способ повышения циклической прочности деталей газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе никеля

Классы МПК:C22F1/10 никеля, кобальта или их сплавов 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Самарский государственный технический университет
Приоритеты:
подача заявки:
1996-07-09
публикация патента:

Изобретение относится к металлургии. Способ повышения циклической прочности деталей газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе никеля включает нагрев детали выше 600oC, но ниже температуры фазовых переходов и последующее интенсивное охлаждение нагретой детали со скоростью отвода теплоты, обеспечивающей достижение коэффициента теплоотдачи способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011 не менее (1,5способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 214301110 - 2,5способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 214301110)способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011104 Вт/м2способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011oC. Охлаждение может быть проведено жидкостью под давлением, причем давление может соответствовать 5-6 атм. Изобретение позволяет повысить усталостные характеристики газотурбинных двигателей. 2 з. п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Способ повышения циклической прочности деталей газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе никеля, включающий нагрев и последующее интенсивное охлаждение, отличающийся тем, что нагрев детали проводят выше 600oС, но ниже температуры фазовых переходов, а последующее охлаждение нагретой детали осуществляют со скоростью отвода теплоты, обеспечивающей достижение коэффициента теплоотдачи способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011 не менее (1,5 способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011 10 - 2,5 способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011 10) способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011 104 Вт/м2 способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011 oС.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что охлаждение проводят жидкостью под давлением.

3. Способ по п.2, отличающийся тем, что охлаждение проводят жидкостью под давлением 5 - 6 атм.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области упрочнения деталей, изготовляемых их жаропрочных материалов, и может быть осуществлено на предприятиях, производящих газотурбинные двигатели.

В настоящее время для повышения усталостной прочности деталей из жаропрочных сплавов используются методы поверхностного пластического деформирования, в частности упрочнение микрошариками [1].

Эти методы основаны на деформационном упрочнении (наклепе) поверхностного слоя, следствием которого является наведение сжимающих остаточных напряжений. Однако при высоких температурах наклеп приводит к неблагоприятным последствиям в связи с тем, что он интенсифицирует процессы окисления и испарения некоторых легирующих элементов с поверхности, а также дораспад твердого раствора с последующим охрупчиванием поверхностного слоя. Кроме того, наклеп содействует резкому возрастанию диффузионной подвижности атомов, ускоряющей процессы возврата и рекристаллизации. По этим причинам в процессе эксплуатации относительно быстро теряется эффект упрочнения, что ограничивает срок службы деталей.

Известен способ модернизированной термообработки для повышения низкоциклической высокотемпературной усталостной прочности литейного никелевого сплава [2].

Цель изобретения - разработка такого способа формирования на поверхности детали благоприятного напряженного состояния, при котором практически исключается возникновение наклепа и эффект повышения сопротивляемости усталостному разрушению при высоких температурах проявляется только за счет благоприятного влияния остаточных напряжений сжатия.

Эта цель достигается тем, что в предлагаемом способе, заключающемся в нагреве любым методом поверхности детали до температуры начала термопластических деформаций с последующим интенсивным охлаждением, отличающийся тем, что создает большие градиенты температур на поверхности путем интенсивного охлаждения нагретых деталей жидкостью под давлением, причем температура нагрева детали значительно ниже фазовых переходов и структурных изменений.

При резком охлаждении в поверхностном слое возникают термопластические деформации, в результате которых после остывания детали возникают остаточные напряжения сжатия. При этом возникающие остаточные деформации не превосходят величины способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011 = 0,4 - 0,5% относительного удлинения. Однако, как это следует из теоремы Генки, они достаточны для формирования остаточных напряжений на уровне предела текучести упрочняемого материала. При упрочнении методами поверхностного пластического деформирования относительные деформации достигают величин способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011 = 10-15% и более.

Формирование остаточных напряжений в большей степени зависит от скорости отвода теплоты от упрочняемой поверхности, которая определяется коэффициентом теплоотдачи. При термоупрочнении жаропрочных сплавов он должен быть не ниже ( способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011 = 1,5 способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011 10 - 2,5 способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011 10) способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011 104 Вт/м2 способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011 oC, что достигается высоконапорным душевым охлаждением. При более низких коэффициентах способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011 = (1-3) способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011 104, которые характерны для хорошо циркулируемой проточной воды, наведение эпюры сжимающих остаточных напряжений возможно лишь на материалах, предел текучести которых не превышает величины способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011т = 300 - 350 МПа.

На рис. 1 приведены значения коэффициента способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011 для жаропрочных сплавов в зависимости от давления, откуда следует, что необходимые значения способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011 могут быть получены только при давлении охлаждаемого душа P способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011 4 атм.

На рис. 2 выполнено графическое построение, позволяющее определить остаточные напряжения, возникающие в зависимости от температуры нагрева, давления, толщины детали для жаропрочного сплава ЖС6-У. Номограмма построена на основании соответствующих аналитических решений. Как следует из рассмотрения этой номограммы толщина детали, особенно в области h = 0,5-2,0 мм имеет решающее значение при наведении остаточных напряжений необходимого уровня, формирование которых возможно при нагреве Tспособ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011600oC и охлаждении душевым способом при P > 4 атм. Изложенное имеет немаловажное значение при упрочнении лопаток газовых турбин, у которых толщина выходных кромок h способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011 1,0 мм.

В качестве иллюстрации эффективности предлагаемого способа ниже приводится результаты сравнительных исследований.

1. Усталостные испытания на плоских алитированных образцах из сплава ЖС6-У при асимметрии цикла равном способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011m = 200 МПа и температуре испытания 900oC после термоупрочнения на режиме: T = 750oC, P = 5 атм, показали повышение предела выносливости на 50-60%.

2. Лопатки турбины из сплава ЖС6К-ВИ изготовленные литьем с направленной кристаллизацией после упрочнения на режиме T = 750oC, P = 4 атм, испытанные при T = 20oC на базе N = 2способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011107 циклов, показали повышение выносливости на 60% с способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011-1 = 200 МПа до способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011 = 320 МПа.

3. Термоупрочнение лопаток на режиме: T = 600oC, P = 5 атм, из сплава ЭИ437Б на базе N = 2способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011107 циклов показало повышение выносливости на 33% ( с способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011-1 = 210 МПа до способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011-1 = 280 МПа). После наработки в составе изделия в течение способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011 = 10000 ч предел выносливости исходных термоупрочненных лопаток увеличился до способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011-1 = 300 МПа, т.е. вырос на 43%.

4. Остаточные напряжения, наведенные при термопластическом упрочнении при повышенных температурах, относительно устойчивы. Образцы из сплава ЖС6Ф упрочнялись микрошариками и термопластическим упрочнением. Испытания при T= 950oC в среде аргона показали, что после упрочнения микрошариками исходные остаточные напряжения способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 21430110 = -1100 МПа через способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011 = 50 ч выдержки практически полностью релаксировали ( способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 21430110 = - 100 МПа ). Соответственно остаточные напряжения после термоупрочнения и выдержки в течение способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 2143011 = 100 ч снизились с способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 21430110 = -800 МПа до способ повышения циклической прочности деталей   газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе   никеля, патент № 21430110 = -550 МПа, т.е. на 30%, оставаясь на этом уровне в дальнейшем.

Устойчивое напряженное состояние в процессе эксплуатации изделия в подповерхностном слое формирует зону переплетенных дислокаций, которая служит барьером против последующих дислокационных процессов, приводящих к образованию первоначальных очагов разрушения. По этой причине усталостные характеристики упрочненных деталей с течением времени могут даже возрасти.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Н. Д. Кузнецов, В.И. Цейтлин. Эквивалентные испытания газотурбинных двигателей. - М.: Машиностроение, 1976, 210 с.

2. (JP56 - 3903A (Кавасаки Дзюкой К.К.), 27.01.81, C 22 F 1/10, C 22 C 19/03, C 22 C 19/05, реферат).

Класс C22F1/10 никеля, кобальта или их сплавов 

способ термической обработки монокристаллов ферромагнитного сплава fe-ni-co-al-ti с эффектом памяти формы и сверхэластичностью, ориентированных вдоль [001] направления при деформации растяжением -  патент 2524888 (10.08.2014)
способ термической обработки заготовок дисков газотурбинных двигателей из жаропрочных сплавов на основе никеля -  патент 2506340 (10.02.2014)
сверхпрочный сплав на основе никеля и детали, изготовленные из этого суперсплава -  патент 2499068 (20.11.2013)
способ получения нанокомпозита с двойным эффектом памяти формы на основе монокристаллов ферромагнитного сплава co35ni35al30 -  патент 2495947 (20.10.2013)
способ комплексной обработки высокопрочных аморфно-нанокристаллических сплавов -  патент 2492249 (10.09.2013)
способ термической обработки отливок из безуглеродистых жаропрочных никелевых сплавов для монокристаллического литья -  патент 2485204 (20.06.2013)
способ изготовления композитного материала из сплавов на основе никелида титана -  патент 2465016 (27.10.2012)
способ получения листовых изделий из никелевых жаропрочных сплавов -  патент 2460824 (10.09.2012)
способ восстановительной термической обработки изделий из жаропрочных никелевых сплавов -  патент 2459885 (27.08.2012)
способ получения изделий из сложнолегированных жаропрочных никелевых сплавов -  патент 2457924 (10.08.2012)
Наверх