отопительно-вентиляционное устройство для транспортного средства

Классы МПК:B60H1/12 с помощью воздуходувки 
B60H1/00 Отопительные, холодильные или вентиляционные устройства
F24F13/08 органы управления воздушными потоками, например жалюзи, решетки, заслонки, направляющие пластины
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Акционерное общество "АвтоВАЗ"
Приоритеты:
подача заявки:
1997-01-29
публикация патента:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к вентиляции, отоплению и кондиционированию воздуха в кабинах транспортных средств, например легковых автомобилей. Отопительно-вентиляционное устройство содержит кожух отопителя. В кожухе отопителя последовательно расположены вентилятор, заслонка управления отопителем, теплообменник, камера смешивания и заслонка обогрева салона. В боковых стенках кожуха выполнены уплотнительные элементы в виде фланцев и ребер под полки заслонки управления отопителем. Теплообменник смонтирован в нижней части кожуха. Камера смешивания имеет выходы к воздуховодам для подачи воздуха в нижнюю часть салона, на его остекленение и вентиляцию. В воздуховодах установлены распределяющие заслонки. Заслонка управления отопителем и заслонка обогрева салона выполнены корытообразной формы. Новым является то, что ось вращения заслонки управления отопителем совмещена с осью вращения заслонки обогрева салона. Такое конструктивное выполнение устройства позволяет уменьшить аэродинамическое сопротивление газовых трактов, тепловые потери и габаритные размеры. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения

Отопительно-вентиляционное устройство для транспортного средства, содержащее вентилятор, кожух отопителя, в котором последовательно расположены заслонка управления отопителем корытообразной формы с вынесенной осью вращения, теплообменник, смонтированный в нише кожуха, камера смешивания, имеющая выходы к воздуховодам для подачи воздуха в нижнюю часть салона, на его остекленение и вентиляцию, отличающееся тем, что на оси вращения заслонки управления отопителем установлена заслонка обогрева салона, выполненная корытообразной формы и имеющая конструктивный зазор с кожухом отопителя, в боковых стенках которого выполнены уплотнительные элементы в виде фланцев и ребер под полки заслонки управления отопителем.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к вентиляции, отоплению и кондиционированию воздуха в кабинах транспортных средств, например легковых автомобилей.

Известно техническое решение отопительно-вентиляционного устройства для транспортного средства (А.С. N 1452716 МКИ5 B 60 H 1/10 - прототип), включающее кожух отопителя, в котором последовательно расположены вентилятор, заслонка управления отопителем корытообразной формы с вынесенной осью вращения, теплообменник, смонтированный в нише кожуха, камера смешивания, имеющей выходы к воздуховодам для подачи воздуха в нижнюю часть салона, на его остекленение и вентиляцию, в которой установлены распределяющие заслонки.

К недостаткам известного технического решения можно отнести то, что выполненные в боковых стенках кожуха секторные выштамповки под полки поворотной заслонки увеличивают габаритные размеры кожуха, уменьшая при этом объем камеры смешивания, что ведет к увеличению тепловых и аэродинамических потерь.

Задача данного изобретения направлена на повышение эффективности работы устройства путем уменьшения аэродинамического сопротивления газовых трактов и тепловых потерь, уменьшению габаритных размеров.

Для решения поставленной задачи предлагается следующая конструкция отопительно-вентиляционного устройства, содержащее кожух отопителя, в котором последовательно расположены вентилятор, заслонка управления отопителем корытообразной формы с вынесенной осью вращения, теплообменник, смонтированный в нише кожуха, камера смешивания, имеющая выходы к воздуховодам для подачи воздуха в нижнюю часть салона, на его остекленение и вентиляцию, в которой установлены распределяющие заслонки, при этом ось вращения заслонки управления отопителем совмещена с осью вращения заслонки обогрева салона, выполненной также корытообразной формы и имеющей конструктивный зазор с кожухом отопителя, обеспечивающий подачу воздуха на обдув ветрового стекла в режиме "Обогрев салона", а в режиме "Вентиляция" - в нижнюю часть салона транспортного средства. В боковых стенках кожуха выполнены фланцы и ребра, осуществляющие функцию уплотнительных элементов и обеспечивающие герметичность в крайних положениях заслонки управления отопителем.

Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения не была известна - следовательно, оно соответствует условию патентоспособности "новизна".

Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенное устройство имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в заявленной совокупности признаков дает возможность получить новый технический эффект, следовательно, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники.

Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость".

Сущность изобретения поясняется на чертежах:

Фиг.1 - общий вид устройства.

Фиг.2 - сечение А-А на фиг.1.

Фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.1.

Фиг.4 - положение заслонок в режиме "Вентиляция".

Фиг.5 - положение заслонок в режиме "Обогрев салона".

Фиг.6 - положение в режиме "Обогрев ветрового стекла".

Отопительно-вентиляционное устройство для транспортного средства, содержащее кожух (1) отопителя, с одним подводящим (2) и несколькими выводящими (3-6) каналами, подающими обработанный воздух на обогрев ветрового стекла (3), вентиляцию (4-5) и обогрев (6) салона. В нижней части кожуха (1) расположен теплообменник (7), перед которым расположен подводящий канал (8), а за ним, отводящий канал (9) для отвода подогретого воздуха. В средней части кожуха (1) расположена камера смешивания (10), в которой сходятся подводящие каналы подогретого (9) и холодного (11) воздуха. В районе камеры смешивания (10) расположена ось вращения (12) заслонки управления отопителем (13), выполненная корытообразной формы и совмещенная с ней ось вращения заслонки обогрева салона (14), также имеющая корытообразную форму.

На боковых стенках кожуха (1) выполнены фланцы (15, 16) и ребра (17). В режиме "Вентиляция" (фиг.4) заслонка управления отопителем (13) полками (18) плотно прилегает к нижним фланцам (15) и ребрам (17) кожуха (1), тем самым герметично перекрывает вход (8) и выход (9) ниши теплообменника (7). В режиме "Обогрева салона" (фиг.5) заслонка (13) герметично перекрывает канал (11), обеспечивая максимальную эффективность. В режиме "Обогрева ветрового стекла" (фиг.6) заслонка (13) герметично перекрывает канал (11), а заслонка обогрева салона (14) и заслонка (19) - соответственно каналы (6) обогрева салона и (4), (5) вентиляции, обеспечивая при этом максимальный обогрев ветрового стекла.

Устройство работает следующим образом: при необходимости подачи свежего воздуха в салон автомобиля заслонка (13) полками (18) герметично перекрывает вход (8) и выход (9) ниши теплообменника (7), плотно прилегая к верхним фланцам (15) и ребрам (17) кожуха (1). Герметичность обеспечивается мягким упругим материалом (например, пенополиуретаном), которым залита заслонка (13).

Заслонка обогрева салона (14) поворачивается вокруг оси вращения (12) и перекрывает канал (6) обогрева салона, оставляя только небольшой конструктивный зазор между боковыми стенками заслонки (14) и стенками кожуха (1), для того чтобы небольшая часть свежего воздуха могла поступать в нижнюю часть салона транспортного средства.

Верхняя заслонка (19) перекрывает канал (3) для обдува ветрового стекла герметично, уплотняясь аналогично заслонке (13) по фланцам (16) и ребру (17), обеспечивая максимальную эффективность вентиляции и направляя воздушный поток вентиляции (4) и (5), через которые воздух подается в дефлекторы панели приборов для распределения равномерно или по необходимости по салону транспортного средства.

При необходимости подачи горячего воздуха заслонка (13) поворачивается вокруг оси вращения (12) и перекрывает полками (18) полностью или частично подводящий канал (2), направляя воздух в подводящий канал (8) и далее на теплообменник (7). Заслонка обогрева салона (14) поворачивается вокруг оси вращения (12) и перекрывает канал (20), направляя воздух в канал (6) обогрева салона. Между заслонкой (14) и кожухом (1) остается небольшой конструктивный зазор для того, чтобы всегда обеспечивать подачу части воздуха в верхнюю часть салона транспортного средства через каналы вентиляции (4) и (5) или для обогрева ветрового стекла через канал (6).

В процессе эксплуатации устройства заслонки (13), (14) и (19) могут занимать любые промежуточные положения в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства и обеспечения различных условий подготовки и распределения тепловоздушной смеси.

Класс B60H1/12 с помощью воздуходувки 

вентилятор воздуха, в частности, для отопительного прибора транспортного средства -  патент 2513509 (20.04.2014)
автотранспортное управляющее устройство -  патент 2470799 (27.12.2012)
отопительно-вентиляционная система транспортного средства -  патент 2357874 (10.06.2009)
отопительно-вентиляционное устройство для транспортного средства -  патент 2228855 (20.05.2004)
устройство для системы отопления и вентиляции салона транспортного средства -  патент 2178744 (27.01.2002)
датчик температуры воздуха в салоне автомобиля -  патент 2087332 (20.08.1997)
устройство внутренней вентиляции кузова транспортного средства -  патент 2081756 (20.06.1997)

Класс B60H1/00 Отопительные, холодильные или вентиляционные устройства

устройство для поддержания необходимой температуры батареи в транспортном средстве -  патент 2529068 (27.09.2014)
малогабаритный термоэлектрический кондиционер -  патент 2529045 (27.09.2014)
теплообменник для мобильного отопительного устройства автомобиля -  патент 2523866 (27.07.2014)
способ обогрева салона транспортного средства через лобовое, заднее и боковые стекла -  патент 2523361 (20.07.2014)
система кондиционирования воздуха транспортного средства -  патент 2521897 (10.07.2014)
испарительный узел, в частности отопителя транспортного средства -  патент 2521069 (27.06.2014)
воздуховыпускное устройство -  патент 2518092 (10.06.2014)
контур кондиционирования автотранспортного средства, содержащий расширительную камеру -  патент 2517933 (10.06.2014)
система кондиционирования с одним расширительным клапаном -  патент 2516912 (20.05.2014)
нагревательный прибор для автомобиля -  патент 2514944 (10.05.2014)

Класс F24F13/08 органы управления воздушными потоками, например жалюзи, решетки, заслонки, направляющие пластины

Наверх