способ получения высокооктановых бензинов
Классы МПК: | C10L1/18 содержащие кислород C10L1/22 содержащие азот |
Автор(ы): | Кардаш А.Ф. |
Патентообладатель(и): | Кардаш Александр Филиппович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-07-20 публикация патента:
10.05.2000 |
Изобретение относится к нефтегазопереработке. Способ получения высокооктановых бензинов заключается в ведении в бензиновую фракцию смеси компонентов в следующем соотношении, мас.%: N-метиланилин 0,001 - 1,277, N,N-диметиланилин 0,001 - 0,182, анилин 0,001 - 0,078, спирт бензиловый 0,001 - 0,167, метилциклопентадиенилтрикарбонил марганца 0,001 - 0,065, толуол 0,1 - 10, бензиновая фракция остальное. Технический результат: обеспечение повышения октанового числа бензина до заданной величины при одновременном уменьшении энергозатрат. 1 з.п. ф-лы, 4 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Способ получения высокооктановых бензинов, заключающийся в введении дополнительных веществ в бензиновую фракцию, отличающийся тем, что в бензиновую фракцию дополнительно вводят смесь компонентов в следующем соотношении, мас.%:N-Метиланилин - 0,001 - 1,277
N,N-Диметиланилин - 0,001 - 0,182
Анилин - 0,001 - 0,078
Спирт бензиловый - 0,001 - 0,167
Метилциклопентадиенил-трикарбонил марганца - 0,001 - 0,065
Толуол - 0,1 - 10
Бензиновая фракция - Остальное
2. Способ получения высокооктановых бензинов по п.1, отличающийся тем, что вводят дополнительно метилтретбутиловый эфир 0,1 - 20 мас.%.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к нефтегазопереработке, конкретно к способу получения высокооктанового бензина и может быть использовано для повышения октанового числа автомобильных бензинов. Известен способ получения высокооктановых бензинов по патенту РФ N 2112013 МКИ6 G 10 G 50/00, C 07 C 2/12. Сущностью изобретения является способ получения высокооктановых бензинов путем контактирования олефинсодержащего C3 - C5 углеводородного сырья любой природы со сверхвысококремнеземным цеолитом, содержащим галлий, при температуре 300-400oC, давлении 0,1-0,5 МПа и объемной скорости подачи сырья от 1000 до 7000 ч-1. Указанный способ обладает существенными недостатками: он является достаточно энергоемким, обладает наличием отходов в виде легких и тяжелых фракций и не обеспечивает достаточно высокое октановое число. Известен способ получения бензина по патенту РФ N 2108367 МКИ6 C 10 G 59/00. Способ осуществляется путем каталитического риформинга прямогонной бензиновой фракции, последующего фракционирования части бензина каталитического риформинга с получением целевого продукта путем введения фракции бензина каталитического риформинга с алкилатом и бензином каталитического риформинга, отличающийся тем, что фракционированию подвергают 5-70 мас.% бензина каталитического риформинга, выделяют фракцию, выкипающую в интервале 110o - KK, которую затем смешивают с бензином каталитического риформинга и алкилатом в следующем соотношении, мас.%:Фракция 110oC - KK бензина каталитического риформинга - 10-50
Бензин каталитического риформинга - 10-70
Алкилат - До 100
Однако данный способ обладает существенными недостатками: он является достаточно энергоемким и не обеспечивает достаточно высокое октановое число. Техническая задача, решаемая изобретением, - обеспечение повышения октанового числа бензина до заданной величины при одновременном уменьшении энергозатрат. Указанная техническая задача решается тем, что в способе получения высокооктановых бензинов, заключающемся в введении дополнительных веществ в бензиновую фракцию, в нее дополнительно вводят смесь компонентов в следующем соотношении, мас.%:
N-Метиланилин - 0,001-1,277
N,N-Диметиланилин - 0,001-0,182
Анилин - 0,001-0,078
Спирт бензиловый - 0,001-0,167
Метилциклопентадиенилтрикарбонил марганца - 0,001-0,065
Толуол - 0,1-10
Бензиновая фракция - Остальное
Имеется вариант способа получения высокооктановых бензинов, отличающихся тем, что вводят дополнительно метилтретбутиловый эфир 0,1-20 мас.%. Автором разработана совокупность существенных отличительных признаков, необходимых и достаточных для однозначного положительного решения заявленной технической задачи. Заявленный способ осуществляется следующим образом. В качестве бензиновых фракций могут быть использованы прямогонный бензин, стандартный бензин и другие продукты, полученные на нефтегазовых установках с использованием всех видов фракций. В бензиновую фракцию дополнительно вводят смесь компонентов в следующем соотношении, мас.%:
N-Метиланилин - 0,001-1,277
N,N-Диметиланилин - 0,001-0,182
Анилин - 0,001-0,078
Спирт бензиловый - 0,001-0,167
Метилциклопентадиенилтрикарбонил марганца - 0,001-0,065
Толуол - 0,1-10
Бензиновая фракция - Остальное
Возможен вариант, когда в дополнение к вышеперечисленным компонентам вводят метилтретбутиловый эфир 0,1-20 мас.%. Предложенный способ может осуществляться как в заводских, так и в иных производственных помещениях, приспособленных для выполнения подобных работ. Пример 1. В бензиновую фракцию дополнительно вводят смесь компонентов в следующем соотношении, мас.%:
N-Метиланилин - 1,277
N,N-Диметиланилин - 0,182
Анилин - 0,078
Спирт бензиловый - 0,167
Метилциклопентадиенилтрикарбонил марганца - 0,065
Толуол - 10
Бензиновая фракция - Остальное
Пример 2. В бензиновую фракцию дополнительно вводят смесь компонентов в следующем соотношении, мас.%:
N-Метиланилин - 1,277
N,N-Диметиланилин - 0,182
Анилин - 0,078
Спирт бензиловый - 0,167
Метилциклопентадиенилтрикарбонил марганца - 0,001
Толуол - 0,1
Бензиновая фракция - Остальное
Пример 3. В бензиновую фракцию вводят смесь компонентов в следующем соотношении, мас.%:
N-Метиланилин - 1,277
N,N-Диметиланилин - 0,182
Анилин - 0,078
Спирт бензиловый - 0,167
Метилциклопентадиенилтрикарбонил марганца - 0,065
Толуол - 0,1
Метилтретбутиловый эфир - 0,1
Бензиновая фракция - Остальное
Пример 4. В бензиновую фракцию вводят смесь компонентов в следующем соотношении, мас.%:
N-Метиланилин - 1,277
N,N-Диметиланилин - 0,182
Анилин - 0,078
Спирт бензиловый - 0,001
Метилциклопентадиенилтрикарбонил марганца - 0,001
Толуол - 10
Метилтретбутиловый эфир - 20
Бензиновая фракция - Остальное
В табл. 1-4 приведены основные показатели бензиновых фракций и их значение в результате использования предложенного способа. Анализ табл. 1 показывает, что показатель октанового числа возрос при исследовательском методе на 15,8 единиц. Остальные показатели в пределах, установленных нормативами. Анализ табл. 2 показывает, что показатель октанового числа возрос при исследовательском методе на 24,3 единицы. Остальные показатели в пределах, установленных нормативами. Анализ табл. 3 показывает, что показатель октанового числа возрос при исследовательском методе на 21,2 единицы. Остальные показатели в пределах, установленных нормативами. Анализ табл. 4 показывает, что показатель октанового числа возрос при исследовательском методе на 8,2 единицы. Остальные показатели в пределах, установленных нормативами. Использование заявленного изобретения позволяет уменьшить энергозатраты на 40% при одновременном повышении октанового числа по исследовательскому методу в конечном продукте на 8,2-24,3 единицы.
Класс C10L1/18 содержащие кислород
Класс C10L1/22 содержащие азот