топливная композиция

Классы МПК:C10L1/18 содержащие кислород 
C10L1/28 содержащие кремний 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Волгин Сергей Николаевич,
Пименов Юрий Михайлович
Приоритеты:
подача заявки:
1999-04-20
публикация патента:

Изобретение относится к нефтехимии, точнее к топливным композиция на основе углеводородных топлив с добавлением различных веществ. Описывается топливная композиция на основе дизельного топлива с добавлением эфира фталевой кислоты, при этом в качестве эфира фталевой кислоты она содержит диоктилфталат (0,0018-0,0030 мас.%) и дополнительно содержит олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с, мас.%: 0,0030-0,0034 и изопропанол 0,0040-0,0048; дизельное топливо до 100. Технический результат - повышение эффективности действия топливной композиции по снижению склонности топлив к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля. 3 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Топливная композиция на основе дизельного топлива с добавлением эфира фталевой кислоты, отличающаяся тем, что в качестве эфира фталевой кислоты она содержит диоктилфталат и дополнительно содержит олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с и изопропанол при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Диоктилфталат - 0,0018 - 0,0030

Олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с - 0,0030 - 0,0034

Изопропанол - 0,0040 - 0,0048

Дизельное топливо - До 100

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к нефтехимии, точнее к топливным композициям на основе углеводородных топлив с добавлением различных веществ.

Известна топливная композиция [1] на основе дизельного топлива с присадкой - ингибитором образования твердых частиц в отработавших газах двигателя, однако эта топливная композиция имеет невысокую эффективность по снижению количества отложений на деталях цилиндра дизеля.

Известна также топливная композиция [2], включающая низкосортное дизельное топливо с добавлением эфира фталевой кислоты. При применении на дизелях стандартных дизельных топлив по ГОСТ 305-82 с добавлением эфира фталевой кислоты - дибутилфталата [2] эффективность полученной топливной композиции по снижению склонности топлив к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля оказывается низкой.

Технической задачей изобретения является повышение эффективности действия топливной композиции по снижению склонности топлив к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля.

Под высокотемпературными отложениями понимаются отложения лака и нагара, образующиеся при сгорании топлива в условиях дизеля на впускных и выпускных клапанах, днище и боковой поверхности цилиндра, распылителе форсунки.

Поставленная техническая задача достигается тем, что топливная композиция готовится на основе дизельного топлива с добавлением в качестве эфира фталевой кислоты диоктилфталата и дополнительно содержит олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с и изопропанол при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Диоктилфталат - 0,0018-0,0030

Олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с - 0,0030-0,0034

Изопропанол - 0,0040-0,0048

Дизельное топливо - До 100

Для приготовления топливной композиции диоктилфталат и олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с растворяют в изопропаноле и полученную смесь вводят в дизельное топливо в требуемой концентрации.

Диоктилфталат представляет собой светлую прозрачную жидкость с характерным запахом. Вырабатывается по МРТУ 6-09-2350.

Олигодиметилсилоксан линейного строения молекул с кинематической вязкостью 1000 мм2/с представляет собой бесцветную прозрачную жидкость с температурным коэффициентом вязкости 0,62, температурой застывания минус 60oC, температурой кипения при 133-400 Па 300oC. Используется в качестве демпфирующей, амортизаторной, гидравлической жидкости в приборах и механизмах, а также дисперсионной среды для пластичных смазок. Техническое название ПМС-1000. Производится по ГОСТ 13032.

Изопропанол - молекулярная масса 60,09, бесцветная жидкость, имеет температуру плавления -89,5oC, температуру кипения 82,4oC, температуру самовоспламенения 456oC, относительную плотность (d420) 0,7855, показатель преломления (nD20) 1,3776. Вырабатывается по ТУ 6-09-402-75.

Для составления топливных композиций использовалось топливо З-0,2 минус 35 по ГОСТ 305.

Склонность топливных композиций к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля оценивалась по нагарообразующей способности по методу ПЗИ [3] на одноцилиндровой установке ИДТ-69 и по лаконагарообразующей способности в соответствии с методом "Способ оценки склонности моторных топлив к лаконагарообразованию" [4].

За показатель нагарных свойств по методу ПЗИ выбрано среднее значение массы отложений на металлических нагарниках по результатам четырех параллельных испытаний.

Режим испытаний:

частота вращения коленчатого вала, мин-1 - 900топливная композиция, патент № 214760210

степень сжатия с учетом нагарника - 16

продолжительность испытаний, мин - 5

С целью оценки склонности топливных композиций не только к нагаро-, но и к лакообразованию, дополнительно использован способ оценки склонности моторных топлив к лаконагарообразованию. За показатель склонности топливных композиций к лаконагарообразованию выбрано среднее значение массы отложений на пластинах из стали по результатам четырех параллельных испытаний.

Режим испытаний:

температура воздуха в кварцевой трубке, oC - 500

температура пластины из стали, oC - 300

температура подаваемого воздуха, oC - 70

скорость подачи воздуха, л/мин - 25

Результаты оценки эффективности предлагаемой топливной композиции и композиции-прототипа [2] представлены в табл. 1 и 2.

Примеры 1, 2, 3 в табл. 1 и 2 отличаются процентным соотношением компонентов в предлагаемой топливной композиции.

При добавлении в топливо З-0,2 минус 35 компонентов предлагаемой топливной композиции в количествах, указанных в табл. 3, другие показатели качества топлива изменяются в пределах допустимых отклонений ГОСТ на методы испытаний.

Данные табл. 1 и 2 свидетельствуют о более высокой эффективности предлагаемой топливной композиции по снижению склонности топлив к образованию высокотемпературных отложений в условиях цилиндра дизеля.

Экономическая эффективность от использования предлагаемой топливной композиции выразится за счет повышения надежности эксплуатации двигателя и увеличения межремонтных сроков его работы.

Список литературы

1. Патент США N 4240801, заявлен 31.05.79, N 44310, опубликован 23.12.80, кл. C 10 L 1/22 (аналог).

2. Заявка Японии 59-207988, заявлена 11.05.83, N 58-82145, опубликована 26.11.84, кл. C 10 L 1/20, C 10 L 1/18 (прототип).

3. Гуреев А. А., Серегин Е.П., Азев B.C. Квалификационные методы испытаний нефтепродуктов. - М.: Химия, 1984, с. 112.

4. Авторское свидетельство СССР N 1467509, 1989.

Класс C10L1/18 содержащие кислород 

композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
методы производства топлива для реактивных двигателей из натурального масла как исходного сырья с помощью реакций обмена -  патент 2522436 (10.07.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
совмещенный способ получения биотоплив из различных типов сырья и родственных продуктов -  патент 2503714 (10.01.2014)
композиция оксигенированного бензина с хорошими дорожными эксплуатационными характеристиками -  патент 2503710 (10.01.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)

Класс C10L1/28 содержащие кремний 

Наверх