система перемещения грузового кузова

Классы МПК:B60P1/32 боковым 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственный университет "Львивська политэхника" (UA),
Козлинский Мирослав Петрович (UA),
Коровец Игорь Владимирович (UA)
Приоритеты:
подача заявки:
1997-05-13
публикация патента:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в основном к автомобилям-самосвалам с боковой разгрузкой. Сущность изобретения: нагрузка на каждом колесе определяется датчиками механических перемещений, установленными на элементах подвески над каждым колесом. Сигналы от датчиков поступают в блок индикации распределения нагрузки между колесами, установленный в кабине водителя. Перед поперечным центрированием водитель выключает фиксаторы предыдущего отцентрированного положения кузова, после чего при всех зафиксированных запорных штырях включает телескопический гидроцилиндр опрокидывания кузова. Выбирая зазоры в соединениях, гидроцилиндр поднимает менее нагруженную сторону кузова и вследствие наклона кузова гидроцилиндр своей верхней частью наклоняется в менее нагруженную сторону. Запорные штыри удерживают кузов от дальнейшего подъема и опрокидывания, а горизонтальная составляющая усилия гидроцилиндра опрокидывания перемещает кузов в поперечном направлении. Технический результат: за счет введения дополнительных элементов и применения гидроцилиндра опрокидования кузова самосвала для поперечного перемещения кузова достигается равномерное распределение нагрузки между колесами самосвала. Совокупность признаков изобретения улучшает параметры устойчивости и управляемости автомобиля, уменьшает износ деталей и узлов, повышает безопасность движения. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Система перемещения грузового кузова, содержащая соединенный с кузовом и надрамником телескопический гидроцилиндр опрокидывания грузового кузова, соединенного запорными штырями с надрамником, имеющим поперечные балки, на концах которых расположены оси опрокидывания кузова, отличающаяся тем, что она снабжена поперечинами, датчиками механических перемещений, размещенными на элементах подвески над каждым колесом, выводы которых подключены к блоку индикации распределения нагрузки между колесами, и фиксаторами отцентрированного положения кузова относительно надрамника, а в боковых стенках концов поперечных балок выполнены горизонтальные сквозные замкнутые пазы для обеспечения возможности плоскопараллельного перемещения по ним осей опрокидывания кузова, при этом свободные концы проушин, соединенных с осями опрокидывания каждой стороны кузова, жестко соединены поперечинами, установленными с зазором в упомянутых замкнутых пазах.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в основном к автомобилям-самосвалам.

Известна система перемещения грузового кузова автомобиля-самосвала (Г.К. Башков, А.С. Мелик-Саркисьянц. Автомобиль-самосвал Зил-ММЗ-554, устройство и техническое обслуживание. М.: Транспорт,1977 г.), которая имеет соединенный с кузовом и надрамником телескопический гидроцилиндр опрокидывания грузового кузова, соединенного запорными штырями с надрамником, имеющим поперечные балки, на концах которых расположены оси опрокидывания кузова.

Такая система не обеспечивает равномерного распределения нагрузки между колесами при неотцентрированном размещении груза в кузове. Это приводит к изменению коэффициента сцепления колес с дорогой и, как следствие, к ухудшению параметров стойкости и управляемости автомобиля, неравномерному износу шин, деталей и узлов рулевого управления, подвески и тормозной системы.

В основу изобретения поставлено усовершенствование системы перемещения грузового кузова самосвала, в которой за счет введения элементов поперечного центрирования самосвала достигается равномерное распределение нагрузки между колесами самосвала.

Поставленная задача достигается тем, что система перемещения грузового кузова, содержащая соединенный с кузовом и надрамником телескопический гидроцилиндр опрокидывания грузового кузова, соединенного запорными штырями с надрамником, имеющим поперечные балки, на концах которых расположены оси опрокидывания кузова, снабжена поперечинами, датчиками механических перемещений, размещенными на элементах подвески над каждым колесом, выводы которых подключены к блоку индикации распределения нагрузки между колесами, и фиксаторами отцентрированного положения кузова относительно надрамника, а в боковых стенках концов поперечных балок выполнены горизонтальные сквозные замкнутые пазы для обеспечения возможности плоскопараллельного перемещения по ним осей опрокидывания кузова, при этом свободные концы проушин, соединенных с осями опрокидывания каждой стороны кузова, жестко соединены поперечинами, установленными с зазором в упомянутых замкнутых пазах.

Установка датчиков механических перемещений над каждым колесом и блока индикации распределения нагрузки в кабине водителя дает возможность контролировать нагрузку на каждом колесе и изменять ее с помощью перемещения груза в кузове вручную или погрузочно-разгрузочными средствами. Кроме того, возможность поперечного центрирования автомобиля путем дополнительного перемещения кузова в поперечном направлении с помощью телескопического гидроцилиндра опрокидывания кузова выравнивает нагрузки на правые и левые колеса самосвала без применения дополнительного исполнительного органа. Совокупность признаков изобретения улучшает параметры устойчивости автомобиля, приводит к уменьшению и более равномерному износу шин, деталей и узлов самосвала, повышает безопасность движения.

Сущность изобретения объясняется чертежами, где на фиг. 1 показан общий вид системы перемещения грузового кузова, на фиг. 2 - схема действия сил при поперечном центрировании.

Система перемещения кузова самосвала содержит грузовой кузов 1, соединенный запорными штырями 2 с осями опрокидывания 3, свободные концы проушин которых соединены поперечинами 5, установленными с зазором в замкнутых пазах поперечных балок 6 надрамника 7. К нижней части кузова 1 жестко прикреплена верхняя шаровая опора 8 телескопического гидроцилиндра опрокидывания 9 кузова 1, нижняя часть которого соединена с надрамником 7 через нижнюю шаровую опору 10. Кузов 1 закреплен с помощью фиксаторов отцентрированного положения кузова /Автомобили-самосвалы. /Под редакцией А.С. Мелик-Саркисьянца. - М.: Транспорт, 1987/ /на чертежах не показаны/. На элементах подвески 11 над каждым колесом 12 установлены датчики механических перемещений 13 /Выглеб Г. Датчики. Перевод с нем. - М.: Мир, 1969/, а в кабине водителя - блок индикации распределения нагрузки между колесами 12 /патент США N 4854407, C 01 C 19/10, 1989 г./ /на чертежах не показан/.

Система перемещения грузового кузова действует следующим образом. От датчиков механических перемещений 13 сигналы о нагрузке на каждом колесе 12 поступают на блок индикации. Водитель выключает фиксаторы предыдущего отцентрированного положения кузова 1 и включает телескопический гидроцилиндр опрокидывания 9. Под действием пары сил, состоящей из веса кузова P и начального усилил F0 гидроцилиндра опрокидывания 9, менее нагруженная сторона кузова 1 поднимается до выбирания зазоров в соединениях. При этом верхняя шаровая опора 8 перемещается в менее нагруженную сторону, и гидроцилиндр опрокидывания 9 наклоняется своей верхней частью в ту же сторону, изменяя направление усилия F. При всех зафиксированных запорных штырях 2 вертикальная составляющая FВ усилия F гидроцилиндра опрокидывания 9 воспринимается соединениями "запорный штырь 2 - ось опрокидывания 3" и "поперечина 5 - поперечная балка 6", которые препятствуют дальнейшему движению кузова 1 в вертикальном направлении. Под воздействием горизонтальной составляющей FГ усилия F гидроцилиндра опрокидывания 9 кузов 1 с осями опрокидывания 3 перемещается по горизонтальным замкнутым пазам в поперечном направлении, преодолевая противодействие силы трения поперечин 5 по внутренним поверхностям пазов поперечных балок 6, причем перемещается в менее нагруженную сторону, равномерно распределяя нагрузку между колесами 12. После окончания центрирования водитель выключает гидроцилиндр опрокидывания и включает фиксаторы отцентрированного положения кузова 1.

Наверх