способ получения высокооктанового бензина

Классы МПК:C10G59/02 только из нескольких последовательных ступеней
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Уфимский государственный нефтяной технический университет
Приоритеты:
подача заявки:
1998-12-01
публикация патента:

Изобретение относится к нефтепереработке и может быть использовано при производстве высокооктановых бензинов. Описывается способ получения высокооктанового бензина путем риформинга прямогонных бензиновых фракций в присутствии платиносодержащего катализатора, ректификации бензина каталитического риформинга с получением головной, средней и остаточной фракций. Риформинг проводят при температуре 480-530oC и давлении до 4 МПа, выделяют фракции бензина риформинга, выкипающие в интервале НК-95oC или (60-65) - (85-95)oC и 150oC-КК с последующим смешением головной и остаточной фракций и контактированием полученной смеси с катализатором, содержащим металлы VIII группы (платину, никель, кобальт) на окиси алюминия, при температуре 450-535oC и давлении 1,5-3,5 МПа. Технический результат - повышение качества целевого продукта за счет снижения в нем содержания бензола и повышения октанового числа. 13 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10

Формула изобретения

Способ получения высокооктанового бензина путем риформинга прямогонных бензиновых фракций в присутствии платиносодержащего катализатора, ректификации бензина каталитического риформинга с получением головной, средней и остаточной фракций, отличающийся тем, что риформинг проводят при температуре 480 - 530oC и давлении до 4 МПа, выделяют фракции бензина риформинга, выкипающие в интервале НК-95oC или (60 - 65) - (85 - 95)oC и 150oC - КК с последующим смешением головной и остаточной фракций и контактированием полученной смеси с катализатором, содержащим металлы VIII группы (платину, никель, кобальт) на окиси алюминия, при температуре 450 - 535oC и давлении 1,5 - 3,5 МПа.

Описание изобретения к патенту

Изобретение касается производства моторных топлив, в частности получения высокооктанового бензина, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Известен способ получения высокооктанового бензина путем риформинга прямогонных бензиновых фракций в присутствии алюмоплатинового катализатора. Процесс проводят при температуре 480-520oC и давлении до 4 МПа (Сулимов А.Д. Каталитический риформинг бензинов. - М. : Химия, с. 98-100). Недостатком способа является низкое октановое число продукта риформинга.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций в присутствии платиносодержащего катализатора при температуре 480-510oC и давлении до 3 МПа, ректификации бензина каталитического риформинга с получением головной фракции НК-90oC, средней фракции 90-140oC и остаточной фракции 140oC-КК. Головную фракцию направляют на гидродеароматизацию в присутствии платиносодержащего катализатора при повышенной температуре, давлении до 5 МПа и объемной скорости подачи сырья 1-5 ч-1. Продукт гидродеароматизации смешивают со средней фракцией 90-140oC с получением целевого продукта. Предпочтительно гидродеароматизацию проводят при температуре 200-450oC в присутствии алюмоплатинового катализатора АП-64 (патент RU 2120467 C1, 20.10.98). Недостатком известного способа является низкое октановое число целевого продукта, что не позволяет получать бензины с октановым числом 95 и выше 95, например 98, без добавления этиловой жидкости, и содержание в нем наиболее токсичного и нежелательного компонента - бензола.

Технической задачей изобретения является повышение качества целевого продукта за счет увеличения октанового числа и снижения содержания бензола.

Сущность изобретения заключается в том, что в известном способе получения высокооктанового бензина путем риформинга прямогонных бензиновых фракций в присутствии платиносодержащего катализатора, ректификации бензина каталитического риформинга с получением головной, средней и остаточной фракций, отличающемся тем, что риформинг проводят при температуре 480-530oC и давлении до 4 МПа, выделяют фракции бензина риформинга, выкипающие в интервале НК-95oC или (60-65) - (85-95)oC и 150oC-КК с последующим смешением головной и остаточной фракций и контактированием полученной смеси с катализатором, содержащим металлы VIII группы (платину, никель, кобальт) на окиси алюминия, при температуре 450-535oC и давлении 1,5-3,5 МПа.

Способ проводят следующим образом. Прямогонную бензиновую фракцию 85-180oC подвергают риформированию в присутствии платиносодержащего катализатора при температуре 480-530oC, давлении до 4 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч-1 и кратности циркуляции водородсодержащего газа (ВСГ) 1500 нм33 с последующей ректификацией бензина риформинга на фракции, выкипающие в интервале НК-95oC или (60-65) - (85-95)oC, 95-150oC, 150oC-КК. Фракцию НК-95oC или часть ее, выкипающую при температуре (60-65) - (85-95)oC, смешивают с фракцией 150oC-КК и контактируют с катализатором, содержащим металлы VIII группы (платину, никель, кобальт) на окиси алюминия, при температуре 450-535oC и давлении 1,5-3,5 МПа.

В этом случае получают целевой продукт - бензин с октановым числом (по исследовательскому методу) 95,9-98,9 при отсутствии в его составе наиболее токсичного и нежелательного компонента - бензола против соответственно 90,0 и 1,8-2,0% (известный способ).

Отличительный признак заявляемого технического решения заключается в выделении фракций бензина реформинга, выкипающих в интервале температур НК-95oC или (60-65) - (85-95)oC и 150oC-КК, и контактировании полученной смеси с катализатором, содержащим металлы VIII группы (платину, никель, кобальт) на окиси алюминия, при температуре 450-535oC и давлении 1,5-3,5 МПа.

Фракция НК-95oC или (60-65) - (85-95)oC бензина риформинга содержит почти весь бензол, содержащийся в бензине риформинга. Фракция 150oC-КК бензина содержит в основном ароматические углеводороды C9+ . При контактировании смеси фракций HK-95oC или (60-65) - (85-95)oC и 150oC-КК бензина риформинга с катализатором, содержащим металлы VIII группы (платину, никель, кобальт) на окиси алюминия, при температуре 450-535oC и давлении 1,5-3,5 МПа протекает реакция переалкилирования бензола и ароматических углеводородов C9+, содержащихся в указанных фракциях. В результате образуется смесь ароматических углеводородов C7 (толуол) и C8 (ксилолы), октановое число смешения которых составляет 120-135 пунктов против 90-92 пункта у бензола.

Таким образом, достигается повышение октанового числа целевого продукта, в котором отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол. Высокое октановое число целевого продукта позволяет получить перспективные бензины АИ-95, АИ-58, не содержащие бензол, то есть с улучшенными экологическими свойствами.

Пример 1

Прямогонную бензиновую фракцию 85-180oC подвергают риформированию в присутствии платиносодержащего катализатора при температуре 480-530oC, давлении до 4 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,5 ч-1 и кратности циркуляции водородсодержащего газа 1500 нм33 с последующей ректификацией бензина риформинга на фракции НК-95oC, 95-150oC и 150oC-КК. Фракцию НК-95oC смешивают с фракцией 150oC-КК и контактируют с катализатором, содержащим металлы VIII группы (платину - 0,65 мас.%, никель - 5,0 мас.%, кобальт - 6,0 мас.%) на окиси алюминия, при температуре 450oC и давлении 1,5 МПа. Баланс ректификации и данные качества сырья и продуктов приведены в табл.1.

В последующих примерах используют прямогонную бензиновую фракцию 85-180oC и бензин риформинга, качество которых приведено в табл.1.

Октановое число целевого продукта 95,9, т.е. значительно выше, чем октановое число целевого продукта, полученного известным способом, при этом в продукте отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол по сравнению с 1,8-2% бензола в известном способе.

Пример 2

Бензин риформинга подвергают ректификации на фракции НК-95oC, 95-150oC и 150oC-КК. Фракцию НК-95oC смешивают с фракцией 150oC-КК и контактируют с катализатором, содержащим металлы VIII группы (платину - 0,65 мас.%, никель - 5,0 мас. %, кобальт - 5,0 мас.%) на окиси алюминия, при температуре 535oC и давлении 3,5 МПа. Баланс ректификации и данные качества продуктов приведены в табл.2.

Октановое число целевого продукта 98,9, т.е. значительно выше, чем октановое число целевого продукта, полученного известным способом, при этом в продукте отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол по сравнению с 1,8-2% бензола в известном способе.

Пример 3

Бензин риформинга подвергают ректификации на фракции НК-60oC, 60-85oC, 85-150oC и 150oC-КК. Фракцию 60-85oC смешивают с фракцией 150oC-КК и контактируют с катализатором, содержащим металлы VIII группы (платину - 0,65 мас. %, никель - 5,0 мас.%, кобальт - 6,0 мас.%), при температуре 450oC и давлении 1,5 МПа, затем продукт контактирования смешивают с фракцией НК-60oC и получают целевой продукт. Баланс ректификации и данные качества продуктов приведены в табл. 3.

Октановое число целевого продукта 95,9, т.е. выше, чем октановое число целевого продукта, полученного известным способом, при этом в продукте отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол по сравнению с 1,8-2% бензола в известном способе.

Пример 4

Бензин риформинга подвергают ректификации на фракции НК-60oC, 60-85oC, 85-150oC и 150oC-КК. Фракцию 60-85oC смешивают с фракцией 150oC-КК и контактируют с катализатором, содержащим металлы VIII группы (платину - 0,65 мас. %, никель - 5,0 мас.%, кобальт - 6,0 мас.%) на окиси алюминия, при температуре 535oC и давлении 3,5 МПа, затем продукт контактирования смешивают с фракцией НК-60oC и получают целевой продукт. Баланс ректификации и данные качества продуктов приведены в табл. 4.

Октановое число целевого продукта 96,6, т.е. выше, чем октановое число целевого продукта, полученного известным способом, при этом в продукте отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол по сравнению с 1,8-2% бензола в известном способе.

Пример 5

Бензин риформинга подвергают ректификации на фракции НК-65oC, 65-95oC, 95-150oC и 150oC-КК. Фракцию 65-95oC смешивают с фракцией 150oC-КК и контактируют с катализатором, содержащим металлы VIII группы (платину - 0,65 мас. %, никель - 5,0 мас.%, кобальт - 6,0 мас.%) на окиси алюминия, при температуре 450oC и давлении 1,5 МПа, затем продукт контактирования смешивают с фракцией НК-65oC и получают целевой продукт. Баланс ректификации и данные качества продуктов приведены в табл. 5.

Октановое число целевого продукта 98,2, т.е. значительно выше, чем октановое число целевого продукта, полученного известным способом, при этом в продукте отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол по сравнению с 1,8-2% бензола в известном способе.

Пример 6

Бензин риформинга подвергают ректификации на фракции НК-65oC, 65-95oC, 95-150oC и 150oC-КК. Фракцию 65-95oC смешивают с фракцией 150oC-НК и контактируют с катализатором, содержащим металлы VIII группы (платину - 0,65 мас. %, никель - 5,0 мас.%, кобальт - 6,0 мас.%) на окиси алюминия, при температуре 535oC и давлении 3,5 МПа, затем продукт контактирования смешивают с фракцией НК-65oC и получают целевой продукт. Баланс ректификации и данные качества продуктов приведены в табл. 6.

Октановое число целевого продукта 98,9, т.е. значительно выше, чем октановое число целевого продукта, полученного известным способом, при этом в продукте отсутствует наиболее токсичный и нежелательный компонент - бензол по сравнению с 1,8-2% бензола в известном способе.

Пример 7

Бензин риформинга подвергают ректификации на фракции НК-65oC, 65-95oC, 95-150oC и 150oC-КК. Фракцию 65-95oC смешивают с фракцией 150oC-КК и контактируют с катализатором, содержащим металлы VIII группы (платину - 0,8 мас. %, никель - 11,0 мас. %, кобальт - 12 мас.%) на окиси алюминия, при температуре 545oC и давлении 1,0 МПа, затем продукт контактирования смешивают с фракцией НК-65oC и получают целевой продукт. Баланс ректификации и данные качества продуктов приведены в табл. 7.

Октановое число целевого продукта достаточно высокое, однако выход продукта ниже, чем в примерах 5, 6.

Пример 8

Бензин риформинга подвергают ректификации на фракции НК-65oC, 65-95oC, 95-150oC и 150oC-КК. Фракцию 55-95oC смешивают с фракцией 150oC-КК и контактируют с катализатором, содержащим металлы VIII группы (платину - 0,2 мас. %, никель - 2 мас.%, кобальт - 3,0 мас.%) на окиси алюминия, при температуре 430oC и давлении 4,0 МПа, затем продукт контактирования смешивают с фракцией НК-65oC и получают целевой продукт. Баланс ректификации и данные качества продуктов приведены в табл. 8.

Октановое число целевого продукта достаточно высокое, однако в нем содержится 3,1% наиболее токсичного и нежелательного компонента - бензола.

Пример 9

Бензин риформинга подвергают ректификации на фракции НК-60oC, 60-85oC, 85-150oC и 150oC-КК. Фракцию 60-85oC смешивают с фракцией 150oC-KK и контактируют с катализатором, содержащим металлы VIII группы (платину - 0,8 мас. %, никель - 11,0 мас.%, кобальт - 12 мас.%) на окиси алюминия, при температуре 545oC и давлении 1,0 МПа, затем продукт контактирования смешивают с фракцией НК-60oC и получают целевой продукт. Баланс ректификации и данные качества продуктов приведены в табл. 9.

Октановое число целевого продукта достаточно высокое, однако выход продукта ниже, чем в примерах 3, 4.

Пример 10

Бензин реформинга подвергают ректификации на фракции НК-60oC, 60-85oC, 85-150oC и 150oC-КК. Фракцию 60-85oC смешивают с фракцией 150oC-КК и контактируют с катализатором, содержащим металлы VIII группы (платину - 0,2 мас. %, никель - 2,0 мас.%, кобальт - 3,0 мас.%) на окиси алюминия, при температуре 430oC и давлении 4,0 МПа, затем продукт контактирования смешивают с фракцией НК-60oC и получают целевой продукт. Баланс ректификации и данные качества продуктов приведены в табл. 10.

Октановое число целевого продукта достаточно высокое, однако в целевом продукте содержится 2,8% наиболее токсичного и нежелательного компонента - бензола.

Пример 11

Бензин реформинга подвергают ректификации на фракции НК-95oC, 95-150oC и 150oC-КК. Фракцию НК-95oC смешивают с фракцией 150oC-КК и контактируют с катализатором, содержащим металлы VIII группы (платину - 0,8 мас.%, никель - 11,0 мас.%, кобальт - 12,0 мас.%) на окиси алюминия, при температуре 545oC и давлении 1,0 МПа. Баланс ректификации и данные качества продуктов приведены в табл. 11.

Октановое число целевого продукта достаточно высокое, однако выход продукта ниже, чем выход продукта в примерах 1, 2.

Пример 12

Бензин реформинга подвергают ректификации на фракции НК-95oC, 95-150oC и 150oC-КК. Фракцию НК-95oC смешивают с фракцией 150oC-КК и контактируют с катализатором, содержащим металлы VIII группы (платину - 0,2 мас.%, никель - 2,0 мас. %, кобальт - 3,0 мас.%) на окиси алюминия, при температуре 430oC и давлении 4,0 МПа. Баланс ректификации и данные качества продуктов приведены в табл. 12.

Октановое число у целевого продукта достаточно высокое, однако в целевом продукте содержится 3,5% наиболее токсичного и нежелательного компонента - бензола.

В табл. 13 сведены данные по условиям контактирования смеси выделенных фракций с катализатором и данные по качеству целевого продукта.

Из представленных в табл. 13 данных видно, что предлагаемый способ позволяет повысить качество целевого продукта за счет снижения в нем содержания наиболее токсичного и нежелательного компонента - бензола и повышения октанового числа.

Предлагаемое изобретение может быть использовано на нефтеперерабатывающих заводах топливного направления для получения высокооктановых бензинов, конкурирующих с аналогичным бензинами Европейского стандарта.

Дополнительным преимуществом предлагаемого способа по сравнению с известным способом является снижение вредных выбросов в атмосферу, то есть уменьшение загрязнения окружающей среды.

Класс C10G59/02 только из нескольких последовательных ступеней

огневой нагреватель для осуществления процесса конверсии углеводородов -  патент 2489474 (10.08.2013)
способ получения высокооктанового бензина -  патент 2487161 (10.07.2013)
способ каталитического риформинга бензиновых фракций -  патент 2471855 (10.01.2013)
способ получения высокооктанового компонента моторного топлива -  патент 2451058 (20.05.2012)
способ получения компонентов моторных топлив (экоформинг) -  патент 2417251 (27.04.2011)
способ получения компонентов моторных топлив -  патент 2388794 (10.05.2010)
способ каталитического риформинга бензиновых фракций -  патент 2352612 (20.04.2009)
способ получения катализатора на основе благородного металла и его применение -  патент 2351394 (10.04.2009)
способ получения высокооктанового бензина -  патент 2333937 (20.09.2008)
способ получения автомобильного бензина -  патент 2329294 (20.07.2008)
Наверх