топливо для судовых энергетических установок

Классы МПК:C10L1/04 на основе смесей углеводородов 
C10L1/18 содержащие кислород 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):ЗАО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания"
Приоритеты:
подача заявки:
1999-03-23
публикация патента:

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к составу топлива, предназначенного для использования в судовых энергетических установках. Описывается топливо для судовых энергетических установок на основе остаточной нефтяной фракции с добавлением дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга, отличающееся тем, что оно содержит гидроочищенное дизельное топливо, в качестве основы - смесь прямогонного мазута и гудрона и дополнительно тяжелый газойль каталитического крекинга при следующем соотношении компонентов, мас. %: гудрон - 10-15; легкий газойль каталитического крекинга - 15-30; тяжелый газойль каталитического крекинга - 10-20; гидроочищенное дизельное топливо - 19-30; мазут - до 100. Разработка предлагаемого топлива позволила найти квалифицированное применение низкокачественному продукту - тяжелому газойлю каталитического крекинга и тем самым расширить сырьевую базу для обеспечения возрастающей потребности в транспортных котельных топливах. 2 з.п. ф-лы, 2 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Топливо для судовых энергетических установок на основе остаточной нефтяной фракции с добавлением дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга, отличающееся тем, что оно содержит гидроочищенное дизельное топливо, в качестве основы - смесь прямогонного мазута и гудрона и дополнительно тяжелый газойль каталитического крекинга при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Гудрон - 10 - 15

Легкий газойль каталитического крекинга - 15 - 30

Тяжелый газойль каталитического крекинга - 10 - 20

Гидроочищенное дизельное топливо - 19 - 30

Мазут - До 100

2. Топливо для судовых энергетических установок по п.1, отличающееся тем, что дополнительно содержит до 0,2 мас.% депрессорной присадки.

3. Топливо для судовых энергетических установок по пп.1 и 2, отличающееся тем, что дополнительно содержит до 30 мас.% вакуумного газойля.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к составу топлива, предназначенного для использования в судовых энергетических установках.

Известна композиция флотского мазута, содержащая 36-42 мас.% прямогонного мазута, 42-48 мас.% прямогонного дизельного топлива, 10-22 мас.% газойля коксования или каталитического крекинга.

("Химия и технология топлив и масел", 1979 г., N 3, с.28-30)

Недостатком этой композиции является склонность к расслаиванию при хранении, а также высокая температура застывания.

Известно также судовое топливо, содержащее мас.%:

Мазут - 20-40

Газойль каталитического крекинга - 5-20

Фракция 180-500oC вторичных процессов и/или фракции 200-480oC крекинг-флегмы - 5-15

Фракция 450-КК остатка термических процессов или фракция 520-КК остатка деасфальтизации - 2-60

Гудрон - До 100

Патент РФ N 1672731, C 10 L 1/04, 1995 г.)

Однако известная композиция имеет высокую вязкость и температуру застывания и не может быть использована в качестве флотского мазута.

Для улучшения низкотемпературных свойств судовых топлив в их состав вводят депрессорную присадку.

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению по составу компонентов и достигаемому результату является топливная композиция, содержащая мас. %:

Фракция дизельного топлива - 13-24

Легкий газойль каталитического крекинга - 21-22

Сополимер окиси этилена с винилацетатом - 0,0015-0,005

Остаточный компонент деасфальтизации масел пропаном - 0,005-0,1

Прямогонный мазут или гудрон - До 100

(Авторское свидетельство СССР N 1740402, C 10 L 1/18, 1992 г.)

Однако эта композиция обладает недостаточно высокими эксплуатационными свойствами.

Задачей настоящего изобретения является разработка композиции топлива для судовых энергетических установок, обладающего улучшенными эксплуатационными свойствами, а также расширение сырьевой базы для увеличения производства указанных топлив, в частности флотских мазутов.

Для решения поставленной задачи предлагается топливо для судовых энергетических установок, содержащее, мас.%

Гудрон - 10-15

Легкий газойль каталитического крекинга - 15-30

Тяжелый газойль каталитического крекинга - 10-20

Гидроочищенное дизельное топливо - 19-30

Мазут - До 100

Причем, предлагаемое топливо может содержать в своем составе до 0,2 мас. % депрессорной присадки и до 30 мас.% вакуумного газойля.

Отличие заявляемого технического решения состоит в том, что в составе топлива содержится гидроочищенное дизельное топливо, тяжелый газойль каталитического крекинга и в качестве основы - смесь мазута и гудрона, взятые в заявленном соотношении.

Тяжелый газойль каталитического крекинга - это продукт, который преимущественно используется в составах тяжелых низкосортных котельных топлив.

Подобранное соотношение компонентов в предлагаемом топливе позволяет более квалифицированно использовать низкокачественный продукт и тем самым расширить сырьевую базу для обеспечения возрастающей потребности в транспортных котельных топливах с высокими эксплуатационными характеристиками.

Предлагаемое топливо для судовых энергетических установок готовят путем смешения компонентов при перемешивании.

Указанным способом было приготовлено 4 образца предлагаемого топлива

Дли приготовления образцов предлагаемого топлива были использованы компоненты со следующими характеристиками.

Мазут:

Плотность при 20oC, г/см3 - 0,953

Температура застывания, oC - 24

Температура вспышки в закрытом тигле, oC - 152

Вязкость условная при 80oC - 9,93

Массовая доля серы, % - 2,5

Гудрон:

Плотность при 20oC, г/см3 - 0,990

Вязкость условная при 80oC - 38

Температура вспышки в открытом тигле, oC - 220

Температура размягчения по КИШ, oC - 33,5

Массовая доля серы, % - 2,9

Содержание воды - Следы

Легкий газойль каталитического крекинга:

Пределы выкипания, oC - 180-350

Плотность при 20oC, г/см3 - 0,915

Вязкость кинематическая при 50oC, сст - 2,19

Температура вспышки в закрытом тигле, oC - 95

Температура застывания, oC - -18

Массовая доля серы, % - 1,59

Тяжелый газойль каталитического крекинга:

Пределы выкипания, oC - 350-420

Плотность при 20oC, г/см3 - 0,936

Вязкость кинематическая при 50oC, сст - 9,17

Температура вспышки в закрытом тигле, oC - 102

Температура застывания, oC - 18

Массовая доля серы, % - 2,19

Гидроочищенное дизельное топливо:

Цетановое число - 48-49

Кинематическая вязкость при 20oC, мм2/с - 5,0-5,6

Температура застывания, oC - -12...-15

Температура вспышки в закрытом тигле, oC - 60-80

Массовая доля серы, % - 0,15-0,2

Вакуумный газойль:

Плотность при 20oC, кг/м3 - 880-920

Вязкость кинематическая при 50oC, мм2/с - 5,0-25,0

Массовая доля серы, % - 0,9-2,0

Температура застывания, oC - 16-35

В качестве депрессорной присадки на основе сополимера этилена с винилацетатом можно использовать присадки типа Сепафлюкс СЕ-5484, Парадин-70, ЕСА-7433 и другие. Для приготовления образцов предлагаемого топлива использовали присадку Сепафлюкс СЕ-5484:

Плотность при 50oC, г/см3 - 0,86-0,88

Вязкость при 50oC, мм2/с - 90-320

Температура застывания, oC - 27-30

Температура вспышки, oC - ок.6

В таблице 1 приведен состав приготовленных образцов предлагаемого топлива. В таблице 2 - физико-химические характеристики приготовленных образцов и данные по коррозионной агрессивности и смазывающей способности.

Из данных, приведенных в таблице 2, видно, что предлагаемое топливо полностью удовлетворяет требованиям ГОСТ на топлива для судовых энергетических установок, например, на флотский мазут Ф-5, и обладает хорошими защитными и смазывающими свойствами.

Класс C10L1/04 на основе смесей углеводородов 

способ получения низкозастывающего дизельного топлива -  патент 2527564 (10.09.2014)
способ получения оксигенатов, повышающих эксплуатационные свойства топлив для двигателей внутреннего сгорания (варианты) -  патент 2522764 (20.07.2014)
способ получения реактивного топлива из биоэтанола -  патент 2510389 (27.03.2014)
углеводородная композиция, используемая в качестве топлива и горючего, полученная из компонентов нефти и биологического компонента -  патент 2505582 (27.01.2014)
топливная композиция авиационного бензина -  патент 2503711 (10.01.2014)
способ получения и состав присадки к жидкому топливу -  патент 2502790 (27.12.2013)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
композиция неэтилированного экологически чистого высокооктанового бензина -  патент 2493239 (20.09.2013)
интегрированный способ получения дизельного топлива из биологического материала, продукты, применение и установка, относящиеся к этому способу -  патент 2491319 (27.08.2013)
горючее ракетное топливо (варианты) и способ его приготовления -  патент 2486230 (27.06.2013)

Класс C10L1/18 содержащие кислород 

композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
методы производства топлива для реактивных двигателей из натурального масла как исходного сырья с помощью реакций обмена -  патент 2522436 (10.07.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
совмещенный способ получения биотоплив из различных типов сырья и родственных продуктов -  патент 2503714 (10.01.2014)
композиция оксигенированного бензина с хорошими дорожными эксплуатационными характеристиками -  патент 2503710 (10.01.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)
Наверх