система локального кондиционирования салона автомобиля
Классы МПК: | B60H1/32 холодильные устройства F25B21/04 реверсивные H01L23/427 охлаждение путем изменения состояния, например с использованием нагревательных трубок H01L35/30 отличающиеся средствами теплообмена в переходе |
Автор(ы): | Костенко В.И., Гладких Л.М., Изупак Э.А., Никифоров В.Е., Пащин А.И., Прокопенко И.Ф., Рыбкин Б.И., Саутов В.Н., Сперанская И.В., Чмырев В.М. |
Патентообладатель(и): | Костенко Валерий Иванович, Гладких Леонид Михайлович, Изупак Эдуард Анатольевич, Никифоров Виктор Евгеньевич, Пащин Александр Иванович, Прокопенко Игорь Филиппович, Рыбкин Борис Иванович, Саутов Владимир Нилович, Сперанская Ирина Владимировна, Чмырев Виталий Михайлович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1998-12-29 публикация патента:
10.12.1999 |
Изобретение относится к средствам кондиционирования воздуха, преимущественно к кондиционерам салонов транспортных средств. Система кондиционирования содержит термоэлектрический преобразователь на основе эффекта Пельтье с двумя теплообменными поверхностями и два воздуховода внешней части системы. В первом воздуховоде установлены поворотная заслонка, первый теплообменник, первый нагнетающий вентилятор и дефлектор. Во втором воздуховоде расположен второй теплообменник и второй нагнетающий вентилятор. Первая теплообменная поверхность термоэлектрического преобразователя находится в тепловом контакте с первым теплообменником, а вторая - с первым концом тепловой трубы. Второй конец тепловой трубы находится в тепловом контакте со вторым теплообменником. Термоэлектрический преобразователь подключен к аккумуляторной батарее через переключатель полярности питающего напряжения и блок распределения и управления питанием. В качестве электрического источника напряжения при парковке автомобиля используется солнечная батарея, расположенная на автомобиле. Система содержит регулятор температуры. Варианты выполнения теплообменников позволяют использовать систему кондиционирования в различных климатических зонах. Такое конструктивное выполнение позволяет уменьшить общее энергопотребление, массогабаритные характеристики и уровень шума в зоне потребления, что повышает эффективность работы кондиционера и уровень комфорта в салоне при различных климатических условиях. 7 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
1. Система локального кондиционирования салона автомобиля, содержащая электрический источник напряжения, подключенный к термоэлектрическому преобразователю на основе эффекта Пельтье с переключателем полярности питающего напряжения для штатного и реверсного режимов работы и имеющий первую и вторую теплообменные поверхности, а также средство для подвода текучей среды к первой теплообменной поверхности, находящейся в тепловом контакте с текучей средой, и отвода обработанной текучей среды от нее, и средство для отвода тепла от второй теплообменной поверхности при штатном режиме работы и подвода тепла к ней при реверсном режиме работы, а также регулятор температуры, отличающаяся тем, что средство для подвода текучей среды к первой теплообменной поверхности термоэлектрического преобразователя на основе эффекта Пельтье и отвода обработанной текучей среды от нее выполнено в виде первого воздуховода внешней части системы с первым теплообменником, нагнетающего первого вентилятора и выходного патрубка в салоне автомобиля, реализованного в виде дефлектора для подачи воздуха в зону лица водителя и каждого пассажира автомобиля, и поворотной заслонки для изменения направления воздухозабора к термоэлектрическому преобразователю на основе эффекта Пельтье как из окружающей среды, так и из салона автомобиля, а средство для отвода тепла от второй теплообменной поверхности при штатном режиме работы и подвода тепла к ней при реверсном режиме работы выполнено в виде первой тепловой трубы, каждый конец которой соответственно находится в тепловом контакте со второй поверхностью термоэлектрического преобразователя на основе эффекта Пельтье и со вторым теплообменником, причем второй воздуховод внешней части системы связан через нагнетающий второй вентилятор со вторым теплообменником и выходным патрубком в атмосферу окружающей среды. 2. Система локального кондиционирования салона автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что первый теплообменник выполнен в виде набора n тонких дисков толщиной h с m радиально расположенными отверстиями, с шагом l и диаметром d = 1,5h, причем по радиальным направлениям диски смещены на угол
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое техническое решение относится к средствам кондиционирования воздуха, преимущественно к кондиционерам для салонов транспортных средств. Известен кондиционер, установленный на транспортном средстве (см. патент US N 4440212 НКИ 165-12, опублик. 1984, патентовладелец - Nissan Motor Company, Limited), содержащий воздуховод, с одной стороны которого находится отверстие для впуска воздуха; вентиляционное и нижнее выпускные отверстия, расположенные вверху и внизу с другой стороны воздуховода; вентилятор, предназначенный для нагнетания воздуха от впускного отверстия; испаритель, расположенный за вентилятором, предназначенный для охлаждения воздуха, нагнетаемого вентилятором; обогреватель, расположенный за испарителем, имеющий обводной канал, находящийся над обогревателем, необходимый для байпасирования части воздуха, прошедшего через испаритель; воздухосмесительную заслонку, установленную перед обогревателем, которая в полностью закрытом положении закрывает обогреватель и предназначена для регулирования расхода воздуха, проходящего через обогреватель; воздухосмесительную камеру, расположенную за обогревателем и обводным каналом, в которой происходит смешивание воздуха, охлаждаемого испарителем, прошедший через обводной канал к заслонке с воздухом, нагретым обогревателем, в соотношении, соответствующим углу установки, с тем, чтобы через вентиляционное отверстие выходила большая часть охлажденного воздуха, а большая часть теплового воздуха выходила через нижнее выпускное отверстие дефростера, которое соединено с нижним выпускным отверстием. Известен автомобильный кондиционер (см. патент US 5333679 НКИ 165-43, опублик. 1994, патентовладелец - Kabushiki Kaisha Toyoda Iidishokki Seisakusho, Aichi, Japan), содержащий компрессор перекачки хладагента, приводимый гидромотором, причем горячая вода поступает в теплообменник из системы охлаждения двигателя автомобиля, а холодная вода движется последовательно в конденсатор и дальше в испаритель, мотор компрессора связан с гидронасосом, приводимый от двигателя автомобиля, причем потоки жидкости регулируются клапанами. 2/3 легковых автомобилей в мире выпускаются с системой кондиционирования воздуха, причем в US и IP каждый легковой автомобиль работает с системой кондиционирования. С 1995 г. применение вредного хладагента типа FCKW в новых разработках систем кондиционирования запрещено, однако хладагенты типа R12, R134 и R134a продолжают использоваться, которые оказывают разрушающее действие на озоновый слой Земли, так как потеря хлора составляет выше 40%, что обусловлено не только конструктивными дефектами, но и повреждениями, а также работами по ремонту и обслуживанию. Кроме того, работа кондиционера взаимосвязана с работой двигателя транспортного средства, что обусловлено дополнительным потреблением горючего, нарушением экологии в районе автотрассы или при парковке транспортного средства. Наиболее перспективное применение находят кондиционеры на основе термоэлектрических преобразователей, основанные на эффекте Пельтье (I. Peltier). Известна система охлаждения и нагрева текучей среды в пассажирском помещении транспортного средства (см. патент US N 4280330 НКИ 62-3, опублик. 1981, патентовладелец - Verdell Hearris Brooklyn, NY), содержащая электрический источник напряжения, подключаемый к нему по меньшей мере один термоэлектрический элемент, имеющий охлаждающую и нагреваемую первую поверхность, находящуюся в тепловом контакте обрабатываемой текучей средой, и соответственно нагреваемую и охлаждаемую вторую поверхность, и устройство для подвода обрабатываемой среды к первой поверхности и отвода обработанной текучей среды от нее. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является система охлаждения и нагрева текучей среды (см. патент RU N 2078697 МПК B 60 H 03/00, опублик. 1997, патентовладелец - В.И. Миронов и группа авторов) преимущественно воздуха, в помещении транспортного средства, содержащая электрический источник напряжения, подключенный к термоэлектрическому преобразователю на основе эффекта Пельтье с переключателем полярности питающего напряжения для двух режимов работы (штатный и реверсный) и имеющий первую и вторую теплообменные поверхности, а также средство для подвода текучей среды к первой теплообменной поверхности, находящуюся в тепловом контакте с текучей средой и отвода обработанной текучей среды от нее, и средство для отвода тепла от второй поверхности при штатном режиме работы и подвода тепла к ней при реверсном режиме работы, выполненного в виде теплового аккумулятора, находящего в тепловом контакте с второй поверхностью термоэлектрического преобразователя на основе эффекта Пельтье. Недостатком известного технического решения является недостаточная теплопроводность теплового аккумулятора. Технический результат предлагаемого решения заключается в повышении эффективности работы и расширении функциональных возможностей за счет снижения общего энергопотребления и массогабаритных характеристик путем применения оптимальной комбинации термоэлектрического преобразователя на основе эффекта Пельтье, тепловой трубы и радиаторов теплообмеников и с функционированием системы при парковке автомобиля за счет применения солнечной батареи для подзарядки аккумулятора автомобиля, обеспечения работоспособности водителя в различных климатических условиях, а также повышения уровня комфорта, как водителю так и пассажирам с уменьшением уровня шума в зоне потребления. Широкие функциональные возможности достигаются тем, что система локального кондиционирования салона автомобиля содержит электрический источник напряжения, подключенный к термоэлектрическому преобразователю на основе эффекта Пельтье, с переключателем полярности питающего напряжения для штатного и реверсных режимов работы и имеющий первую и вторую теплообменные поверхности, а также средство для повода текучей среды к первой теплообменной поверхности, находящуюся в тепловом контакте с текучей средой и отвода обработанной текучей среды от нее, и средство для отвода тепла от второй теплообменной поверхности при штатном режиме работы и подвода тепла к ней при реверсном режиме работы, причем средство для подвода текучей среды к первой теплообменной поверхности термоэлектрического преобразователя на основе эффекта Пельтье и отвода обработанной текучей среды от нее, выполненное в виде первого оптимальной конфигурации воздуховода внешней части системы с первым теплообменником, нагнетающего первого вентилятора и выходного патрубка с салоном автомобиля, реализованного в виде регулируемого воздушного потока дефлектора для подачи воздуха в зону лица водителя и каждого пассажира автомобиля, а также поворотная заслонка для изменения направления воздухозабора к термоэлектрическому преобразователю на основе эффекта Пельтье как из окружающей среды, так и из салона автомобиля и средство для отвода тепла от второй теплообменной поверхности при штатном режиме работы и подвода тепла к ней при реверсном режиме работы, выполненное в виде первой тепловой трубы, каждый конец которой соответственно находится в тепловом контакте со второй поверхностью термоэлектрического преобразователя на основе эффекта Пельтье и со вторым теплообменником, причем второй воздуховод внешней части системы связан через нагнетающий второй вентилятор со вторым теплообменником и выходным патрубком в окружающую среду, кроме того, первый теплообменник выполнен в виде набора n тонких дисков толщиной h с m радиально расположенных отверстий, с шагом l и диаметром d = 1,5 h, причем по радиальным направлениям диски смещены на угол

- обдув охлажденным воздухом - штатный режим;
- обдув теплым воздухом - реверсный режим;
- работа системы на стоянке автомобиля при выключенном двигателе - дежурный режим с электропитанием системы от панелей солнечных батарей, для поддержания комфортной температуры в салоне автомобиля. Штатный режим работы. Забор атмосферного воздуха осуществляется через первый воздуховод 6 путем всасывания первым вентилятором 7 и направления воздуха через первый теплообменник 8, находящийся в тепловом контакте с первой поверхностью термоэлектрического преобразователя (холодная пластина) 3 и далее через дефлектор 11, регулирующий поток воздуха в зону потребления (зона лица водителя и пассажиров). Салон наполняется охлажденным воздухом. Вторая поверхность термоэлектрического преобразователя (горячая пластина) 4 находится в тепловом контакте первым концом с первой тепловой трубой 13, а вторым концом со вторым теплообменником 16. Забор атмосферного воздуха осуществляется через второй воздуховод 14 путем всасывания вторым вентилятором 15 и направления воздуха через второй теплообменник 16 в выходной патрубок 17. Для снижения электропитания системы при движении транспортного средства первый и второй вентиляторы 7, 15 могут выключаться. Реверсный режим работы. Забор атмосферного воздуха осуществляется через первый и второй воздуховоды 6, 14 также, как и в штатном режиме, однако первая поверхность термоэлектрического преобразователя 3 при изменении полярности напряжения переключателя 5 становится горячей пластиной и салон наполняется горячим воздухом. Вторая поверхность термоэлектрического преобразователя (холодная пластина) 4 находится в тепловом контакте первым концом с первой тепловой трубой 13, а вторым концом со вторым теплообменником 16, причем тепловая труба 13, выполненная с утолщенными стенками, обеспечивает теплообмен между второй поверхностью 4 термоэлектрического преобразователя 2 с внешней средой. Дежурный режим работы. При парковке автомобиля, при неработающем двигателе, панель солнечных батарей 21 подключена согласно электрической схемы на фиг. 3 для подзарядки аккумуляторной батареи автомобиля, что обеспечивает возможность функционирования системы и поддержания комфортной температуры в салоне автомобиля. Дополнительно в системе предусмотрена возможность осуществить подачу воздуха, вместо наружного с температурой Tнар, из салона с температурой Tвнут с помощью поворотной заслонки 12. Предлагаемое техническое решение по сравнению с прототипом позволяет повысить эффективность работы, расширить функциональные возможности системы за счет снижения общего энергопотребления и уменьшения массогабаритных характеристик и осуществить индивидуальный подвод и регулирование воздушного потока, обеспечивающий необходимые параметры микроклимата внутри салона для повышения работоспособности, хорошего самочувствия, минимальной утомляемости, быстрого восстановления сил.
Класс B60H1/32 холодильные устройства
Класс H01L23/427 охлаждение путем изменения состояния, например с использованием нагревательных трубок
Класс H01L35/30 отличающиеся средствами теплообмена в переходе