цветотест для исследования бинокулярного зрения
Классы МПК: | A61B3/08 для испытания бинокулярного или стереоскопического зрения, например страбизма |
Автор(ы): | Ковылин В.В. |
Патентообладатель(и): | Волгоградская медицинская академия |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-10-07 публикация патента:
10.10.1999 |
Изобретение относится к области медицины, а именно к офтальмологии. Оно может быть использовано во всех медицинских учреждениях для диагностики наличия бинокулярного зрения. Цветотест содержит экран с тест-объектом в виде одной фигуры, фрагменты которой выполнены из светофильтров дополнительных цветов, причем каждый фрагмент имеет поле, свободное от цветового светофильтра. Техническим результатом изобретения является возможность определения характера зрения у детей младшего дошкольного возраста. Наличие одной фигуры упрощает методику и сокращает время исследования. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Цветотест для исследования бинокулярного зрения, включающий экран с тест-объектом в виде отдельных фигур со светофильтрами, отличающийся тем, что экран содержит тест-объект в виде одной фигуры, фрагменты которой выполнены из светофильтров дополнительных цветов, причем каждый фрагмент имеет поле, свободное от цветного светофильтра.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии. Известен цветотест для исследования бинокулярного зрения, включающий экран с тест-объектами в виде отдельных фигур со светофильтрами (1, 3). Экран содержит 4 отверстия-тесты в виде кружков. Однако исследование бинокулярного зрения, как правило, удается у детей старше 5 лет, т.к. требует от испытуемых свободно считать до пяти (1). Для детей младшего возраста известен цветотест, экран которого содержит 4 тест-фигуры со светофильтрами (автомашина, елочка, звезда и грибок) (2). Недостатком данного устройства является наличие нескольких фигур. Для ребенка младшего дошкольного возраста это вызывает определенные трудности и требует определенного времени на осознание теста и методики в целом. Целью предложения является упрощение и сокращение времени исследования. Поставленная цель достигается тем, что цветотест для исследования бинокулярного зрения, включающий экран с тест- объектами, экран содержит тест-объект в виде одной фигуры, фрагменты которой выполнены из светофильтров дополнительных цветов, причем каждый фрагмент имеет поле, свободное от цветового светофильтра. Упрощение и сокращение времени исследования достигается за счет объединения (сокращения) предъявляемых фигур. Используется минимально допустимое количество - одна фигура. Это упрощает осознание методики и сокращает время исследования бинокулярного зрения. При выполнении данного предложения необходимо было устранить технические противоречия. Для определения бинокулярного зрения необходимо иметь раздельные фигуры для каждого глаза и иметь общий объект для обоих глаз, т.е. необходимо наличие нескольких фигур. В то же время для упрощения методики и сокращения времени исследования необходимо иметь как можно меньше фигур, т. е. одну. Данные противоречия были решены с помощью принципа объединения - соединения однородных и (или) разнородных объектов. Также был использован принцип дробления - разделения объекта на отдельные части. Таким образом, решение задачи имеет изобретательский уровень, отличительные признаки необходимы и достаточны для достижения поставленной цели. На фиг. 1 изображена общая схема предлагаемого устройства, которая поясняет сущность заявляемого. Устройство имеет корпус - 1, источник света - 2, экран - 3, тест-объект - 4, красный светофильтр - 5, зеленый светофильтр - 6, матовый бесцветный светофильтр - 7. Пример конкретного выполнения. Корпус - 1, источник света - 2 стандартные (от цветотеста промышленного образца). Черный экран - 3 изготовлен из металла. В центре экрана - 3 выполнено отверстие в виде фигуры, например домика, грибка. В отверстии закреплены стандартные светофильтры: красный (640-660 нм), зеленый (520-540 нм) и матовый бесцветный светофильтр. Размеры светофильтров соотносились с таковыми цветового прибора промышленного образца. Методика исследования. Ребенок рассматривает тест-объект, например домик, в красно-зеленых очках по известной (принятой) методике (1). Видимые пациентами изображения тест-объекта отражены на фиг. 2. При бинокулярном зрении пациент увидит домик (а). При одновременном зрении крыша у домика будет сдвинута ("упадет" с домика) в ту или иную сторону (б). При монокулярном зрении правого глаза ребенок увидит крышу (в). При монокулярном зрении левого глаза он увидит домик без крыши (г). Наличие в каждом цветном фрагменте поля, свободного от цветного светофильтра, улучшает восприятие перечисленных образов. Преимущества и положительный эффект заявляемого устройства. Предлагаемый цветотест позволил определять характер зрения у детей младшего дошкольного возраста, наличие одной фигуры упрощает методику и сокращает время исследования. При этом не страдает качество диагностики. Источники информации, принятые во внимание при оформлении заявленного устройства:1. Аветисов Э.С. Содружественное косоглазие. М., 1977.-с. 166- 168;
2. Аветисов Э.С., Смольянинова И.Л., Фридман С.Я. Материалы 1-й итоговой научно-практической конференции офтальмологов г.Москвы. М., 1965.-с.178;
3. Урмахер Л.С., Айзенштат Л.И. Офтальмологические приборы. М., 1988.-с. 98.
Класс A61B3/08 для испытания бинокулярного или стереоскопического зрения, например страбизма