топливная композиция
Классы МПК: | C10L1/18 содержащие кислород C10L1/28 содержащие кремний |
Автор(ы): | Волгин С.Н., Пименов Ю.М., Усин В.В., Улитько А.В. |
Патентообладатель(и): | Волгин Сергей Николаевич, Пименов Юрий Михайлович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1999-05-24 публикация патента:
27.04.2000 |
Изобретение относится к нефтехимии, точнее к топливным композициям на основе углеводородных топлив с добавлением различных веществ. Композиция содержит, мас. %: олигоэтилгидридсилоксан 0,0065 - 0,0075; бутанол 0,0025 - 0,0035; дизельное топливо до 100. Использование композиции позволяет снизить склонность топлива к образованию нагара на 33 - 35 отн.% и склонность топлива к лаконагарообразованию на 41 - 46 отн.% против соответственно 2 - 12 и 1 - 10 отн.% для известной композиции. 3 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Топливная композиция на основе дизельного топлива с добавлением кремнийсодержащего вещества, отличающаяся тем, что в качестве кремнийсодержащего вещества она содержит олигоэтилгидридсилоксан и дополнительно содержит бутанол-1 при следующем соотношении компонентов, мас.%:Олигоэтилгидридсилоксан - 0,0065 - 0,0075
Бутанол-1 - 0,0025 - 0,0035
Дизельное топливо - До 100
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к нефтехимии, точнее к топливным композициям на основе углеводородных топлив с добавлением различных веществ. Известна топливная композиция [1] на основе дизельного топлива с добавлением алифатического или циклоалифатического нитрата и алкоксиалканола, однако эта топливная композиция имеет невысокую эффективность по снижению количества отложений на деталях цилиндра дизеля. Известна также топливная композиция [2], включающая низкосортное дизельное топливо с цетановым числом 37 единиц, с добавлением смеси, содержащей алифатический или циклоалифатический нитрат и алкоксисилан. При применении на дизелях стандартных дизельных топлив по ГОСТ 305-82 с добавлением алифатического или циклоалифатического нитрата и алкоксисилана [2] эффективность полученной топливной композиции по снижению склонности топлив к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля оказывается низкой. Технической задачей изобретения является повышение эффективности действия топливной композиции по снижению склонности топлив к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля. Под высокотемпературными отложениями понимаются отложения лака и нагара, образующиеся при сгорании топлива в условиях дизеля на впускных и выпускных клапанах, днище и боковой поверхности цилиндра, распылителе и игле форсунки. Поставленная техническая задача достигается тем, что топливная композиция готовится на основе дизельного топлива с добавлением кремнийсодержащего вещества, отличающаяся тем, что в качестве кремнийсодержащего вещества она содержит олигоэтилгидридсилоксан и дополнительно содержит бутанол-1 при следующем соотношении компонентов, мас.%:Олигоэтилгидридсилоксан - 0,0065 - 0,0075
Бутанол-1 - 0,0025 - 0,0035
Дизельное топливо - До 100
Для приготовления топливной композиции олигоэтилгидридсилоксан и бутанол-1 вводят в дизельное топливо в требуемой концентрации. Олигоэтилгидридсилоксан представляет собой бесцветную прозрачную жидкость - смесь олигомергомологов и олигомераналогов преимущественно циклической структуры молекул и молекул линейной структуры с гидроксильными группами на концах цепи. Содержание активного водорода в товарном продукте колеблется от 1,30 до 1,42 мас.%. Жидкость нерастворима в воде и хорошо растворима в ароматических и алифатических углеводородах. Широко применяется в строительстве, текстильной и легкой промышленности. Техническое название ГКЖ-94. Выпускается по ГОСТ 10834. Бутанол-1 - бесцветная жидкость с характерным запахом. Вырабатывается по ГОСТ 6006-78. Для составления топливных композиций использовалось топливо З-02 минус 35 по ГОСТ 305. Склонность топливных композиций к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля оценивалась по нагарообразующей способности по методу ПЗИ [3] на одноцилиндровой установке ИДТ-69 и по лаконагарообразующей способности в соответствии с методом "Способ оценки склонности моторных топлив к лаконагарообразованию" [4]. За показатель нагарных свойств по методу ПЗИ выбрано среднее значение массы отложений на металлических нагарниках по результатам четырех параллельных испытаний. Режим испытаний:
Частота вращения коленчатого вала, мин-1 - 90010
Степень сжатия с учетом нагарника - 16
Продолжительность испытаний, мин - 5
С целью оценки склонности топливных композиций не только к нагаро-, но и к лакообразованию дополнительно использован способ оценки склонности моторных топлив к лаконагарообразованию. За показатель склонности топливных композиций к лаконагарообразованию выбрано среднее значение массы отложений на пластинах из стали по результатам четырех параллельных испытаний. Режим испытаний:
Температура воздуха в кварцевой трубке, oC - 500
Температура пластины из стали, oC - 300
Температура подаваемого воздуха, oC - 70
Скорость подачи воздуха, л/мин - 25
Для оценки эффективности композиции-прототипа приготовлены три образца топливных композиций на основе топлива З-0,2 минус 35 по ГОСТ 305 с добавлением в качестве присадки комбинации органических нитратов с алкоксисиланом. Содержание компонентов в топливной композиции и их соотношение выбрано соответствующим оптимальному составу композиции-прототипа [2]. Состав присадок: образец 1 - циклогексилнитрат (70 мас.%) и тетраэтоксисилан (30 мас.%); образец 2 - 2-этилгексилнитрат (80 мас.%) и тетраэтоксисилан (20 мас.%); образец 3 - изопропилнитрат (60 мас.%) и тетраэтоксисилан (40 мас.%). Присадки вводились в топливо в количестве 0,1 мас.%. Результаты оценки эффективности предлагаемой топливной композиции и композиции-прототипа [2] представлены в табл. 1 и 2. Примеры 1, 2, 3 в табл. 1 и 2 отличаются процентным соотношением компонентов в предлагаемой топливной композиции. При добавлении в топливо З-0,2 минус 35 компонентов предлагаемой топливной композиции в количествах, указанных в табл. 3, другие показатели качества топлива изменяются в пределах допустимых отклонений ГОСТ на методы испытаний. Данные табл. 1 и 2 свидетельствуют о более высокой эффективности предлагаемой топливной композиции по снижению склонности топлив к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля. Экономическая эффективность от использования предлагаемой топливной композиции выразится за счет повышения надежности эксплуатации двигателя и увеличения межремонтных сроков его работы. Литература
1. Патент США N 4623362, C 10 L 1/18, 18.11.86. 2. Патент США N 4541838, C 10 L 1/28, 17.09.85. 3. Гуреев А.А. и др. Квалифик. методы исп. нефтепрод. -М.: Химия, 1984, с. 112. 4. Авт.св. СССР N 1467509, 1989.
Класс C10L1/18 содержащие кислород
Класс C10L1/28 содержащие кремний
присадка к автомобильным бензинам - патент 2447133 (10.04.2012) | |
многофункциональная присадка к бензину - патент 2427614 (27.08.2011) | |
фталоцианины - патент 2278120 (20.06.2006) | |
фталоцианины в качестве средства маркировки жидкостей за исключением крови - патент 2225408 (10.03.2004) | |
топливная композиция - патент 2202599 (20.04.2003) | |
топливная композиция - патент 2202598 (20.04.2003) | |
топливная композиция - патент 2159795 (27.11.2000) | |
экологическая присадка к топливу - патент 2159794 (27.11.2000) | |
топливная композиция - патент 2158289 (27.10.2000) | |
топливная композиция - патент 2155795 (10.09.2000) |