шлейфовая антенна

Классы МПК:H01Q9/32 с вертикальным расположением элементов
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Конструкторское бюро "Связьморпроект"
Приоритеты:
подача заявки:
1998-07-01
публикация патента:

Изобретение относится к антенной технике и может быть использовано на подвижных объектах, например на суднах. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности антенны и уровня ее согласования с генератором путем настройки антенны, обеспечение безопасности личного состава. Заявляемая антенна включает в себя основной вертикальный провод, возбуждаемый в основании генератором, второй вертикальный провод, заземленный в основании на корпус объекта, и горизонтальный провод, соединенный с вертикальными проводами гальваническими контактами. В горизонтальный провод включена изоляционная вставка, а основной вертикальный провод и примыкающий к нему участок горизонтального провода покрыты диэлектрической оболочкой. Место включения изоляционной вставки выбрано так, что сумма электрических длин основного вертикального провода и примыкающего к нему участка горизонтального провода была равна четверти длины волны. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Шлейфовая антенна, включающая в себя возбуждаемый генератором основной вертикальный провод, заземленный второй вертикальный провод и горизонтальный провод, соединенный с вертикальными проводами гальваническими контактами, отличающаяся тем, что в горизонтальный провод включена изоляционная вставка, делящая этот провод на два неравных участка, а основной вертикальный провод и примыкающий к нему участок горизонтального провода покрыты диэлектрической оболочкой, причем сумма электрических длин основного вертикального провода и примыкающего к нему участка горизонтального провода равна четверти длины волны.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к антенной технике и может быть использовано на подвижных объектах, например на судах.

Шлейфовые антенны известны - см. , например, книгу Г.Б. Резникова "Антенны летательных аппаратов", М.: Сов. Радио, 1967, гл. 7, с. 274 - 295. Один из широко используемых вариантов антенны приведен на рис 7.1,б (П-образная антенна). Эта антенна включает в себя (см. фиг. 1) возбуждаемый генератором основной вертикальный провод 1, заземленный второй вертикальный провод 2 и горизонтальный провод 3, соединенный с вертикальными проводами гальваническими контактами. При этом длина горизонтального провода, как правило, гораздо больше длины вертикальных проводов, т.е. длина антенны много больше ее высоты.

Аналогичная антенна описана в статье "Transmission-line missile antennas" (IRE Trans., v. ap - 8, 1960, N 1, p. 88-90, авторы King R.W.P, Harrison C. W. , Denton D.H.). Иногда такие антенны называют низкорасположенными или поручневыми.

Наиболее близким к изобретению по максимальному количеству сходных существенных признаков авторы считают шлейфовую антенну (см. Низкорасположенное кольцевое антенное устройство. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, 676-19.8496 ТО.), состоящую из двух шлейфовых излучателей, работающих на двух разных частотах, но возбуждаемых одним генератором.

В качестве шлейфовой антенны может быть использован обычный судовой поручень, возбуждаемый на одном из его концов (такие антенны иногда называют поручневыми). При этом длина поручня не равна половине длины волны, т.е. антенна является ненастроенной и поэтому имеет низкую эффективность. В этом ее основной недостаток.

Задача изобретения - повышение эффективности антенны и уровня ее согласования с генератором путем настройки антенны, обеспечение безопасности личного состава. Указанная задача решается таким образом, что в шлейфовой антенне, включающей в себя возбуждаемый генератором основной вертикальный провод, заземленный второй вертикальный провод и горизонтальный провод, соединенный с вертикальными проводами гальваническими контактами, согласно изобретению в горизонтальный провод включена изоляционная вставка, делящая этот провод на два неравных участка, а основной вертикальный провод и примыкающий к нему участок горизонтального провода покрыты диэлектрической оболочкой, причем сумма электрических длин основного вертикального провода и примыкающего к нему участка горизонтального провода равна четверти длины волны.

Сравнение предложенной антенны с прототипом показывает, что заявляемая антенна имеет новые признаки, т.е. техническое решение отвечает критерию "новизна".

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг. 1 представлена схема антенны - прототипа, на фиг. 2 - схема заявляемой антенны, на фиг. 3 - КБВ известных и предлагаемой антенн.

Заявляемая антенна включает в себя, как и антенна-прототип, основной вертикальный провод 1, возбуждаемый генератором, вертикальный провод 2, заземленный в основании на корпус объекта, и горизонтальный провод 3, соединенный с вертикальными проводами гальваническими контактами. В горизонтальный провод согласно изобретению включена изоляционная вставка 4, а основной вертикальный провод и примыкающий к нему участок горизонтального провода покрыты диэлектрической оболочкой 5.

Место включения изоляционной вставки выбрано так, чтобы сумма электрических длин основного вертикального провода и примыкающего к нему участка горизонтального провода была равна четверти длины волны. В этом случае антенна становится настроенной, а ее характеристики близки к характеристикам обычной Г-образной антенны на частоте первого последовательного резонанса. Таким образом, несмотря на малую геометрическую высоту, антенна имеет достаточно высокую эффективность и хорошо согласована с выходным сопротивлением генератора.

Диэлектрическая оболочка проводов антенны, находящихся под напряжением, позволяет обеспечить безопасность личного состава.

На фиг. 3 приведен КБВ в кабеле, нагруженном на известную шлейфовую антенну (кривая 1), предлагаемую антенну (кривая 2) и Г-образную антенну тех же размеров (кривая 3). Как видно из рисунка, уровень согласования предлагаемой антенны существенно выше, чем у шлейфовой антенны и несколько лучше, чем у Г-образной.

Предлагаемая антенна может найти широкое применение на подвижных объектах, например на судах. Простота ее конструкции и высокие электрические характеристики, а также минимальные требования к площади размещения антенны являются предпосылками для ее успешного внедрения.

Наверх