способ снижения последствий аварийной ситуации на реке

Классы МПК:E02B3/00 Строительные работы, связанные с регулированием и использованием рек, течений, морских побережий и тп
E02B15/02 очистка от льда
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Таланов Борис Петрович
Приоритеты:
подача заявки:
1999-05-25
публикация патента:

Изобретение относится к области гидротехники и касается снижения или устранения последствий, возможных на равнинных реках от ледовых заторов, наводнений. В способе снижения последствий аварийной ситуации на реке, включающем силовое воздействие на водную массу, в водной среде ниже возможного годового уровня воды закрепляют реверсивные электрические двигатели с гребным винтом, а силовое воздействие оказывают перемещением водной массы гребным винтом. Способ универсален благодаря силовому воздействию на лед или водную массу, осуществляемому перемещением водной массы гребным винтом реверсивного двигателя электрического типа.

Формула изобретения

Способ снижения последствий аварийной ситуации на реке, включающий силовое воздействие на водную массу, отличающийся тем, что в водной среде ниже возможного годового уровня воды закрепляют реверсивные электрические двигатели с гребным винтом, а силовое воздействие оказывают перемещением водной массы гребным винтом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к снижению или устранению последствий, возможных на равнинных реках от ледовых заторов, наводнения. Каждую весну, когда начинается интенсивное таяние льда и снежных покровов, происходит переполнение рек с частичным разрушением ледового покрова, образованием ледовых заторов, которые играют роль дамбы и удерживают водную массу с переполнением выше затора. Водная среда наполняется и от заторов, причем в виде водяного вала, который опасен для нижерасположенных сооружений. Все эти процессы переходят один в другой плавно или с аварийными последствиями.

Общим способом борьбы с этими явлениями является набор водной массы при переполнении русла в хранилища, но они ограничены по своей емкости и могут принять не более 50% массы "лишней" воды по европейской части России. Такие же сложности вызывают заторы при ледоходе, и с ними борются взрывами вдоль русла (сообщение со съемками на НТВ 23.05.99 год).

Недостатками такого способа являются:

- возможность образования затора ниже по течению из-за движения значительной массы льда,

- разрушение зимних ям, в которых зимовала рыба, а также нерестилищ рыбы,

- нарушение профиля реки от воздействия взрывной волны,

- резкое повышение расхода водной массы с последующей опасностью наводнения.

Задачей технического решения является устранение ледовых заторов и наводнений при интенсивном таянии льда и снежных покрытий.

Технический результат достигается тем, что в водной массе ниже возможного годового уровня воды закрепляют реверсивные электрические двигатели с гребным винтом, а силовое воздействие на водную массу оказывают ее перемещением гребным винтом.

Пояснения к способу.

1. Электрические двигатели закрепляют на стойках ниже уровня воды и льда в зимнее время. Двигатели серийно выпускаются герметичными, и уплотняется только вал двигателя, который вращается. Двигатели имеют постоянную электрическую связь с общей системой энергопитания через аппаратуру регулирования и реверса. Двигатели установлены стационарно на стойках, и их местоположение не должно мешать судоходству на данной реке. Для этого двигатели могут быть размещены со смещением относительно русла, где осуществляется движение судов, а летом двигатели обозначают вешками. Ресурсы двигателей рассчитаны на многомесячную и годовую эксплуатацию в непрерывном режиме. Так как в данном случае двигатель эксплуатируется только в период паводка и ледохода, то он может быть использован многие десятилетия. Поэтому затраты на электрические двигатели, отнесенные к одному году, незначительны по сравнению с ущербом от заторов, которые прерывают связь и активную жизнь прибрежных поселков и, как правило, не обходятся без человеческих жертв.

2. Процессы, которые протекают при включенном двигателе, следующие.

2-1. При потеплении для устранения заторов и сброса части излишков водной массы двигатели реверсивно включают. Когда водную массу перемещают вверх по течению, происходит силовое воздействие на ледовый покров в виде распределенной нагрузки. Это приведет к разрушению ледового покрова при его вспучивании и отрыву от береговой линии. Фактически ледовый покров, с точки зрения прочностных воздействий, является мембраной, на которую воздействует распределенная нагрузка. Величина распределенной нагрузки будет определяться только производительностью двигателей. Например, при равенстве расхода при отключенных двигателях и движении водной массы под воздействием гребного винта водная масса приобретет почти нулевую скорость и, поступающая вода будет оказывать силовое воздействие на ледовый покров снизу, и очень значительное по сумме. Даже при величине 0,1 ати давление на 1 м2 составит 1000 кг.

Разрушающее воздействие будет и ниже двигателей, так как отток водной массы приведет к провисанию ледового покрова над водой за счет собственной массы, которая будет также представлять распределенную нагрузку, причем большего значения, чем выше двигатели.

2-2. Если теперь изменить направление вращения гребного винта, то ниже по течению будет воздействие снизу на ледовый покров, а выше по течению будет наблюдаться провисание.

Если периодически менять вращение гребного винта, то на ледовый покров будет воздействовать знакопеременная нагрузка, которая более разрушительна, чем постоянная нагрузка.

2-3. На затор воздействие такое же и таким же механизмом разрушения его. Если процесс разрушения начат с упреждением по таянию, то сплав льда пройдет спокойно и не будет чрезмерного переполнения русла от таяния льда.

2-4. После сгона основной массы льда масса водная будет увеличиваться за счет таяния снега. Для снижения возможного наводнения перемещают водную массу вниз по течению вращением винта гребного. Это приводит к росту скоростного напора и, следовательно, расхода водной массы вниз по течению.

2-5. Даже в летнее время возникают аварийные ситуации из-за длительных и обильных осадков (Австрия, Германия, май 1999 г). Данный способ позволяет бороться и с такими летними явлениями.

2-6. Двигатели должны крепиться на стойках-сваях, чтобы избежать заиливания.

Таким образом, способ является универсальным для борьбы с проявлениями природы, которые приводят к аварийным ситуациям: наводнения, ледовые заторы, последствия ливней, причем просто и недорого по сравнению с потенциальными убытками от бедствий.

Причем, разворот лопастей гребного винта позволяет охватить значительную площадь водной массы и она может быть увеличена за счет увеличения угла разворота лопасти и направляющими водного потока.

Класс E02B3/00 Строительные работы, связанные с регулированием и использованием рек, течений, морских побережий и тп

защитная система для береговой линии -  патент 2529741 (27.09.2014)
способ размещения вертикальных скважин для перехвата загрязненного потока из накопителей -  патент 2528491 (20.09.2014)
успокоитель волн -  патент 2528447 (20.09.2014)
модульная берегозащитная конструкция -  патент 2528191 (10.09.2014)
система препятствий с переменной конфигурацией для русла реки -  патент 2527292 (27.08.2014)
противооползневое сооружение комбинированной конструкции -  патент 2527034 (27.08.2014)
гаситель морских волн -  патент 2527030 (27.08.2014)
способ водоснабжения дражных работ -  патент 2524828 (10.08.2014)
цунами-гаситель -  патент 2524814 (10.08.2014)
способ соединения гибких листов противофильтрационного экрана из отходов полиэтилена -  патент 2524378 (27.07.2014)

Класс E02B15/02 очистка от льда

Наверх