способ предотвращения экологической катастрофы из-за пробоины на судне

Классы МПК:B63B43/16 аварийное оборудование для остановки течи, например маты или пластыри 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Таланов Борис Петрович
Приоритеты:
подача заявки:
1998-11-19
публикация патента:

Способ предотвращения экологической катастрофы из-за пробоины на судне включает в себя герметизирование всех технологических проемов судна выше поверхности воды, переворот судна вокруг его оси на угол, исключающий контакт груза через пробоину с водной средой, фиксирование судна в указанном положении и последующее транспортирование судна в безопасное место для разгрузки и ремонта. Это обеспечивает предотвращение истечения нефтепродуктов в короткое время при значительных размерах пробоины.

Формула изобретения

Способ предотвращения экологической катастрофы из-за пробоины на судне, включающий предотвращение контакта груза с водной средой при разрушении корпуса судна, отличающийся тем, что герметизируют все технологические проемы выше поверхности водной среды, переворачивают судно вокруг его оси на угол, который исключает контакт груза с водной средой через пробоину, фиксируют судно в полученном положении и транспортируют его в безопасное место для разгрузки и ремонта.

Описание изобретения к патенту

Техническое решение относится к области предотвращения экологической катастрофы при контакте груза на судне с водной средой при разрушении корпуса судна в результате силового воздействия (удар, столкновение, нарушение целостности из-за шторма). Преимущественное использование способ имеет для танкеров, предназначенных для транспортировки горючих материалов (нефтепродуктов). При аварии, которая влечет распространение нефтепродуктов по поверхности воды, гибнет все живое из-за прекращения доступа кислорода или смачивания оперения птиц.

Нефтепродукты собирают с поверхности водной среды, однако это не полностью предотвращает экологическую катастрофу, т.к. нефтепродукты попадают на береговую поверхность, а часть нефти растворяется в водной массе. Сбор нефтепродуктов описан в международной заявке (WO 87/06556, кл. B 02 B 15/04, 1987) и заключается в налипании нефтепродуктов на охлаждаемый вращающийся барабан, с которого механически снимается слой нефти, которая затем транспортируется в корпус судна. Как указывалось, такой способ не позволяет удалить растворенную в водной массе нефть, а также нефть на береговой поверхности.

Известен способ снижения вероятности возникновения аварийной ситуации путем усиления корпуса судна (авт.св. N 1826824, B 63 C 7/14, автор Таланов Б.П.). Усиление корпуса, что используется широко всеми судостроительными фирмами, не может предотвратить аварийной ситуации при столкновении с посторонним объектом и из-за усталостных разрушений корпуса судна, что и имеет место в мировой практике транспортировки нефтепродуктов.

Любой ремонт при истечении нефтепродуктов из пробоины в водную среду затруднителен и длителен, что приводит к экологической катастрофе при значительных размерах пробоины.

Целью технического решения является предотвращение истечения нефтепродуктов в короткое время при значительных размерах пробоины.

Технический результат достигается тем, что герметизируют все технологические проемы выше пробоины, переворачивают судно с размещением пробоины, когда контакт груза с водной средой через пробоины исключается, фиксируют судно в указанном положении и транспортируют судно в безопасное место.

Пояснения к способу:

1. Описан способ для ГСМ, однако способ пригоден для любого вида груза.

2. Переворот может быть осуществлен различно:

- смещением груза и фиксацией угловой надувными понтонами с различным наполнением и приданием положительной плавучести понтонам,

- переворот можно осуществить ракетами, которые заранее крепятся по бортам, с получением нужного угла наклона понтонами с различной степенью положительной плавучести, которая может регулироваться степенью заполнения понтонов газовой средой.

Поворот осуществляют до размещения пробоины в воздушной среде и исключения контакта груза с водной средой. Затем судно в фиксированном положении буксируется в порт для разгрузки и ремонта.

Таким образом достигается предотвращение экологической катастрофы.

Способ может быть легко применен в действующих судах путем оснащения их понтонами с источниками газа под давлением и ракетами по бортам, причем источники газа нужно оснастить регуляторами расхода.

Класс B63B43/16 аварийное оборудование для остановки течи, например маты или пластыри 

Наверх