способ закрепления грунтов

Классы МПК:E01C3/04 подготовка оснований путем укрепления грунта 
E02D3/12 упрочнение грунта путем введения в грунт затвердевающих или порозаполняющих веществ
Автор(ы):, , , , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Москалина Федор Николаевич (UA),
Розенфельд Александр Александрович (RU),
Бейлин Яков Львович (RU),
Вавилов Юрий Николаевич (RU),
Храмчихин Алексей Михайлович (RU),
Горелов Юрий Иванович (RU),
Преснов Георгий Васильевич (RU),
Ногин Валерий Иванович (RU),
Еренков Сергей Иванович (RU),
Шуляев Василий Анатольевич (RU),
Москалина Иван Николаевич (UA),
Маркин Олег Георгиевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
1998-05-29
публикация патента:

Изобретение относится к области строительства, в частности к способам укрепления грунтов при возведении дорожных оснований. Способ заключается в смешивании местного грунта с наполнителем - брикетами, полученными прессованием смеси шлама химической водоочистки теплоэлектростанций с 10-15% цемента, и известковым вяжущим - обожженной смесью карбонатного шлама теплоэлектростанций с хлористым кальцием в количестве до 2% с последующим уплотнением до плотности 0,95-0,98 от максимальной. При этом соотношение местного грунта, брикетов и известкового вяжущего может быть как 6:3:1 - 4:3:1. Технический результат: способ позволяет по упрощенной и экономичной технологии производить закрепление грунтов и утилизировать шламы тепловых электростанций. 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения

1. Способ закрепления грунтов, преимущественно для дорожного строительства, путем смешивания местного грунта с наполнителем и известковым вяжущим с последующим уплотнением смеси, отличающийся тем, что в качестве наполнителя используют брикеты, полученные прессованием смеси шлама химической водоочистки теплоэлектростанций с 10 - 15% цемента, а в качестве известнякового вяжущего используют обожженную смесь карбонатного шлама теплоэлектростанций с хлористым кальцием в количестве до 2%, а уплотнение осуществляют до плотности 0,95 - 0,98 от максимальной.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что местный грунт, брикеты и известковое вяжущее смешивают в соотношении 6:3:1-4:3:1.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области строительства, в частности к способам укрепления грунта при возведении дорожных оснований.

Известен способ закрепления грунта посредством смешения его с цементом с последующим введением в их смесь поверхностно-активных добавок [1]. Недостатком этого способа является применение дефицитных материалов (цемента, эмульсий и др.) и высокая стоимость работ.

Известен способ закрепления грунтов, сущность которого состоит в том, что для закрепления грунта используется известковое вяжущее, включая золу-уноса и добавки. При этом в качестве добавок используется битумное вяжущее [2] . Недостатком этого способа является то, что он имеет повышенную трудоемкость и стоимость работ, а также не обеспечивает необходимых прочностных и деформативных характеристик закрепленного грунта.

Наиболее близким к заявляемому способу по технической сущности и достигаемому положительному эффекту является известковый способ (прототип) закрепления грунтов при возведении дорожных оснований, включающей смешивание местного грунта с природным мелом и известью с образованием вяжущей пуццоланового типа [3] . Недостаток известного способа состоит в том, что он не обеспечивает необходимых прочностных и деформативных характеристик закрепленного грунта.

Цель изобретения - повышение прочности и морозоустойчивости закрепленного грунта, а также обеспечение утилизации отходов химической водоочистки тепловых электростанций ТЭС в виде шламов.

Сущность предлагаемого способа закрепления грунта состоит в том, что смешивается местный грунт с наполнителями в виде брикетов размером, например, 20-70 мм и известковое вяжущее из карбонатных шламов с последующим уплотнением смеси до плотности 0,95-0,98 от максимальной.

Для изготовления брикетов, а также известкового вяжущего применяется мелкодисперсные карбонатные шламы, образующиеся как отходы при химической очистке воды на тепловых электростанциях. Примерный состав этих шламов следующий (%):

CaO - 51,1

MgO - 5,1

SiO2 - 2,1

Al2O3 - 0,22

Fe2O3 - 2,6

SO3 - 0,03

сера - 0,012

P2O5 - 0,06

TiO2 - 0,06

потери при прокаливании (ППП) - 40,0

Брикеты представляют собой скускованный материал строго определенной формы (кубический или в виде "лепешек") размером 20-50 мм и более. Брикеты получают из шлама химической водоочистки тепловых электростанций путем их прессования при оптимальной влажности с добавлением цемента до 10-15% и минерального порошка из высушенного и измельченного шлама ТЭС.

Характеристика твердых брикетов:

влажность 12-14%, плотность - 1,65 г/см3, прочность при сжатии не менее 90 кгс/см2 (9 МПа), насыпная масса 1,6 т/м3.

Известковое вяжущее получают из карботантных шламов ТЭС путем добавки до 2% хлористого кальция, их высушивании, измельчения и обжига при to не менее 850oC.

Предлагаемый способ закрепления грунтов осуществляется следующим образом.

Брикеты и известковое вяжущее подвозится к участку дороги, где закрепляется грунт. Далее с помощью дозатора и смесителя приготавливается смесь из местного грунта с брикетами и известковым вяжущим в определенных пропорциях в зависимости от требуемой прочности закрепленного грунта.

Затем смесь разравнивают по профилю дороги бульдозером или скрепером с обеспечением необходимой толщины слоя с последующим уплотнением слоя дорожным катком.

После уплотнения слоя участок дороги выдерживается во времени для обеспечения твердения и набора прочности слоя закрепленного грунта.

После выдержки участок дороги готов к эксплуатации.

В лабораторных условиях были проведены исследования состава смесей из грунта, брикетов и известкового вяжущего. Для этого в форму размером 300х300х300 мм насыпалась смесь и осуществлялось уплотнение ее давлением, аналогичным давлению от дорожного катка 8 до 20 кг/см2. После уплотнения и выдержки образцов во времени последние набирали прочность в зависимости от соотношения количества грунта, брикетов и известкового вяжущего.

Испытание образцов показало, что прочность закрепленного грунта колеблется от 15 до 50 кгс/см2.

Пример конкретного выполнения способа.

Предлагаемый способ опробован в Подмосковье при реконструкции участка дороги длиной 500 м. Работы проводились в летнее время года. Для закрепления участка дороги было использовано около 250 м3 брикетов и 100 м3 известкового вяжущего.

Непосредственно на месте приготавливалась смесь грунта, брикетов, известкового вяжущего в соотношении 5:3:1 частей по массе.

После смешивания смесь разравнивалась по профилю дороги слоем 250 мм и уплотнялась дорожным катком. После выдержки в течение 14-16 дней участок дороги начал эксплуатироваться. Наблюдения за участком дороги в течение года показали, что дорога нормально эксплуатируется, и на ней отсутствовали выбоины и разрушения.

Источники информации:

1. И. П.Баркавенко. Способ закрепления грунта. A.с.CCCP N 317752, МПК E 02 Д 3/14, 1971.

2. Вяжущее для закрепления грунта, состоящее из золы уноса 75-85o и известково-битумной пасты. А.с. СССР N 384974, МКЛ E 02 Д 3/14, 1973.

3. А.с. СССР N 1682439, кл. E 01 C 7/36, опубл. 07.10.91.

Класс E01C3/04 подготовка оснований путем укрепления грунта 

конструкция дорожной одежды -  патент 2528073 (10.09.2014)
способ осушения торфяных болот при строительстве взлетно-посадочных полос аэродромов -  патент 2527033 (27.08.2014)
композиция для устройства оснований дорожных одежд и других сооружений -  патент 2520118 (20.06.2014)
дорожная конструкция -  патент 2516603 (20.05.2014)
дорожная конструкция -  патент 2516408 (20.05.2014)
композиция для устройства дорожной одежды автодорог -  патент 2505638 (27.01.2014)
гибкая укрепляющая лента, используемая для армирования грунтовых сооружений -  патент 2503778 (10.01.2014)
способ закрепления грунта или фундамента -  патент 2503768 (10.01.2014)
способ возведения дорожной одежды -  патент 2495181 (10.10.2013)
способ строительства и укрепления автомобильных дорог -  патент 2493315 (20.09.2013)

Класс E02D3/12 упрочнение грунта путем введения в грунт затвердевающих или порозаполняющих веществ

Наверх