ленточно-пильный станок

Классы МПК:B27B15/02 с горизонтально направленными ленточными пилами 
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Государственный научный центр лесопромышленного комплекса
Приоритеты:
подача заявки:
1998-08-14
публикация патента:

Изобретение относится к деревообрабатывающей промышленности, в частности к устройствам для распиловки лесоматериалов. Ленточно-пильный станок содержит раму, образованную продольными балками, связанными друг с другом поперечинами и имеющими продольные направляющие. Станок имеет каретку, смонтированную на раме с возможностью продольного перемещения и состоящую из продольных балок с колесами, взаимодействующими с направляющими балок рамы, и портала, состоящего из вертикальных стоек. Нижние концы стоек закреплены на продольных балках каретки, а верхние концы связаны между собой поперечиной, причем на стойках закреплены вертикальные направляющие штанги, на которых с возможностью вертикального перемещения смонтирована траверса. Траверса несет пильный орган, образованный ленточной пилой, натянутой на ведомый шкив, и ведущий шкив, приводимый силовой установкой, которая имеет двигатель внутреннего сгорания, механизм вертикального перемещения траверсы и устройство для установки обрабатываемого бревна. Станок обеспечивает повышенную эффективность работы. 13 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13

Формула изобретения

1. Ленточно-пильный станок, содержащий раму, образованную продольными балками, связанными друг с другом поперечными и имеющими продольные направляющие, каретку, смонтированную на раме с возможностью продольного перемещения и состоящую из продольных балок с колесами, взаимодействующими с направляющими балок рамы, и портала, состоящего из вертикальных стоек, нижние концы которых закреплены на продольных балках каретки, а верхние концы связаны между собой поперечиной, причем на стойках закреплены вертикальные направляющие штанги, на которых с возможностью вертикального перемещения смонтирована траверса, несущая пильный орган, образованный ленточной пилой, натянутой на ведомый шкив, и ведущий шкив, приводимый силовой установкой, имеющей двигатель внутреннего сгорания, механизм вертикального перемещения траверсы, устройство для установки обрабатываемого бревна, отличающийся тем, что он снабжен автономным механизированным подъемным средством, состоящим из гидростанции и гидроманипулятора, образованного стойкой, на которой с возможностью поворота в горизонтальной плоскости смонтированы стрела и рукоять с захватным устройством, а механизм вертикального перемещения траверсы выполнен в виде вертикального ходового винта, установленного своими гладкими концами в верхнем и нижнем подшипниках одной стойки портала и взаимодействующего своим резьбовым участком с гайкой, закрепленной в кронштейне одного конца траверсы, а на верхнем конце ходового винта закреплена рукоятка для его вращения, а между рукояткой и верхним концом стойки расположено дополнительное средство для вращения ходового винта, выполненное в виде храпового колеса, закрепленного на ходовом винте, и взаимодействующей с колесом подпружиненной собачки, установленной в вильчатой обойме, связанной с рычагом поворота ходового винта, щеки обоймы связаны с собачкой штифтом, а конец большой щеки обоймы смонтирован с возможностью вращения на участке ходового винта, расположенном под храповым колесом, привод пильного органа образован силовым агрегатом, состоящим из двухтактного двигателя мотоциклетного типа, сцепления и коробки передач и установленным в рамке, смонтированной с возможностью продольного перемещения в направляющих верхней стороны траверсы, а на вторичном валу коробки передач установлена звездочка, связанная цепью со звездочкой ведущего шкива, установленного в подшипниковое опоре, жестко закрепленной на нижней стороне траверсы, на которой с возможностью продольного перемещения смонтирована подшипниковая опора ведомого шкива, кинематически связанная с механизмом натяжения пильной ленты, выполненным в виде горизонтального натяжного винта, на одном конце которого выполнена головка, взаимодействующая с выступом основания корпуса, смонтированного с возможностью продольного перемещения внутри траверсы, а на другом конце винта, выступающем из торцевой крышки траверсы, установлены контргайка и гайка, взаимодействующая через промежуточные втулки и амортизирующие тарельчатые пружины с крышкой траверсы, а устройство для установки обрабатываемого бревна образовано средством для зажатия бревна по торцам и средством для поддержания бревна по наружной окружной поверхности, первое из которых образовано расположенным с каждого торца бревна гребенчатым кронштейном, состоящим из параллельных щек, нижние части которых соединены на концах перемычками с обращенными вниз пазами для установки на поперечинах рамы, а на верхней части расположена гребенка с наклонными пазами для установки пальцев опоры, в бобышке которой выполнено резьбовое отверстие для винта, упирающегося одним концом в держатель с заостренными пальцами, взаимодействующими с торцом бревна, а на другом конце имеющего головку для вращения винта и перемещения держателя в пазу опоры, а второе из указанных средств образовано ложементами, каждый из которых содержит седло, охватывающее поперечину рамы, и закрепленную на седле зубчатую щеку, взаимодействующую с наружной окружной поверхностью бревна, а в седле и щеке выполнены прорези для прохода болтов, фиксирующих ложемент на раме.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к деревообрабатывающей промышленности, в частности к ленточнопильным станкам.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому техническому результату к заявляемому является ленточнопильный станок, содержащий раму, образованную продольными балками, связанными друг с другом поперечинами и имеющими продольные направляющие, каретку, смонтированную на раме с возможностью продольного перемещения и состоящую из продольных балок с колесами, взаимодействующими с направляющими балок рамы, и портала, состоящего из вертикальных стоек, нижние концы которых закреплены на продольных балках каретки, а верхние концы связаны между собой поперечиной, причем на стойках закреплены вертикальные направляющие штанги, на которых с возможностью вертикального перемещения смонтирована траверса, несущая пильный орган, образованный ленточной пилой, натянутой на ведомый шкив и ведущий шкив, приводимый силовой установкой, имеющей двигатель внутреннего сгорания, механизм вертикального перемещения траверсы и устройство для установки обрабатываемого бревна /см. , например, книгу Афанасьева П.С. "Конструкции деревообрабатывающих станков".- М.: Машгиз, 1960, стр. 138/.

Недостатками известного станка являются его невысокая эффективность, вследствие отсутствия средств для регулировки высоты расположения пильного органа в зависимости от вертикального расположения оператора, ненадежное закрепление обрабатываемого бревна, значительные габариты и вес станка.

Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является повышение эффективности станка благодаря наличию автономного механизированного подъемного средства и средств для регулировки высоты расположения пильного органа в зависимости от вертикального расположения оператора, повышение надежности закрепления обрабатываемого бревна и снижение габаритов и веса.

Для достижения указанного технического результата известный ленточно-пильный станок, содержащий раму, образованную продольными балками, связанными друг с другом поперечинами и имеющими продольные направляющие, каретку, смонтированную на раме с возможностью продольного перемещения и состоящую из продольных балок с колесами, взаимодействующими с направляющими балок рамы, и портала, состоящего из вертикальных стоек, нижние концы которых закреплены на продольных балках каретки, а верхние концы связаны между собой поперечиной, причем на стойках закреплены вертикальные направляющие штанги, на которых с возможностью вертикального перемещения смонтирована траверса, несущая пильный орган, образованный ленточной пилой, натянутой на ведомый шкив и ведущий шкив, приводимый силовой установкой, имеющей двигатель внутреннего сгорания, снабжен автономным механизированным подъемным средством, состоящим из гидростанции и гидроманипулятора, образованного стойкой, на которой с возможностью поворота в горизонтальной плоскости смонтированы стрела и рукоять с захватным устройством, а механизм вертикального перемещения траверсы выполнен в виде вертикального ходового винта, установленного своими гладкими концами в верхнем и нижнем подшипниках одной стойки портала, и взаимодействующего своим резьбовым участком с гайкой, закрепленной в кронштейне одного конца траверсы, а на верхнем конце ходового винта закреплена рукоятка для его вращения, а между рукояткой и верхним концом стойки расположено дополнительное средство для вращения ходового винта, выполненное в виде храпового колеса, закрепленного на ходовом винте, и взаимодействующей с колесом подпружиненной собачки, установленной в вильчатой обойме, связанной с рычагом поворота ходового винта, щеки обоймы связаны с собачкой штифтов, а конец большой щеки обоймы смонтирован с возможностью вращения на участке ходового винта, расположенном под храповым колесом, привод пильного органа образован силовым агрегатом, состоящим из двухтактного двигателя мотоциклетного типа, сцепления и коробки передач, и установленным в рамке, смонтированной с возможностью продольного перемещения в направляющих верхней стороны траверсы, а на вторичном валу коробки передач установлена звездочка, связанная цепью со звездочкой ведущего шкива, установленного в подшипниковой опоре, жестко закрепленной на нижней стороне траверсы, на которой с возможностью продольного перемещения смонтирована подшипниковая опора ведомого шкива, кинематически связанная с механизмом натяжения пильной ленты, выполненным в виде горизонтального натяжного винта, на одном конце которого выполнена головка, взаимодействующая с выступом основания корпуса, смонтированного с возможностью продольного перемещения внутри траверсы, а на другом конце винта, выступающем из торцовой крышки траверсы, установлены контргайка и гайка, взаимодействующая через промежуточные втулки и амортизирующие тарельчатые пружины с крышкой траверсы, а устройство для установки обрабатываемого бревна образовано средством для зажатия бревна по торцам и средством для поддержания бревна по наружной окружной поверхности, первое из которых образовано расположенным с каждого торца бревна гребенчатым кронштейном, состоящим из параллельных щек, нижние части которых соединены на концах перемычками с обращенными вниз пазами для установки на поперечинах рамы, а на верхней части расположена гребенка с наклонными пазами для установки пальцев опоры, в бобышке которой выполнено резьбовое отверстие для винта, упирающегося одним концом в держатель с заостренными пальцами, взаимодействующими с торцем бревна, а на другом конце имеющего головку для вращения винта и перемещения держателя в пазу опоры, а второе из указанных средств образовано ложементами, каждый из которых содержит седло, охватывающее поперечину рамы, и закрепленную на седле зубчатую щеку, взаимодействующую с наружной окружной поверхностью бревна, а в седле и щеке выполнены прорези для прохода болтов, фиксирующих ложемент на раме.

На фиг. 1 изображен общий вид ленточно-пильного станка;

на фиг. 2 - вид А на фиг. 1;

на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 2;

на фиг. 4 - сечение В-В на фиг. 2;

на фиг. 5 изображен в увеличенном масштабе узел Г на фиг. 2;

на фиг. 6 - сечение Д-Д на фиг. 1;

на фиг. 7 - сечение Е-Е на фиг. 6;

на фиг. 8 - вид Ж на фиг. 1;

на фиг. 9 - сечение И-И на фиг. 8;

на фиг. 10 - вид К на фиг. 8;

на фиг. 11 - вид Л на фиг. 1;

на фиг. 12 - вид М на фиг. 11;

на фиг. 13 - общий вид ленточнопильного станка с автономным механизированным подъемным средством.

Ленточнопильный станок содержит раму, состоящую из быстросборных секций, образованных продольными балками 1, 2, соединенными между собой поперечинами 3. На верхней стороне каждой продольной балки выполнена направляющая 4. На раме с возможностью перемещения установлена каретка, состоящая из продольных балок 5, на которых установлены колеса 6, взаимодействующие с направляющими 4. На балках 5 установлен сборно-разборный портал, состоящий из вертикальных стоек 7, соединенных поперечиной 8. На стойках 7 закреплены направляющие 9, на которых с возможностью вертикального перемещения смонтирована траверса 10. На верхней стороне траверсы установлен привод 11 пильного органа, образованный силовым агрегатом, состоящим из двухтактного двигателя мотоциклетного типа, сцепления и коробки передач. На нижней стороне траверсы установлена подшипниковая опора 13 ведомого шкива. На шкивах установлена пильная лента 14. На валу ведущего шкива установлена приводная звездочка 15, связанная цепью 16 со вторичным валом коробки передач. Силовой агрегат смонтирован в рамке 17, установленной с возможностью продольного перемещения в направляющих траверсы с помощью регулировочного винта 18 для обеспечения натяжения цепи 16. В отрегулированном положении рамка 17 фиксируется на траверсе болтами 19. На стойке портала установлен руль 20 мотоциклетного типа, имеющий рычаг управления сцеплением, соединенный одним тросом управления с механизмом сцепления, и вращающаяся рукоятка газа, связанная другим тросом управления с карбюратором двигателя. Механизм вертикального перемещения траверсы 10 образован вертикальным ходовым винтом 21, установленным своими гладкими участками в верхнем подшипнике 22 и нижнем подшипнике 23 стойки 24 портала. Резьбовой участок винта взаимодействует с гайкой 25, закрепленной в кронштейне 26 одного конца траверсы 10. На верхнем конце ходового винта 21 закреплена рукоятка 27 для вращения винта. Между рукояткой 27 и верхним концом стойки 24 расположено дополнительное средство для вращения ходового винта, выполненное в виде храпового колеса 28, закрепленного на ходовом винте 21, и взаимодействующей с ним собачки 29, нагруженной пружиной 30. Собачка установлена в вильчатой обойме 31, связанной с рычагом 32 поворота ходового винта. Щеки обоймы связаны с собачкой 29 штифтом 33, а конец большой щеки смонтирован с возможностью вращения через подшипник 34 на участке ходового винта, расположенном под храповым колесом 28. Механизм натяжения пильной ленты выполнен в виде корпуса, имеющего основание 35, смонтированное с возможностью продольного перемещения в пазу нижней стороны траверсы. Основание имеет выступ 36, в отверстии которого установлен натяжной винт 37, выступ головки которого взаимодействует с пазом выступа 36 для фиксации винта от поворота. На конце винта, пропущенного через отверстие торцевой крышки 38 траверсы, навернуты гайка 39 и контргайка 40. Между гайкой 39 и крышкой 38 установлены промежуточные втулки 41, 42 и две группы 43, 44 амортизирующих тарельчатых пружин. Устройство для установки на станке обрабатываемого бревна 45 образовано средством для зажатия бревна по торцам и средством для поддержания бревна по наружной окружной поверхности. Первое средство образовано расположенным с каждого торца бревна гребенчатым кронштейном, состоящим из двух параллельных щек 46, нижние части которых соединены на концах перемычками 47, имеющими обращенные вниз пазы 48 для установки на поперечине рамы. На верхней части каждой щеки расположена гребенка с наклонными пазами 49 для установки пальцев 50 опоры 51. В бобышке 52 опоры выполнено резьбовое отверстие, в которое завернут винт 53, один конец которого упирается в вертикальное плечо 54 держателя, имеющее заостренные пальцы 55, взаимодействующие с торцем бревна. Горизонтальное плечо 56 держателя установлено с возможностью продольного перемещения в пазу опоры 51. На другом конце винта 53 выполнена квадратная головка 57 для его вращения. Второе средство образовано ложементами, каждый из которых состоит из седла 58, охватывающего поперечину рамы, и закрепленной на седле зубчатой щеки 59, взаимодействующей своими зубьями с наружной окружной поверхностью дерева. В седле выполнены прорези 60 для прохода болтов 61, проходящих через отверстия поперечины рамы для фиксации ложементов на раме.

Станок снабжен автономным механизированным подъемным средством, состоящим из гидростанции 62 и гидроманипулятора. Ведущий вал 63 гидростанции приводится от вала 64 ведущего шкива, например, при помощи карданного вала. Корпус гидростанции представляет собой масляный бак, в котором установлен гидронасос. В нижней части корпуса расположен кронштейн 65, надеваемый на поперечину 66 рамы. Гидроманипулятор содержит подставку 67, установленную на грунте и закрепленную с помощью центрального штыря 68 и костылей 69. На подставке с возможностью вращения смонтирована стойка 70, на верхнем конце которой шарниром 71 закреплен один конец стрелы 72, на другом конце которой шарниром 73 закреплен один конец рукоятки 74. На другом конце рукоятки шарниром 75 закреплено захватное устройство 76 грейферного типа. Рукоять 74 связана со стрелой 72 гидроцилиндром 77, а стрела 72 связана со стойкой 70 гидроцилиндром 78. Гидростанция 62 связана с гидрораспределителем 79, установленным на стойке 70, шлангами 80. Описанная конструкция станка обеспечивает перевозку его в разобранном виде на место эксплуатации любым транспортным средством и монтаж его без применения каких-либо подъемных устройств, возможность разгрузки сортиментов с транспортного средства и формирования возле станка штабеля для последующей обработки, укладки бревен на ложементы рамы и поворота его при необходимости.

Ленточнопильный станок работает следующим образом. Вначале на раму станка устанавливают обрабатываемое бревно 45. Для этого поворачивают стойку манипулятора в подставке, подводят его захватное устройство к бревну, лежащему на грунте, захватывают бревно, поднимают его и укладывают на раму станка для закрепления его и фиксации на раме станка. При этом зависимости от диаметра бревна перемещают седла ложементов прорезями 60 по болтам 61 и после установки на необходимый размер затягивают болты 61. Затем устанавливают пальцы 50 опоры 51 в необходимые пазы 49 щек 46 в зависимости от длины бревна 45, и вращая с каждого торца бревна винты 53 за головки 57 перемещают держатель так, что его горизонтальное плечо 56 движется в пазу опоры 51. При этом пальцы 55 вертикального плеча врезаются в торцы бревна 45, зажимая его на раме станка. После зажатия бревна 45 устанавливают необходимую высоту нижней ветви пильной ленты для отделения от бревна на первом этапе горбыля определенной толщины. Для этого за рукоятку 27 приводят во вращение ходовой винт 21, взаимодействующий при этом с гайкой 25, перемещающейся аксиально при вращении винта и увлекающей за собой связанную с ней траверсу 10 с пильной лентой. При необходимости в зависимости от положения оператора по вертикали вращение ходового винта 21 осуществляют дополнительным средством. Для этого за рычаг 32 поворачивают обойму 31 в горизонтальной плоскости по часовой стрелке /фиг. 3/ так, что через собачку 29 приводится во вращение храповое колесо и через него ходовой винт 21. При этом конец большой щеки обоймы свободно поворачивается на ходовом винте. Для осуществления натяжения пильной ленты 14, осуществляемого перед началом работы станка, ослабляют контргайку 40 и вращением гайки 39 перемещают натяжной винт 37, воздействующий своей головкой на выступ 36 основания 35, перемещая его в пазу нижней стороны траверсы для натяжения пильной ленты. При этом происходит деформация тарельчатых пружин, которые при работе пильной ленты амортизируют возникающие динамические нагрузки. В отрегулированном положении основание 35 фиксируется зажимными винтами /фиг. 6/. Затем с помощью регулировочного винта 18 натягивают цепь 16 привода звездочки 15 ведущего шкива пильной ленты. Для этого посредством указанного винта перемещают рамку 17 в направляющих траверсы 10 и после натяжения цепи 16 фиксируют рамку болтами 19. После этого запускают двигатель привода 11 и, манипулируя рычагом управления сцеплением, рукояткой газа и органом переключения передач, устанавливают необходимую скорость вращения звездочки 15 и скорость резания древесины. Далее подводят пильную ленту к торцу бревна и, оперируя рукояткой газа, перемещают каретку с пильной лентой по раме, осуществляя пиление бревна 45.

Класс B27B15/02 с горизонтально направленными ленточными пилами 

Наверх