретение позволяет расширить ассортимент и увеличить выход целевой продукции, получить моторное топливо высокого качества с содержанием ароматических углеводородов ниже 45 мас.%, в том числе бензола ниже 0,2 мас.%. 5 з.п.ф-лы, 9 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9

Формула изобретения

1. Способ получения ароматических углеводородов и высококачественного моторного топлива из жидких продуктов пиролиза, включающий разделение, гидростабилизацию при температуре 70 - 175oC, давлении 3,5 - 5,0 Мпа на содержащем благородный металл VIII группы на термостойком носителе катализаторе, отличающийся тем, что гидростабилизации подвергают исходное сырье с последующим разделением полученных продуктов на три, выкипающие в пределах 35 - 62, 62 - 105 и 105 - 190oC фракции, среднюю фракцию отдельно или в смеси с выкипающей в пределах 62 - 110oC фракцией продуктов риформинга с массовым содержанием последней в смеси до 90% подвергают последовательно гидрообессериванию, избирательному гидрокрекингу и гидроизомеризации, доочистке с последующей экстракцией и выделением бензола, толуола и неароматического концентрата, который смешивают с гидростабилизированными фракциями 35 - 62 и 105 - 190oC продуктов пиролиза в массовом соотношении 0,2 - 0,7368 : 0,0722 - 0,28 : 0,191 - 0,52 с получением высококачественного моторного топлива.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве исходного сырья используют выкипающую в пределах 35 - 190oC фракцию жидких продуктов пиролиза.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что гидростабилизацию проводят на катализаторе состава, мас.%:

Pt и/или Pd в сульфидной форме - 0,1 - 0,6

Оксид al или смесь оксидов B и al в массовом соотношении 0,02 - 0,12 : 0,98 - 0,88 - До 100

при скорости подачи сырья 1 - 6 ч-1, подаче водородсодержащего газа 100 - 300 нм3м3 сырья.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что гидрообессеривание гидростабилизированной фракции 62 - 105oC отдельно или в смеси с фракцией 62 - 110oC продуктов риформинга проводят при температуре 280 - 420oC, давлении 1,5 - 4,0 Мпа, подаче сырья 1,0 - 8,0 ч-1, подаче циркуляционного водородсодержащего газа 300 - 1500 нм33 сырья на катализаторе состава, мас.%:

Оксид Co и/или Ni - 2,0 - 7,0

Оксид Mo - 6,5 -16,0

Оксид al - До 100

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что избирательный гидрокрекинг и гидроизомеризацию проводят при температуре 280 - 420oC, давлении 1,5 - 4,0 Мпа, подаче сырья 1,0 - 8,0 ч-1, подаче циркуляционного водородсодержащего газа 300 - 1500 нм33 сырья на катализаторе состава, мас.%:

Оксид Mo или смесь оксидов Mo и Ni в массовом соотношении 1,5 - 5,0:1 - 6,0 - 16,0

Цеолит типа ZSM-5 в водородной или водородно-натриевой форме со степенью обмена ионов водорода на ионы металла 2 - 20%, с силикатным модулем 20 - 100 - 20 - 70

Термостойкое связующее (смесь оксидов B и al в массовом соотношении 0,02 - 0,12 : 0,98 - 0,88) - До 100

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что каталитическую доочистку проводят при температуре 150 - 290oC, давлении 1,5 - 4,0 Мпа, объемной скорости подачи сырья 1,0 - 8,0 ч-1, подаче циркуляционного водородсодержащего газа 300 - 1500 нм33 сырья на катализаторе состава, мас.%:

Pt и/или Pd - 0,05 - 0,6

Оксид al - До 100

Описание изобретения к патенту

Способ получения ароматических углеводородов и высококачественного моторного топлива относится к процессам переработки жидких продуктов пиролиза и может быть использован на предприятиях нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.

Известен способ переработки жидких продуктов пиролиза в бензол - процесс "Пиротол" (Справочник нефтехимика, т. 1, Л., "Химия", 1978 г., с. 113) путем гидрирования, гидрообессеривания, гидрокрекинга неароматических углеводородов и деалкилирования алкилароматических углеводородов. Недостатками этого способа являются:

- низкий ассортимент получаемых ценных продуктов - только бензол;

- неквалифицированное использование ценных неароматических углеводородов C6-C7, содержащихся в бензол-толуольной фракции жидких продуктов пиролиза (БТФ ЖПП) и превращаемых при диалкилировании в малоценный газ, в основном в метан;

- высокие потери бензола (2,7% мас.) за счет протекания на стадии деалкилирования реакций уплотнения и гидрокрекинга ароматических колец.

Наиболее близким по технической сущности является процесс переработки пироконденсата "ВНИИОлефин-ИГИ-ВНИИОС-БАШГИПРОнефтехим (Справочник нефтехимика, т.1, Л., "Химия", 1978., с. 108-110), включающий стадию предварительной ректификации пироконденсата с выделением фракции НК-70oC, бензол-толуол-ксилольной фракции (БТК-фракции) 70-150oC и остатка 150oC-КК, гидростабилизацию, гидроочистку и деалкилирование БТК-фракции, доочистку и ректификацию с выделением бензола.

Фракцию НК-70oC используют или в качестве сырья для химии или после дополнительной гидростабилизации в качестве компонента автобензина, а фракцию выше 150oC используют в качестве сырья для получения технического углерода или в качестве компонента котельного топлива.

Недостатками способа-прототипа являются:

- неквалифицированное использование ценных углеводородов C6-C7, входящих в состав бензольной фракции жидких продуктов пиролиза (ЖПП), превращаемых в условиях деалкилирования в малоценный газ, в основном в метан;

- высокие (от 2 до 5% мас.) потери бензола за счет протекания в условиях деалкилирования реакций уплотнения;

- низкий ассортимент получаемых ценных готовых продуктов (только бензол) и получение с выходом ~55% мас. на сырье низкокачественных побочных продуктов.

Предлагаемый способ получения ароматических углеводородов и высококачественных моторных топлив осуществляют путем гидростабилизации выкипающей в пределах 35-190oC фракции продуктов пиролиза при температуре 70-175oC и давлении 3,5-5,0 МПа на содержащем благородный металл VIII группы термостойком носителе-катализаторе. Продукты гидростабилизации подвергают разделению с выделением выкипающих в пределах 35-62oC, 62-105oC и 105-190oC фракций. Первую и третью фракции используют для приготовления высококачественного моторного топлива.

Фракцию 62-105oC отдельно или в смеси с выкипающей в пределах 62-110oC продуктов риформинга с массовым содержанием в смеси до 90% подвергают последовательно в реакторах проточного типа гидрообессериванию, избирательному гидрокрекингу и гидроизомеризации, доочистке от примесей непредельных и сернистых соединений и последующей экстракции с выделением товарных бензола и толуола и неароматического концентрата.

Фракции 35-62oC, 105-190oC продуктов гидростабилизации ЖПП смешивают с неароматическим концентратом в массовом соотношении 0,0722-0,28 : 0,191-0,52 : 0,2 - 0,7368 с получением высококачественного моторного топлива.

Отличительными признаками предлагаемого способа являются: качество исходного сырья, разделение продуктов гидростабилизации на три фракции, условия переработки этих фракций, получение высококачественного дополнительного целевого продукта.

Предлагаемый способ позволяет вовлекать в процесс дополнительное сырье, расширить ассортимент ценной продукции и увеличить ее выход на исходное сырье, получать в качестве высококачественного целевого продукта моторное топливо высокого качества с содержанием ароматических углеводородов ниже 45% мас. , в том числе наиболее вредного компонента - бензола - менее 0,2% мас. Предлагаемый способ позволяет квалифицированно использовать неароматическую часть фракции 62-105oC продуктов пиролиза.

Способ осуществляют следующим образом.

Выкипающую в пределах 35-190oC фракцию жидких продуктов пиролиза подвергают гидростабилизации при температуре 70-175oC, давлении 3,5-5 МПа, объемной скорости подачи сырья 1-6 ч-1, подаче ВСГ (водородсодержащего газа) 100-300 нм33 сырья в реакторе проточного типа на катализаторе состава, % мас.:

Pt и/или Pd в сульфидной форме - 0,1-0,6

оксид алюминия или смесь оксидов B и Al в массовом соотношении 0,02-0,12 : 0,98 : 0,88 - До 100

Продукты гидростабилизации разделяют на выкипающие в пределах 35-62oC, 62-105oC и 105-190oC фракции. Первую и третью используют для приготовления моторного топлива. Фракцию 62-105oC отдельно или в смеси с выкипающей в пределах 62-110oC фракцией продуктов риформинга с массовым содержанием последней в смеси до 90% мас. подвергают последовательно в реакторах проточного типа гидрообессериванию, избирательному гидрокрекингу и гидроизомеризации, доочистке от микропримесей непредельных и сернистых соединений.

Гидрообессеривание осуществляют при температуре 280-420oC, давлении 1,5-4,0 МПа, подаче сырья 1,0-8,0 ч-1, подаче циркуляционного ВСГ 300-1500 нм33 сырья на катализаторе состава, % мас.:

оксид Co и/или Ni - 2,0-7,0

оксид Mo - 6,5-16,0

оксид Al - До 100

Избирательный гидрокрекинг и гидроизомеризацию проводят при температуре 280-420oC, давлении 1,5-4,0 МПа, подаче сырья 1,0-8,0 ч-1, подаче циркуляционного ВСГ 300-1500 нм33 сырья на катализаторе состава, % мас.:

оксид Mo или смесь оксидов Mo и Ni в массовом соотношении 1,5-5,0 : 1 - 6,0-16,0

цеолит типа ZSM-5 в водородной или водородонатриевой форме со степенью обмена ионов водорода на ионы металла 2-20% с силикатным модулем 20-100 - 20-70

термостойкое связующее (смесь оксидов B и Al в массовом соотношении 0,02-0,12:0,98-0,88) - До 100

Каталитическую доочистку проводят при температуре 150-290oC, давлении 1,5-4,0 МПа, подаче сырья 1,0-8,0 ч-1, подаче циркуляционного ВСГ 300-1500 нм33 сырья на катализаторе состава, % мас.:

Pt и/или Pd - 0,05-0,6

оксид Al - До 100

Гидрогенизат доочистки подвергают экстракции, после чего выделяют товарные бензол и толуол и высокооктановый неароматический концентрат.

Гидростабилизированные фракции продуктов пиролиза 35-62oC и 105-190oC смешивают с неароматическим концентратом в массовом соотношении 0,0722-0,28 : 0,191-0,52 : 0,2-0,7368 с получением высококачественного экологически чистого моторного топлива с содержанием ароматических углеводородов ниже 45% мас., в том числе наиболее вредного компонента - бензола менее 0,2% мас.

В получаемые моторные топлива могут вводиться добавки кислородсодержащих соединений (например, спирты и эфиры) и другие компонентов, не ухудшающие качество моторного топлива.

Часть гидростабилизированной фракции 105-190oC отдельно или в смеси с толуолом или толуолсодержащей фракцией в качестве дополнительного сырья может подвергаться гидроочистке и диалкилированию в условиях способа-прототипа с получением бензола.

Предлагаемый способ иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1.

Фракцию продуктов пиролиза качества, приведенного в таблице 1, подвергают гидростабилизации в условиях, отраженных в таблице 2, и разделению на три фракции качества согласно таблице 3. Фракцию 62-105oC подвергают последовательно гидрообессериванию, избирательному гидрокрекингу и гидроизомеризации, доочистке в условиях, отраженных в таблицах 4-6. Гидрогенизат подвергают экстракции и разделению с получением бензола, толуола и неароматического концентрата качеств, приведенных в таблице 7.

Гидростабилизированные фракции 35-62oC и 105-190oC продуктов пиролиза смешивают с неароматическим концентратом в массовом соотношении 0,28:0,52: 0,20 с получением моторного топлива качества, приведенного в таблице 8.

Пример 2.

Фракцию 35-190oC продуктов пиролиза качества, приведенного в таблице 1, подвергают гидростабилизации в условиях согласно таблице 2 и разделению с получением фракций качеств, приведенных в таблице 3. Фракцию 62-105oC смешивают с фракцией 62-110oC продуктов риформинга качества сообразно таблице 1 с содержанием последней в смеси 10% мас., после чего смесь подвергают последовательно гидрообессериванию, избирательному гидрокрекингу и гидроизомеризации, доочистке в условиях, приведенных в таблицах 4-6. Гидрогенизат подвергают экстракции и разделению с выделением бензола, толуола и неароматического концентрата качеств, отраженных в таблице 7.

Гидростабилизированные фракции 35-62oC и 105-190oC продуктов пиролиза смешивают с неароматическим концентратом в массовом соотношении 0,24:0,48: 0,28 с получением моторного топлива качества, приведенного в таблице 8.

Пример 3.

Исходную фракцию 35-190oC продуктов пиролиза качества (см. в таблице 1) подвергают гидростабилизации в приведенных в таблице 2 условиях и разделению с получением фракций качеств, отраженных в таблице 3. Фракцию 62-105oC смешивают с фракцией 62-110oC продуктов риформинга приведенного в таблице 1 качества с содержанием последней в смеси 50% мас. Смесь подвергают последовательно гидрообессериванию, гидрокрекингу и гидроизомеризации, доочистке в условиях, приведенных в таблицах 4-6. Гидрогенизат подвергают экстракции и разделению с получением бензола, толуола и неароматического концентрата качеств, отраженных в таблице 7.

Гидростабилизированные фракции 35-62oC и 105-190oC продуктов пиролиза смешивают с неароматическим концентратом в массовом соотношении 0,28:0,52: 0,20 с получением моторного топлива качества, приведенного в таблице 8.

Пример 4

Исходную фракцию 35-190oC продуктов пиролиза, приведенного в таблице 1 качества, подвергают гидростабилизации в отраженных в таблице 2 условиях и разделению с получением фракций качеств, приведенных в таблице 3.

Фракцию 62-105oC продуктов пиролиза смешивают с фракцией 62-110oC продуктов риформинга, приведенного в таблице 1 качества, при массовом содержании последней в смеси 90%. Смесь подвергают последовательно гидрообессериванию, гидрокрекингу и гидроизомеризации, доочистке в отраженных в таблицах 4-6 условиях. Гидрогенизат подвергают экстракции и разделению с получением бензола, толуола и неароматического концентрата качеств, приведенных в таблице 7.

Гидростабилизированные фракции 35-62oC и 105-190oC продуктов пиролиза смешивают с неароматическим концентратом в массовом соотношении 0,0722: 0,1910: 0,7368 с получением моторного топлива качества, приведенного в таблице 8.

Пример 5.

Способ осуществляют по примеру 3 с той разницей, что к полученному топливу добавляют 10% (в расчете на смесь) метилтетрабутилового эфира с получением моторного топлива качества, приведенного в таблице 8.

Пример 6.

Способ осуществляют по примеру 3 с той разницей, что неиспользованную часть (7% мас. на исходную фракцию 35-190oC ЖПП) гидростабилизированной фракции 105-190oC подвергают последовательно гидроочистке, гидродеалкилированию и разделению с получением бензола по способу-прототипу.

Условия гидроочистки:

Катализатор состава, % мас.:

оксид молибдена - 12

оксид никеля - 4,1

оксид алюминия - До 100

температура, oC - 330

давление, МПа - 4,0

подача сырья, ч-1 - 1,0

подача ВСГ, нм33 - 1000.

Условия деалкилирования:

температура, oC - 680

давление, МПа - 2,5

подача сырья, час-1 - 0,5

подача ВСГ, нм33 - 1000

Качество полученного бензола приведено в таблице 7.

Как показывают приведенные примеры 1-6, предлагаемый способ позволяет расширить ассортимент получаемой готовой продукции. Кроме бензола, можно также получать толуол и высококачественное моторное топливо, удовлетворяющее перспективным требованиям, предъявляемым к экологически чистым автобензинам по содержанию ароматических углеводородов (17,7-44,9% мас. против не выше 30-40% мас. ), в том числе самого вредного компонента - бензола (0,24-0,4% мас. против не выше 1% мас.) и серы (0,006-0,02% мас. против не более 0,01% мас.).)

Кроме того, предлагаемый способ позволяет увеличить выход целевой продукции на исходную фракцию жидких продуктов пиролиза с 45% мас. (прототип) до 53,9-383,0% мас. (таблица 9).

Класс C10G69/02 только из нескольких последовательных ступеней

обработка посредством гидроочистки и депарафинизации для улучшения температуры замерзания топлива для реактивных двигателей -  патент 2513992 (27.04.2014)
способ гидрообработки в кислой среде для производства базовых смазочных масел -  патент 2513105 (20.04.2014)
способ получения олефиновых мономеров из биологических масел -  патент 2493141 (20.09.2013)
способ получения средних дистиллятов гидроизомеризацией и гидрокрекингом тяжелой фракции, выделяемой из смеси, получаемой синтезом фишера-тропша -  патент 2469069 (10.12.2012)
способ гидрирования олефинов и кислородсодержащих соединений в составе синтетических жидких углеводородов, полученных по методу фишера-тропша, и катализатор для его осуществления -  патент 2446136 (27.03.2012)
способ получения средних дистиллятов гидроизомеризацией и гидрокрекингом сырья, поступающего с процесса фишера-тропша, использующий многофункциональный защитный слой -  патент 2419650 (27.05.2011)
способ десульфуризации углеводородов -  патент 2402594 (27.10.2010)
последовательность процессов гидроконверсии и конверсии с водяным паром с целью оптимизации получения водорода на разрабатываемых месторождениях -  патент 2395562 (27.07.2010)
способ изомеризации исходного сырья, содержащего бензол, и установка для его осуществления -  патент 2374216 (27.11.2009)
способ снижения содержания бензола в бензиновых фракциях -  патент 2322478 (20.04.2008)
Наверх