корпус малотоннажного судна
Классы МПК: | B63B1/00 Гидродинамические или гидростатические характеристики корпусов или подводных крыльев B63B3/00 Конструкции корпусов |
Автор(ы): | Лобынцев Ю.И. |
Патентообладатель(и): | Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-01-10 публикация патента:
10.05.2000 |
Изобретение относится к судостроению и касается создания малотоннажных однокорпусных судов. Корпус судна содержит верхнюю глиссирующую и нижнюю водоизмещающую части. Относительное удлинение нижней водоизмещающей части L/BH 3, где L - длина судна; ВH - максимальная ширина нижней части корпуса. Ширина верхней глиссирующей части (BB) больше максимальной ширины нижней части по крайней мере в 1,2 раза: BB/BH 1,2. В передней погруженной части корпуса могут быть установлены горизонтальные рули-крылья. Глиссирующая поверхность может иметь реданы, килеватость. Технический результат реализации изобретения заключается в оптимальном использовании соотношения сил поддержания судна, получаемых за счет водоизмещения и глиссирования. 2 з.п. ф-лы.
Формула изобретения
1. Корпус малотоннажного судна, состоящий из верхней глиссирующей и нижней водоизмещающей частей, отличающийся тем, что относительное удлинение водоизмещающей частиL/Bн 3,
а ширина верхней глиссирующей части больше ширины (максимальной) нижней части по крайней мере в 1,2 раза:
Вв/Вн 1,2,
где L - длина судна;
Вн - ширина (максимальная) нижней части;
Вв - ширина верхней части. 2. Корпус по п. 1, отличающийся тем, что в передней погруженной части установлены горизонтальные рули-крылья. 3. Корпус по п.1, отличающийся тем, что глиссирующая поверхность может иметь реданы, килеватость.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к однокорпусным малотоннажным судам, использующим водоизмещающие и динамические силы поддерживания. Известен корпус малого судна, состоящий из нижней водоизмещающей и верхней глиссирующей частей. При этом водоизмещающая часть имеет очень большое относительное удлинение L/Вн 10, а ширина верхней глиссирующей части по крайней мере в три раза превосходит ширину нижней части: Вв/Bн 3. Здесь L - длина корпуса; Вн - ширина водоизмещающей (нижней) части; Вв - ширина глиссирующей (верхней) части (см. Бюллетень "Изобретения" N 22, август 1998, заявка N 96109617). Это позволяет использовать оптимальное соотношение водоизмещающих и динамических сил посредством выбора в указанных пределах главных размерений нижней и верхней частей корпуса. Задачей предлагаемого изобретения является расширение пределов соотношений главных размерений L/Вн и Вв/Вн, в которых возможна оптимизация относительной роли водоизмещающих и динамических сил при движении подобных водоизмещающе-глиссирующих судов. Очевидно, что приближение Вв/Вн к единице (Вв/Вн ---> 1) означает увеличение относительной роли водоизмещающих сил. Но у современных малотоннажных водоизмещающих судов относительное удлинение редко выбирается более четырех (по соображениям остойчивости, обитаемости). Однако, если у водоизмещающе-глиссирующего судна верхняя часть выполнена, например, в виде глиссирующей лыжи постоянной ширины Вв почти по всей длине, а нижняя водоизмещающая в плане имеет чечевицеобразную или ромбовидную форму (короткая цилиндрическая вставка с плавными носовым и кормовым сужениями) с максимальной шириной Вн, близкой к Вв, то такой корпус не будет "заныривать" носовой частью при волнении, а кормовая часть не будет излишне погружаться в воду; глиссирование будет оказывать стабилизирующее влияние, в частности, при циркуляции. При более высоких значениях Вв/Вн может оказаться оптимальным и большее относительное удлинение L/Вн, особенно при длинной цилиндрической вставке. В случае весьма короткой и широкой глиссирующей лыжи (например, L/Вв~2) наличие водоизмещающей части (даже небольшого водоизмещения), позволит смягчить динамические удары глиссирующего судна о поверхность воды, снизить мощность энергоустановки, необходимой для выхода на режим глиссирования, снизить чувствительность к перегрузкам и т.п. Таким образом, эффект оптимизации относительной роли водоизмещающих и динамических сил при движении водоизмещающе-глиссирующих судов различного назначения (речные трамваи, разъездные и туристские катера, яхты, водные мотоциклы, суда для рыболова-любителя и т.д.) возможен в весьма широком диапазоне соотношений главных размерений водоизмещающей части и глиссирующей лыжи: L/Вн3; Вв/Вн 1,2. В передней нижней (погруженной) части корпуса могут быть установлены горизонтальные рули - подводные крылья, позволяющие при движении уменьшить смачиваемую поверхность и сопротивление судна. Поверхность глиссирующей лыжи может иметь реданы, килеватость.Класс B63B1/00 Гидродинамические или гидростатические характеристики корпусов или подводных крыльев
Класс B63B3/00 Конструкции корпусов